Кызылординская область может по праву гордиться богатой историей. Ее территория, растянувшаяся на сотни километров вдоль величайшей реки древности Сырдарьи, жемчужины Центральной Азии, изобилует памятниками истории и культуры. Здесь расположены мазары и мавзолеи, принадлежащие почитаемым в народе личностям, выдающимся батырам и полководцам, поэтам и музыкантам. В Приаралье возникали города, которые играли особую роль в истории Центральной Азии. Как свидетельствуют записи средневековых ученых, миссионеров и путешественников, междуречье Амударьи и Сырдарьи, носившие в древности названия Окс и Яксарт, были заселены народами, обладавшими высоким уровнем цивилизации.
По информации областного управления культуры, архивов и документации, на территории области 553 объекта историко-культурного наследия взяты под охрану государства. среди них 30 – вошли в реестр памятников республиканского значения, 65 – местного, 267 - в предварительный список. 70 памятников расположены в Аральском, 99 – в Казалинском, 85 – в Кармакшинском, 69 – в Жалагашском, 58 – в Сырдарьинском, 49 – в Шиелийском, 44 – в Жанакорганском районах, 79 – в Кызылорде.
С 2014 года при акимате области действует научно-методический совет по сохранению и использованию историко-культурного наследия, созданный по инициативе бывшего акима Кызылординской области Крымбека Кушербаева. Такие советы созданы только в двух регионах Казахстана. Совет координирует и реализует проекты по повышению уровня научной значимости результатов научно-исследовательских работ по вопросам охраны и использования историко-культурного наследия.
При поддержке научно-методического совета в области прошла реконструкция историко-краеведческого музея, построены краеведческие музеи в Кармакшинском и Казалинском районах, открылся музей рисоводства в Шиелийском районе – на родине Ибрая Жахаева.
Из областного бюджета выделены средства на проведение археологических исследований на городищах Сыганак, Жанкент, Сортобе, Кышкала, Бабиш-мола. Министерством культуры и спорта РК ведутся работы по консервации на городищах Жанкент и Сыганак.
Жанкент – древняя столица огузов Жанкент (в некоторых средневековых источниках упоминается как Янгикент) располагается в полутора километрах от одноименного аула Жанкент в Казалинском районе. По предположениям археологов, город возник в первые века нашей эры, в письменных же источниках упоминается с Х века. Это был один из крупных очагов средневековой цивилизации на торговых путях Великого Шелкового пути. В записях древних ученых и путешественников он описывается как столица и культурный центр государства огузов. С этим городом была связана жизнь выдающегося философа, музыканта и кюйши, почитаемого всем тюркским миром Коркыта ата.
Город был обнаружен в XIX веке русскими путешественниками-ориенталистами. В 1867 году художник Василий Верещагин со слов местных жителей записал легенды о Жанкенте, на месте древнего города он обнаружил обломки жженого кирпича, кости людей и животных, кувшины и другие керамические изделия, фрагменты орнаментов. В том же году по поручению Российской императорской археологической экспедиции исследование местности проводил ориенталист Петр Лерх. В своем отчете Русскому географическому обществу он писал: «Судя по развалинам, город занимал около четырех квадратных верст, в середине его была цитадель, окруженная валом и стеной. Для орошения пользовались водой Сырдарьи. Жанкент, видимо, не был насильственно разрушен, а был постепенно оставлен жителями и разрушился со временем от влияния атмосферы».
Ученые высказывают разные предположения о том, почему жители покинули древний город. Самое вероятное из них – изменение русла реки, дававшей городу жизнь. Но в людском восприятии этого факта есть место и легенде, которая является, скорее всего, наслоением нескольких произведений устного народного творчества.
В советскую эпоху в 1946 году раскопки здесь проводила Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция под началом ученого-археолога Сергея Толстова. Специалисты сделали аэрофотосъемку, на основе найденных на месте города артефактов пришли к выводу, что городище существовало еще в античные времена, а на последнем этапе существования было резиденцией царей огузов. Известно, что военные, базировавшиеся близ Сырдарьи, принимали меры по охране городища: они запрещали разбирать старые постройки, брать отсюда кирпичи, здесь даже дежурили часовые.
С обретением Казахстаном независимости в рамках программы «Мәдени мұра» в 2005 году исследования возобновились благодаря трехстороннему договору о научном сотрудничестве между КГУ имени Коркыта ата, Институтом этнологии и антропологии имени Н. Миклухо-Маклая и Институтом археологии имени А. Маргулана.
В настоящее время археологические раскопки на городище Жанкент проводит научно-исследовательский центр археологии и этнографии КГУ имени Коркыта ата под руководством ученого, кандидата исторических наук Азилхана Тажикеева. В работах полевой экспедиции принимали участие сотрудники Национального музея РК, специалисты областного учреждения по охране памятников истории и культуры, были приглашены ученые МГУ имени Ломоносова, Института географии Российской Академии наук.
Как сообщил руководитель экспедиции А.Тажикеев, раскопки проводили три разведывательных отряда. Первый исследовал главные ворота на восточной стене города, второй отряд продолжил работы по консервации большого жилого помещения, состоящего из нескольких комнат, в восточной части города, третий отряд занимался раскопками мавзолея №3 у северных ворот города. Как считают ученые, важное оборонительное значение имели восточные ворота города, о чем свидетельствует сложная конструкция. Были найдены кости, обломки посуды из керамики, обломки изделий из стекла и металла, асыки. Для дальнейшего исследования найденные артефакты были отправлены в лаборатории.
Для сохранности и защиты объектов от внешних факторов найденные объекты археологи покрывали целлофаном, затем замазывали глиной, но, как показала практика, этот метод оказался нецелесообразным, поскольку подпочвенные грунтовые воды приводят к дальнейшему разрушению объектов. Поэтому для защиты стали сооружать шатры из дерева и огораживать металлическими решетками. Эти мероприятия являются первыми шагами на пути создания на развалинах древнего города музея под открытым небом.
Были подведены итоги геоморфологических исследовательских работ. Было установлено, что восточная часть города была построена на месте старого русла.
Сортобе – памятник Жетыасарской культуры
В 2018 году были найдены развалины еще одного археологического памятника – древнего городища Сортобе, расположенного в 10 километрах к юго-западу от райцентра Жосалы. Ученые датируют город VIII-XI веками, причем нижние слои указывают на то, что город сущетствовал в эпоху расцвета огузов, более поздний период города относят к Жетыасарской культуре. Город имел достаточно развитую городскую культуру и был центром торговли и ремесленничества. Об этом говорят найденные во время раскопок печи – тандыры, керамическая посуда, сосуды для хранения зерна, кости собак крупной породы, кости домашних животных, изделия из меди. На глубине трех метров в двух археологических раскопках четко видны стены комнат, арки, очаги. Ученые предполагают, что городище Сортобе было укрепленным поселением, державшим под контролем этот участок реки. Такие выводы сделаны на основании того, что толщина одной хорошо сохранившейся стены – четыре метра. Помещения строились под углом 90 градусов, а кладка такая прочная, что хорошо сохранилась до наших дней.
Как рассказал Азилхан Тажикеев, руководитель археологической экспедиционной группы, которая ведет раскопки на Сортобе, в нижнем Приаралье, на торговых путях Великого Шелкового пути обнаружено около полусотни укрепленных поселений, относящихся к Жеты-асарской культуре, причем многие из них были крупными торговыми центрами, имевшими в ту эпоху важное стратегическое значение. Близкое расположение Сортобе к еще одному средневековому городу –
столице огузов Жанкенту – дает основание ученым предположить, что в этом городе бывал и почитаемый всем тюркским миром сказитель и жырау Коркыт, живший в тот же исторический период, когда существовал город Сортобе. К тому же городище расположено недалеко от места захоронения Коркыта на берегу Сырдарьи. К сожалению, более 70 процентов города ушло под воду. В состав археологической группы, помимо ученых научно-исследовательского центра «Археология и этнография» при КГУ имени Коркыта ата, вошли еще специалисты Восточного музея Российской Федерации, университета города Измира (Турция), Национального музея РК.
Найденные здесь фрагменты керамики, посуда, кувшины сходны с найденными артефактами при раскопках городов Сауран, Жанкент. Найдена также амфора, которая по форме сходна с изделиями хорезмийских мастеров.
Впрочем, как говорят ученые, дальнейшие исследования Сортобе позволят получить сведения, важные для изучения истории и культуры государства огузов. Вполне возможно, что Сортобе может стать одним из эталонных памятников эпохи огузов. Если Жанкент на протяжении веков был главным городом огузов, то Сортобе, скорее всего, был малой резиденцией государства. По мнению ученых, Сортобе может стать интереснейшим историко-культурным объектом, который займет достойное место в туристических маршрутах Приаралья.
Бабиш-мола из эпохи древних саков
На территории Кызылординской области находится уникальный памятник древности – городище Бабиш-мола, которое, по мнению ученых, является уникальным наследием саков низовьев Сырдарьи.
Памятник эпохи сакского периода возник на старом русле реки Жанадарьи. Следы древних ирригационных систем свидетельствуют о том, что древние саки, помимо скотоводства, занимались земледелием. Следы орошаемого земледелия в низовьях Сырдарьи датируются второй половиной I тысячелетия до нашей эры. Возможно, это было связано с тем, что в этот период усиливаются культурные связи саков приаралья с Хорезмским земледельческим оазисом. В низовьях Сырдарьи, на территории расселения саков, возникают не только укрепленные поселения, но и города. К их числу относится городище Чирик-Рабат.
Археологический памятник Бабиш-мола расположен в 47 километрах к югу от аула Комекбаева Кармакшинского района. Памятник включает в себя городище Бабиш-мола 1 и погребальное сооружение Бабиш-мола 2.
В окрестностях городища располагались поселения саков-апасиаков. Главный магистральный канал, снабжавший водой поселения, брал свое начало в 6 км. к югу от городища Бабиш-мола 1. Поселения сохранились в виде невысоких бугров с остатками жилищ, на некоторых поселениях зафиксированы остатки гончарных печей.
На возвышенности на правом берегу Жанадарьи сохранились следы укрепленного городища Бабиш-мола 1 прямоугольного плана. В северной его части расположена квадратная цитадель размерами 100х100 м., обнесенная пахсовыми стенами с небольшими округлыми башнями на углах и в середине восточной стены. В очертаниях цитадели можно заметить здание квадратного плана. В стенах цитадели и этого квадратного строения прорезаны тройные веерообразные расходящиеся стреловидные бойницы хорезмского типа. С юго-западного угла с внешней стороны к ее стене примыкают развалины еще одного крупного строения площадью 30х30 м., стены которого сохранились на высоте 4-5 м. С юга к строению и цитадели примыкает территория города, обнесенная мощной стеной из сырцового кирпича, сложенная методом пахсовой кладки.Толщина стены в некоторых местах достигает до 5,3 метра.
Мавзолей Бабиш-мола 2 состоит из погребальных залов, перекрытых сводами и соединенных коридорами, пересекающимися кресто-образно и имеющими арочные выходы во внешний двор. Это квадратное в плане здание размерами 21х21 метра высотой 7 метров с цокольным основанием из 6 рядов пахсовых блоков. Здание было возведено из квадратного сырцового кирпича. Были найдены останки погребенных людей, которых, вероятно, хоронили на специальных погребальных деревянных помостах. Найденный богатый погребальный инвентарь говорит о высоком социальном статусе покойных, погребенных в мавзолее.
Как сообщил старший научный сотрудник Института археологии имени А.Маргулана, кандидат исторических наук Жанболат Утубаев, в этом году в ходе раскопок на поселении Бабиш-мола были обнаружены 11 печей и места семи строений – мастерской и жилых домов. На сегодня были раскопаны шесть печей, они имеют прямоугольную форму, стены построены из глины. Дверцы печей имеют разную форму – круглую или овальную. В верхней их части и бокам имеются отверстия для выхода горячего воздуха диаметрами от 8 до 12 сантиметров. Каждая печь имеет от 8 до 16 отверстий.
В результате раскопок была открыта печь сложной конструкции. Она состоит из двух ярусов: в нижней располагалась топка, верхняя служила для обжига посуды. Высота печи – более одного метра, ее внешний диаметр – 5,2 метра. Стены выполнены из двух рядов сырцовых кирпичей шириной 40-70 сантиметров. Дверцы печи имеют овальную форму и расположены с юго-западной стороны, их длина около 1 метра, ширина – полметра.
Рядом с печью находилась мастерская, на сегодня раскопали одну из ее комнат. Здесь найдены шило, сделанное из кости, оселок, кувшин, а также обломки керамической посуды. Кроме того, начаты раскопки жилого дома, по-видимому, предназначенного для мастеровых. К сожалению, сохранилась только нижняя часть комнат. В помещениях были найдены предметы быта, на которых можно заметить различные знаки. Как предполагают ученые, знаки эти были своего рода тамгой мастеров, по которым можно было отличить, кому принадлежала та или иная работа. Обломки печей, мастерских, найденные здесь предметы быта дают основание предположить, что жившие во второй половине I тысячелетия до нашей эры в низовьях Сырдарьи древние сакские племена владели технологией изготовления керамики, существовали производственные гончарные центры, снабжавшие керамикой население крупного земледельческого
оазиса.
Ведутся дальнейшие исследования на погребальном сооружении Бабиш-мола 2. В этом году на 16-м километре к юго-западу от городища Бабиш-мола 1 найдено еще одно захоронение. Оно состоит из трех мавзолеев, которые имеют округлую форму. Их диаметр – от 12 до 28 метров, сохранившаяся часть имеет высоту от полутора до двух с половиной метра. Пока начаты раскопки на одном из мавзолеев. Памятник имеет форму неправильного круга диаметром 12 метров, высотой 1,2-1,5 метра. Толщина стен –
от 0,7 до 1,2 метра. Вход в мавзолей с двух сторон. Строение было возведено на подготовленной заранее платформе высотой 30 сантиметров. Стены выложены из сырцового кирпича. В результате раскопок раскрыты две комнаты, которые, как выяснилось, были разграблены. Судя по найденным костям, здесь было похоронено несколько человек. В одной из комнат, помимо костей, найдены обломок веретена, металлический нож, посуда с двумя ручками, бусы, золотые гвозди, ядро из глины, оселок и обломки посуды из
глины.
Найденные артефакты дают интересный материал для исследования традиций погребения, существовавших у саков Приаралья. Как предполагают ученые, погребальные традиции каждого сакского племени имели свои различия и особенности.
Найденные кости людей отправлены для дальнейшего исследования в Научно-исследовательский институт общей генетики и цитологии. Результаты исследования будут представлены после проведения всех экспертиз. Найденные кости животных были подвергнуты археозоологическому исследованию. Изделия из костей и камней были переданы на трасологическую экспертизу, составлен каталог керамических и других изделий.
Раскрывая тайны Сыганака
Внимание историков и ученых-археологов привлекают развалины древнего города Сыганака, расположенных в Жанакорганском районе в двух километрах к северо-западу от аула Сунак ата. Первые упоминания о городе появились в записях персидских и арабских историков X века под названиями Сунак, Сунаката, Сыганак. Город был важным торговым центром на маршруте Великого Шелкового пути, связывавшего города низовьев Сырдарьи Жент и Жанкент с городами Отрарского оазиса Таразом, Отраром, Саураном. Через эти города шли караваны верблюдов из Восточной и Средней Азии, которые везли в Китай стекло, драгоценности, изделия мастеров-ремесленников, ценные породы лошадей. Обратно везли керамику, бусы из лазурита, перламутра, коралла и самый главный товар – шелк, благодаря которому получила свое название дорога.
Исследованием древнего русла Сырдарьи, изучением жизни кочевых племен, населявших Южное Приаралье, историей возникновения крупных городов на этой территории в течение долгих лет занимался Сергей Толстов. Ученый яркого таланта, широкой научной эрудиции, в 30-х годах прошлого века он возглавил Хорезмскую археолого-этнографическую экспедицию. О результатах ее исследований, сыгравших важную роль в изучении истории края, писал в книге «Хорезмская экспедиция: история и современность» ученый-историк, профессор Аблай Айдосов.
До монгольского нашествия Сыганак – цветущий город с крупными постройками, окруженный возделываемыми полями. Об огузском городе на перекрестке оживленных караванных дорог с восхищением отзывались известный арабский географ того времени Махсиди и ученый-тюрколог Махмуд Кашгари. К XI-му веку в степи усилилось влияние кипчаков. Огузское государство, ослабленное внутренними междоусобицами, пришло в упадок. В XII веке Сыганак становится резиденцией кипчакских ханов. Исследованием древних присырдарьинских городов в нижнем течении Сырдарьи занимался и ученый-востоковед Александр Веселовский. Свою археологическую деятельность он начал в 1884 году в Туркестанском крае. В статье «Описание развалин древних городов по дороге из Казалы в Ташкент» ученый называет Сыганак столицей хана Токтамыша и его сходство с Жанкентом. Как пишет ученый, город соединяли каналы, которые потом разветвлялись на множество мелких арыков, за которыми видны крепость и стены двух полуразвалившихся мечетей из жженого кирпича. Судя по кладке и архитектуре, мечети были выстроены в одно время и отличались только по величине.
На протяжении веков город оказывался в эпицентре исторических событий. Вся история города – это история войн за обладание им. Доктор исторических наук Карл Байпаков отмечал, что в 80-е годы XVI века Сыганаком завладел Мухаммед-шейбани, а затем казахский хан Бурундук. Какое-то время Сыганак был крупным экономическим центром во владениях бухарского хана Абдаллы, после чего снова отошел к казахам. Удобное местоположение, из-за которого на протяжении всей истории им пытались овладеть разные племена, стало причиной его уничтожения.
С 2014 года по решению научно-методического совета по охране и использованию историко-культурного наследия Кызылординской области комплексные археологические исследования на древнем городище Сыганак проводятся научно-исследовательским центром международного казахско-турецкого университета имени Яссави. В ходе проведенных раскопок были обнаружены четыре слоя, относящиеся к разным историческим периодам. Самый нижний слой относится к эпохе Золотой Орды, второй слой – к периоду правления Амира Темира, третий и четвертый слои – к эпохе Ак Орды и Казахского ханства. В дальнейшем планируется сделать Сыганак музеем под открытым небом и включить его в туристические маршруты по сакральным местам Приаралья.
Историки и летописцы прошлого называли Сыганак «гаванью кипчакской степи». Один из самых знаменитых культурно-исторических памятников вошел в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО и Карту сакральных объектов региона как национальное достояние Казахстана. Археологические исследования на территории уникального городища, в разное время служившего столицами Огузского государства, Кипчакского ханства, Ак Орды и Казахского ханства, ведутся с 2003 года. С 2014 года по решению научно-методического совета по охране и использованию историко-культурного наследия Кызылординской области археологические раскопки на древнем городище Сыганак ведутся за счет средств областного бюджета. Комплексные археологические исследования здесь проводятся научно-исследовательским центром международного казахско-турецкого университета имени Х.А.Яссави под руководством археолога, доктора исторических наук, профессора Сайдена Жолдасбаева.
В ходе раскопок обнаружены четыре слоя, относящиеся к разным историческим периодам. Самый нижний относится к эпохе Золотой Орды, второй – к периоду правления амира Темира, третий и четвертый слои – к эпохе Ак Орды и Казахского ханства. Большую озабоченность археологов вызывает то обстоятельство, что проводить дальнейшие исследования на городище мешает подъездная автомобильная дорога. Часть развалин города осталась под асфальтом. На заседании научно-методического совета по охране памятников истории и культуры области ученые обратились с предложением к руководству области построить объездную дорогу. «Материальные блага, конечно, очень важны. Но сохранение духовных ценностей, охрана памятников культуры имеют первостепенное значение. Мы должны сберечь и сохранить дошедшие до нас из глубин веков памятники истории и культуры. Благодаря дошедшим до нас памятникам архитектуры мы сможем определить место нашего народа в истории человечества», – отметил заместитель акима области Наурызбай Байкадамов и заверил присутствующих, что будет найдено положительное решение по вопросу.
В дальнейшем планируется сделать Сыганак музеем под открытым небом и включить его в туристические маршруты по сакральным местам Приаралья. В этом году был заключен меморандум с Международным казахско-турецким университетом им. Яссави, в ходе которого будут организованы геологоразведочные экспедиции с участием местных ученых, студентов вузов и волонтеров.
О чем молчат камни...
Выполняя особую роль в осуществлении культурных и торговых связей, Великий Шелковый путь играл еще и политическую роль – по караванным дорогам спешили дипломаты и послы, выполнявшие важные государственные миссии. Сменялись времена и правители, с течением времени значимость приобретали то одни, то другие участки и ответвления Великого Шелкового пути, приходили в упадок и исчезали с лица земли одни города, на смену им приходили другие. В Сырдарьинском районе недалеко от аула Когалыколь в тридцати километрах к западу от Кызылорды (от аула его отделяет расстояние всего в два километра) расположены развалины городища Баршынкент. Его еще называют Кышкала – возможно, поводом для этого послужило то обстоятельство, что на развалинах древнего города до наших дней сохранились обломки жженого кирпича (в казахском языке «қыш» означает «кирпич»). Описывая Баршынкент, живший во второй половине XIII – начале XIV века историк и писатель периода правления монголов Жамал Карши отмечал, что в городе в соседстве проживали огузы и кипчаки. Это был крупный политический и культурный центр эпохи Золотой Орды, где было развито просвещение, процветали ремесла и торговля, был даже свой монетный двор. Город перестал существовать в XV веке. Ученые называют разные причины – возможно, он был покинут жителями в связи с изменением русла Сырдарьи.
Впервые город был обнаружен в 1899 году экспедицией Василия Каллаура, в прошлом столетии исследования были продолжены Василием Бартольдом и Петром Лерхом. В 1946 году археологические работы на городище были продолжены Хорезмской экспедицией во главе с Сергеем Толстовым. Академик Алькей Маргулан пишет, что город упоминается в сказании о батыре Алпамысе. Баршын – любимая жена батыра из кипчакского рода, возглавляемого ханом Хулагу. Когда Алпамыс отправился вместе с ханом в Иран, он оставил жену в городе, который позже стали называть Баршынкент. Это, конечно, всего лишь предположение. И все же по свидетельству ученых, укрепленная крепость Баршынкент на границе огузов и кипчаков до нашествия Чингисхана имела не только важное стратегическое значение, но являлась центром культуры и торговли. Защитники крепости не раз оказывали сопротивление Хорезмскому, Кипчакскому и Кимакскому ханствам. Позже они стойко держались под натиском войска хана Джучи, скрывшись за крепостными стенами. Тогда Джучи приказал заполнить ров, окружавший крепостные стены, водами Сырдарьи и затопил город и его мужественных защитников. Но после нашествия Джучи Баршынкент был быстро восстановлен и стал оплотом хана в нижнем течении Сырдарьи.
С мая 2018 года исследовательские работы на городище проводит международный научно-исследовательский центр «Археолог» под руководством доктора исторических наук, профессора КазНУ имени Аль-Фараби Мадияра Елеуова. С проникновением в степь ислама происходят изменения в архитектуре – большое значение приобретает строительство мечетей, которые чаще всего представляли собой портально-купольные сооружения. Сейчас археологи ведут исследования на развалинах мавзолея. Судя по обломкам, он был построен из жженого кирпича квадратной формы. Передняя часть мавзолея была выложена кирпичами с резным орнаментом. Найдены фрагменты стены, украшенные цветной мозаикой, на которых сохранились арабские буквы. Мавзолей был полностью разрушен. Однако ученые установили, что он по внешнему виду напоминал мавзолей Ходжи Ахмета Яссави в Туркестане. Пока не решено, как будут вестись работы далее. Возможно, будет проведена работа по консервации объекта.
По мнению одного из членов экспедиции, кандидата исторических наук, профессора Института археологии имени А.Маргулана Докея Талиева, город Баршынкент возник на старом русле Сырдарьи на месте переправы под названием Тумар откель. Можно утверждать, что это был один из главных городов на этом отрезке Великого Шелкового пути. Город имел развитую культуру и отличался высоким уровнем благоустройства. Об этом свидетельствуют развалины еще одного сооружения, обнаруженного здесь археологами. Остатки разрушенного строения довольно внушительного размера – 23x18 метров – говорят о том, что здание имело форму восьмигранника. Трудно сказать, каким было его назначение. Сказать, что усадьба, нельзя, так как в этом случае здесь в ходе раскопок должны быть найдены обломки предметов домашнего обихода – остатки посуды, утварь. Скорее всего,
строение имело хозяйственное назначение. Большой интерес представляет собой план сооружения – все выходы из комнат, расположенных по краям, ведут к большому помещению круглой формы, расположенному в центре. Здание имеет два входа, расположенных в противоположных концах. Что интересно, в помещении имелось несколько санузлов – об этом говорят углубления в полу, где по-видимому проходили трубы. Ученые обнаружили несколько слоев, по которым видно, что здание было перестроено. Исследования нижнего слоя, где сохранились на кирпичах следы сажи, ясно указывают, что здание было подвергнуто пожару, а затем отстроено заново. Пролить свет на все это могут только дальнейшие исследования.
Судя по найденным на месте раскопок обломкам керамики, можно предположить, что в городе было хорошо развито гончарное ремесло. В Баршынкенте – городе, находившемся на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, возникают товарно-денежные отношения, которые вытесняют товарный обмен. В середине XIII века находившиеся в низовьях Сырдарьи города достигли своего наивысшего расцвета, среди которых особенно отличался Отырар. Особое значение играл монетный двор Отырара, где чеканились вначале золотые динары, затем посеребренные дирхемы и медные фельсы. Все они обеспечивали не только местную денежную торговлю, но и торговлю между городами и даже средневековыми государствами. Монетные дворы начали функционировать также в Жанкенте, Сыганаке,
Женте.
Чеканились монеты и в городе Баршынкенте. Об этом свидетельствуют найденные здесь археологами медные монеты. В развитии экономики городов в нижнем течении Сырдарьи важную роль сыграло то, что в начале XIV века они вошли в состав Ак Орды, которая была первым крупным государственным образованием, сложившимся на местной экономической основе в послемонгольское время на территории Казахстана.
В средние века в низовьях Сырдарьи существовали города с развитой городской цивилизацией, высокой культурой жизни. Из шестнадцати объектов, включенных по Казахстану в предварительный список ЮНЕСКО, восемь объектов расположены в нашем регионе. Это городища Сыганак, Жанкала (Жент), Жанкент, Кескен-куюк, Чирик-Рабат, Бабиш-мола, поселение Баланды, памятники Жетыасарского оазиса. Из областного бюджета выделяются средства на продвижение процесса по включению вышеуказанных памятников Кызылординской области в список нематериального культурного наследия человечества. Разгадыванием древних тайн занимаются археологи. И с каждым разом открываются доселе неизвестные страницы истории края.
Жанна Балмаганбетова
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |