• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТЕОРИЯ – В АУДИТОРИИ. ПРАКТИКА – НА ПРЕДПРИЯТИИ

Как бы ни ценилось высшее образование, но за обладателями дипломов по таким профессиям, как столяр, крановщик, механизатор, слесарь или каменщик, сегодня работодатели выстраиваются в очередь. В стране и в области, в частности, дефицит рабочих кадров. Выпускники технических колледжей и вузов могут радоваться. По данным кадровых агентств, сегодня они идут нарасхват.

Квалифицированных технических специалистов готовят в Кызылординском колледже строительства и бизнеса им. С. Искакова (бывший профтехлицей № 6). Отметим, что благодаря профилизации колледжей были сокращены дублирующие друг друга специальности. То есть, если раньше в нескольких колледжах одновременно готовили специалистов одинакового профиля, к примеру, поваров или электронщиков, то сейчас такого нет. Так, в колледже строительства и бизнеса появились такие востребованные на рынке труда специальности, как комплектовщик мебели, каменщик, наладчик оборудования керамического производства, слесарь-сантехник, газоэлектросварщик…

В колледже обучают по 12 специальностям и 61 компетенции. Здесь созданы хорошие условия для учебы: современной техникой и оборудованием оснащены мастерские и аудитории, оказывается поддержка детям, оставшимся без попечения родителей, в частности, в плане их трудоустройства. Выпускники колледжа востребованы. Около девяноста процентов выпускников без труда находят работу по окончании учебы. В колледже сформирован хороший костяк педагогов и мастеров производственного обучения, настоящих профессионалов своего дела, которые являются призерами республиканских и областных конкурсов. Здесь работают 49 инженеров-педагогов, 54 мастера производственного обучения. Повышению их квалификации уделяется большое внимание. Многие из них прошли специальные курсы не только в ведущих учебных заведениях и предприятиях республики, но и в странах СНГ. К примеру, в 2014-2016 годах, в период внедрения в колледже дуального обучения, инженеры-преподаватели и мастера производственного обучения проходили стажировку в республиканском институте повышения квалификации в Минске.

Надо сказать, что в учебном заведении есть свой столярный цех, здесь будущие мебельщики пробуют применять теоретические навыки на практике. Столярный цех существовал со дня основания колледжа. В свое время деревянные предметы быта, сделанные руками студентов, пользовались большим спросом у горожан. Таким образом студенты не только набирались опыта, но и имели возможность заработать. Сейчас такая практика в колледже возрождается. В перспективе в столярной мастерской по заказу мебельных компаний планируется изготавливать современную корпусную мебель по дизайнерским эскизам.

В настоящее время в колледже обучаются 604 юноши и девушки. В прошлом учебном году его окончил 141 выпускник. И 90 процентов из них устроились на работу сразу же после окончания. Таких показателей удалось добиться во многом благодаря дуальной системе обучения. Элементы дуального обучения начали внедрять в колледже в 2015 году в качестве эксперимента. Сейчас дуальное обучение здесь осуществляется по двум специальностям – «Мебельное производство» (компетенция «комплектовщик мебели») и «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (компетенция «каменщик»). К примеру, студенты, обучающиеся по специальности «мебельщик» проходят практику на базе ТОО «Сыр жихазы», «Жаниш». А будущие каменщики оттачивают практические навыки в компаниях «Интегрострой», «Азамат». Один-два дня в неделю занятия проходят в училище, все остальное время студенты закрепляют знания на этих
предприятиях.

- Извечной проблемой образования является разрыв между знаниями, которые учащиеся получают в учебном заведении, и требованиями практики. Этот пробел и должна восполнить система дуального обучения, которая совмещает теоретическую и практическую подготовку учащихся. Положительными сторонами реализации дуального обучения можно считать приобретение практических навыков на рабочих местах, необходимого профессионального опыта, познание рабочих и деловых процессов, – говорит директор колледжа Орынбай Куанышбаев. - Системой дуального обучения охвачено порядка пятисот колледжей в стране, то есть 56 процентов средних учебных заведений работают в тандеме с предприятиями страны. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон: предприятий, работников и государства. Для предприятия дуальная система - это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучиванию и адаптации. Для студентов – это шанс быстрее научиться премудростям выбранной профессии. после окончания профессионального лицея им гарантировано рабочее место. Польза дуальной системы для государства в том, что будут решены задачи подготовки квалифицированных кадров для экономики.

- Елбасы Нурсултан Назар-баев неоднократно подчеркивал необходимость развития технического и профессионального образования. При этом акцент всегда ставился на активное участие бизнеса и работодателей в подготовке кадров, - говорит заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе Карлыгаш Омарова. - Практика подготовки профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-ассоциаций и работодателей в нашей области существует уже несколько лет. Успешно осуществляется она и у нас. Работодатели стали включаться в процесс подготовки кадров для своих предприятий, но нужно еще более активизировать этот процесс, они должны быть заинтересованы в подготовке кадров для себя и у себя на производстве. Для того, чтобы студенты знали специфику работы предприятия и вышли из стен колледжа подготовленными, без пяти минут квалифицированными специалистами. Вот в этом и есть основная суть дуального обучения. А колледжи всегда готовы и рады такому взаимовыгодному сотрудничеству.

Колледж строительства и бизнеса в следующем году включен в проект «Жас маман». Как пояснила К. Омарова, проект разработан в соответствии с поручением Первого Президента РК Н.А.Назарбаева на церемонии открытия Года молодежи, поясняет К. Омарова. - Оператором проекта «Жас маман» является НАО «Холдинг «Кәсіпқор». Его цель - модернизация 180 колледжей и 20 вузов по 100 наиболее востребованным профессиям и внедрение международного опыта подготовки квалифицированных специалистов. По итогам реализации проекта «Жас маман» учебные организации будут оснащены современным оборудованием, необходимым для подготовки специалистов, востребованных на республиканском и международном уровне. Эти учебные заведения станут центрами компетенции для своего региона по заявленной профессии, а также будут вести подготовку участников на чемпионаты рабочих и технических специальностей «WorldSkills».

- Время, когда юристов, пиарщиков, менеджеров различного профиля работодатели расхватывали, прошло. Теперь спрос на владельцев аттестатов о техобразовании. Статистика красноречива: восемьдесят процентов всех существующих на сегодня вакансий -
за специалистами со средним профессиональным образованием. Поэтому выпускникам школ, которые хотят хорошо устроиться в жизни, нужно штурмовать не гуманитарные, а технические учебные заведения, - отмечает мастер производственного обучения Роза Нагиева. - По данным статистики, у нас не более тридцати процентов занятого населения имеет профессиональное техническое образование. Приведу любопытные цифры: если около пятидесяти процентов выпускников-гуманитариев не идут работать по специальности, то из выпускников-технарей по своей профессии устраиваются на работу более 95 процентов. Видимо, дефицит технических кадров делает свое дело. Почти 90 процентов наших выпускников также без особого труда находят работу после окончания колледжа.

К примеру, Акылбек Смаилов и Аян Маликаждар после окончания колледжа устроились в ТОО «Сыр жихазы-кз». А Алмат Кажденбеков и Айбек Аскаров – в ТОО «Интегрострой».

- Самыми востребованными специалистами сейчас, впрочем, как и лет десять-двадцать назад, являются газо-электросварщики, слесари, сантехники, токари, строители, дорожники, электрики, каменщики, мебельщики, - говорит Акылбек. - Достаточно взглянуть на объявления о вакансиях в местных газетах. Благодаря внедрению дуальной системы обучения в колледже я на производственной практике ознакомился с премудростями профессии. Зачастую студенты профессиональных и технических учебных заведений начинают по-настоящему понимать и любить свою будущую профессию лишь после того, как получат опыт работы по специальности. На предприятии можно увидеть процессы собственными глазами, познакомиться с технологиями, освоить работу с оборудованием. В эффективности производственной практики нет никаких сомнений, ее подтверждает даже народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это хорошо, что сейчас студенты имеют возможность совмещать практику с теорией, работая непосредственно на предприятиях. Такая система позволяет не только набраться опыта. Если хорошо себя показать, зарекомендовать на практике, есть шанс трудоустроиться сразу после окончания колледжа.

Солидарен с ним А. Маликаждар.

- Практика помогла мне убедиться в том, что я нахожусь на правильном пути. Теперь, когда я понимаю суть моей будущей профессии, у меня не осталось никаких сомнений в правильности выбора, - говорит он. – Мне, как и моим сокурсникам, нравится работать в мебельном цехе. Не жалеем о том, что поступили в колледж, сейчас квалифицированные рабочие нарасхват. Техническим профессиям никакой кризис нипочем. Многие наши сверстники стали понимать, что престиж рабочих профессий поднимается, и есть хороший материальный стимул для работы. Хотим отметить хороший уровень преподавания в нашем колледже, большинство выпускников устраиваются на работу, это достойный показатель профессионализма учебного заведения.

По словам Алмата Кажденбекова, считать работу машиниста, слесаря, каменщика или монтера не престижной нет причин. Рабочие специальности сейчас в цене.

- Престиж рабочих профессий поднимается, и есть хороший материальный стимул для работы. Мне моя работа нравится, она востребована, - говорит Алмат. - Технические профессии будут востребованы всегда, никакой кризис им нипочем. Главное преимущество дуальной системы обучения заключается в том, что ты можешь быть уверен в последующем трудоустройстве на этом предприятии. А еще она дает возможность проверить свои теоретические знания на практике, уже в период учебы.

- Благодаря дуальному образованию, которое внедрили в нашем колледже, я проходил практику в ТОО «Интегрострой», - говорит Айбек Аскаров. - И понял специфику своей профессии: знаю, как произвести расчет кирпичной кладки, какой раствор предпочтительнее и прочнее, как правильно установить леса, заливать фундамент, заделывать швы, знаю основные виды и свойства природных и искусственных строительных материалов, растворов, технологию возведения и монтажа здания… Всему этому я научился на производственной практике под руководством опытных наставников.

- Для молодых людей практика на предприятии - отличный шанс приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после окончания - работу, к которой хорошо подготовлены, - говорит руководитель ТОО «Интегрострой» Багдаулет Искаков. - Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.

- Во время практики мы видим – насколько человек способен, насколько обучаем, как быстро приобретает навыки работы и в каком направлении может развиваться, – говорит директор ТОО «Сыр жихазы-кз» Едыге Оспанов. – И если мы нанимаем бывших практикантов на постоянную работу, то адаптационный период, который есть в каждой компании, для них проходит проще и быстрее. Ведь такая практика мало чем отличается от реальной работы новичка на производстве, принятого, скажем, на испытательный срок. Студенты работают под наблюдением опытных наставников. Предварительно они проходят полный инструктаж, изучают технику безопасности…

- Если юристов и экономистов еще можно готовить, фигурально говоря, с мелом в руке, то, к примеру, со строителями или сварщиками такое вряд ли возможно, - говорит мастер производственного обучения Бахыт Жолшораева. – Здесь нужна практика. Благодаря внедрению дуального обучения наши студенты осваивают азы своей профессии непосредственно на предприятиях. Не секрет, что сегодня руководству многих предприятий приходится сталкиваться с ситуацией, когда для выполнения заказов не хватает квалифицированной рабочей силы. К сожалению, на производстве забыто понятие профессионального наставничества. Это отношение нужно менять, производство должно стать практической учебной площадкой для подготовки кадров.

- Спрос на рабочие профессии был и будет всегда, - говорит О. Куанышбаев. - Наши выпускники востребованы, об этом говорит то, что ежегодно около девяноста процентов трудоустраиваются. Почти все выпускники прошлого года прошли специальное тестирование, своего рода аттестацию по специальности, получили сертификаты, которые являются безотказным пропуском на новую работу. Несомненно, престиж технических специальностей растет. Доказательство тому – растут конкурсы в профессиональных колледжах. Стимулом для поступления служит и то, что лицеи получили статус колледжей, причем трудоустройство после окончания обеспечено. Но, к сожалению, родители по-прежнему тянут своих чад в юристы и экономисты... Поэтому важна профориентационная работа в школах, семье, пропаганда человека труда с рабочей профессией, нужно на системной основе проводить разъяснение для повышения привлекательности рабочих и инженерно-технических специальностей. Многочисленные исследования показывают четкую тенденцию: чем лучше система технического и профессионального образования – тем лучше развита страна в экономическом плане. Эта зависимость становится еще более заметной, если взглянуть на данные по занятости населения. Так что вывод очевиден: будущее профессионально-технического образования - за дуальной системой обучения.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Предыдущие номера 04 декабрь 2019 г. 463 0