• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

«СКОРАЯ» СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ

Крупные дорожно-транспортные происшествия в регионе показали готовность наших служб оперативно реагировать на экстренные ситуации.

Как сказала заведующая информационным оперативно-диспетчерским отделом областной станции «Скорой помощи» Марина Тобылбаева, когда произошла авария на автодороге «Кызылорда – Кумколь», в которой погибли восемь человек, одними из первых на место происшествия прибыли работники скорой медицинской помощи. Совместно с сотрудниками других экстренных служб они по прибытии сразу же стали оказывать помощь пострадавшим.

В течение двух часов спасатели обнаружили и вынесли из автобуса тела семерых погибших, все они – работники нефтяной компании «Саутс-ойл», которые возвращались домой после вахты. Еще один пострадавший скончался в машине «Скорой помощи» по дороге в стационар.

– На месте аварии работали семь бригад, – говорит М. Тобылбаева, – из них 3 бригады скорой помощи, 2 – санитарной авиации, одна врачебная бригада из участка Кумколь и еще одна трассовой медико-спасательной службы.

Нужно отметить, что благодаря хорошей оснащенности машин «Скорой помощи» (дефибрилляторы, противошоковые средства, шины транспортировки и т.д.), врачи до приезда в медучреждения смогли оказать пострадавшим необходимую медпомощь и провести реанимационные мероприятия.

– У нас все вызовы делятся на четыре категории срочности, – продолжает завотделом. В первую очередь, обслуживаем вызовы, где состояние больного опасно для жизни человека и требует экстренной медицинской помощи. Но сейчас люди чаще звонят по поводу простудных заболеваний, головной боли и повышенного давления. И это вместо того, чтобы обратиться к своему участковому врачу в поликлинику. Впрочем, причины понятны – не хочется стоять в длинных очередях, ходить с маршрутным листом. Проще позвонить в «Скорую», которая быстро приедет и окажет необходимую помощь. Из-за таких звонков нагрузка на 103 увеличивается, можно сказать, вдвойне.

К примеру, 2 декабря текущего года, например, за сутки зарегистрировано 1949 звонков по линии 103, из них 1775 – вызовы. Количество вызовов в час пик (примерно с 17 часов до 12 часов ночи) резко увеличивается.

К примеру, за 10 месяцев число звонков составило 543,7 тысячи, что на 54 тысячи больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего же количество выполненных вызовов за 10 месяцев 2019 года выросло на 55707 и составило 92,6 процента, из них по 1 категории срочности – 0,9 процента. Число вызовов 2 категории срочности увеличилось на 3,8 процента, а вот 3 и 4 категории, напротив, уменьшилось. Улучшился показатель успешной реанимации – с 39 случаев в 2018 году до 43 в 2019 году. Сократилось время доезда на вызовы 1-3 категории срочности – с 18,8 минуты до 13,1 минуты. Количество проведенной фибринолитической терапии на догоспитальном этапе увеличилось с 45,8 до 50 процентов за счет районных подстанций. Количество вовремя (в первые 40 минут) госпитализированных больных с инсультом по городу составило 96,5 процента, на селе – 81,2.

Как рассказывает старший врач Толкын Жумадильдаева, в диспетчерской дежурства проходят в две смены. В день, когда я пришла на станцию, Толкын Серикбаевна дежурила в дневную смену.

– Часто звонят молодые мамы по поводу повышенной температуры у ребенка и гипертоники по поводу инфарктов и инсультов, – говорит врач. – Мы обрабатываем информацию, распределяем по категориям и передаем ее в соответствующую – городскую или районную – подстанцию.

Нужно сказать, что диспетчерская – это большое помещение, где работают 15 сотрудников. Как объяснила старший врач смены по городу, население обслуживают 2 старших врача, 3 направляющих и 9 принимающих диспетчеров. Плюс к этому 2-3 диспетчера работают по линии 102.

…Телефоны, не переставая, звонят. Операторы принимают обращения от людей, через направляющих диспетчеров вызова передаются бригадам по автоматизированной системе управления. Старший врач говорит, что работа не прекращается ни на минуту. Люди звонят и каждый просит, чтобы именно его обслужили быстрее. Но, как говорилось выше, вызовы подразделяются на категории сложности. Согласно этому и выезжают бригады «Скорой помощи», стараясь обслужить быстро и качественно. Один и тот же человек может звонить по несколько раз, ругаясь, дескать, почему машина долго не едет. Диспетчеры объясняют, что помощь сейчас придет, долго говорить нельзя, ведь это «горячая линия» и, быть может, сейчас человек, который действительно нуждается в помощи, не может дозвониться... В последнее время люди стали звонить по любому поводу: фурункул выскочил, палец порезал и т.д. Людям нужно понимать, что в таких случаях необходимо обращаться к специалисту в поликлинику, а не вызывать «Скорую».

…Беседу прерывает звонок. Поступил вызов от мужчины, который жаловался на сильную боль в области желудка, было чувство беспокойства и страха, ранее на Д-учёте не состоял. Вызов был передан бригаде «Скорой помощи» по 2-й категории с подозрением на атипичную форму острого коронарного синдрома. После снятия ЭКГ диагноз подтвердился и больной после необходимого алгоритма лечения был доставлен для экстренной коронарографии в кардиоцентр.

Мы же вернулись на станцию «Скорая помощь». Наступил час пик. По словам врачей, если раньше он начинался в 20 часов вечера и длился примерно до полуночи, то сейчас пиковая нагрузка начинается с 17 часов и заканчивается далеко за полночь.

Большую помощь в работе медиков экстренной службы оказывает санавиация. Вертолеты поднимаются в небо только в самых экстренных случаях, когда на счету каждая минута. К примеру, не так давно медики вылетали на место ЧС, которое произошло на Кумкольской трассе. Недалеко от газового трубопровода загорелся вагончик, где находились люди. В результате трагедии на месте скончался один человек, еще трое пострадавших с сильными ожогами были госпитализированы в ОМЦ.

Если вспомнить историю, то квалифицированная экстренная медицинская помощь больным и пострадавшим в области оказывается с 1927 года. Врачи больницы, не считаясь со временем, погодными условиями и независимо от материально-технической базы, обслуживали вызовы. В начале пятидесятых годов на вызовы отправлялись на ослах, лошадях, верблюдах, выезжали товарным поездом.

Как самостоятельная структура экстренная консультативная медпомощь была организована в 1949 году. Начиная с середины пятидесятых годов для обслуживания вызовов из отдаленных участков и с отгонов был выделен санитарный самолет типа ЯК, затем АН-2. Надо отдать должное эти самолеты оказали огромную помощь, так как были очень мобильными, не требовали специальных площадок для взлета и посадки. С переездом областной больницы в типовое здание (1967 г.) укрепилась материальная база отделения, увеличилось количество дежурных санитарных машин (до 4), количество вылетов-часов до 100 в год.

В 1990 году одним из первых в Советском Союзе был приобретен санитарный вертолет МИ-8 Д («госпиталь») для обслуживания населения региона экологического бедствия. К сожалению, с ухудшением финансово-экономического состояния здравоохранения и удорожания стоимости вылетов-часов с 1995 года этот вертолет не использовался и был передан в распоряжение Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

В 2009 году приобретены три реанимобиля, используется АН-2 и вертолет ЕС-145. Главная задача санавиации – транспортировка больных, рожениц и пострадавших, находящихся на расстоянии более 150 километров от места медорганизации, доставка квалифицированных специалистов, в том числе из республиканских организаций здравоохранения к месту нахождения пациента для оказания специализированной медицинской помощи, а также транспортировка пациента в республиканские организации здравоохранения в случае невозможности оказания медицинской помощи или отсутствия данного вида услуг на уровне областных, городских медицинских организаций.

Сотрудники отделения используют все виды наземного транспорта, своевременно обслуживают экстренные вызовы, поступающие из любого района области. При необходимости привлекаются специалисты областного медицинского центра.

Есть у «Скорой помощи» и проблемы. Одна из них – плохие дороги в залинейной части города, поселках Наурыз и Махамбет. Когда снег тает, машины застревают в грязи, что, естественно, затрудняет приезд медиков. Но опытные водители стараются и в этой ситуации быстро сориентироваться и приехать по адресу вовремя. Кроме того, хочется отметить и такую проблему, как частое пере-именование улиц города, иногда даже по нескольку раз, что тоже затрудняет быстрый доезд до места вызова. Также отмечается низкий уровень материально-технической базы районных подразделений СМП (здания старые, требуют капитального ремонта, некоторые подстанции расположены в подвальных помещениях, что противоречит СанПИНу) – большой процент изношенности санитарного автотранспорта, подлежащего списанию.

Больше двух лет назад станция «Скорая помощь» поменяла статус – стала областной и переехала в новое здание бывшей областной детской больницы. С того времени многое в работе этой службы изменилось.

По словам главного врача областной станции скорой медицинской помощи Алмата Курмангали, с 2016 года медицинский сall- центр и санитарная авиация вошли в состав областной станции «Скорой помощи». Как известно, наша область – пилотный регион по проекту «Единая дежурно-диспетчерская служба 112».

– В рамках проекта в декабре 2018 года были объединены все оперативные службы области, такие как противопожарная служба (101), полиция (102), скорая медицинская помощь (103), аварийная газовая служба (104) и чрезвычайная служба (112), – говорит Алмат Даденович. – Так, одним звонком обеспечивается реагирование нужных служб.

Отметим, что по цифровизации в 2018 году в регионе реализовано 29 проектов в различных сферах экономики. К примеру, внедрена автоматизированная система «Электронный детский сад», которая позволяет родителям отслеживать движение очереди на прием ребенка в детский сад. А для доступности медицинской помощи реализован проект "Дамумед", в рамках которого теперь можно не выходя из дома записаться на прием или вызвать врача на дом, посмотреть выписанные рецепты и результаты лабораторных исследований и т.д. Кроме того, в 2018 году в области создано областное управление цифровых технологий.

В настоящее время работа проводится по Дорожной карте, направленной на развитие скорой медицинской помощи на 2018-2020 годы. Нужно сказать, что уровень реализации целевых показателей областной станции «Скорой» на высоком уровне. К примеру, в 2018 году по республике наша скорая была на втором месте после Павлодара.

Для своевременного оказания первой медицинской помощи в 2019 году в Кызылорде появились 2 дополнительные бригады. С октября текущего года в населенном пункте Манап Жанакорганского района дислоцируется бригада скорой помощи.

В 2020 году планируется дополнительно создать еще 5 бригад скорой помощи, в городе – 2 и в районах – 3. Помимо этого, для реанимационных бригад планируется приобрести 15 специальных автомобилей.

Всего же в составе областной станции скорой медицинской помощи 49 бригад, из них в городе – 22, в районах – 27. Из них 4 кардио-реанимационные, 4 педиатрические, остальные фельдшерские.

Все здания подразделений, в том числе ОССМП нуждаются в капитальном ремонте. Текущий ремонт проводится силами самих работников станции. В настоящее время ведется капитальный ремонт подстанций Казалинского и Шиелийского районов.

По области АСУ – программный комплекс «Көмек» применяется с декабря 2016 года. Ежедневно проводятся утренняя планерка в селекторном режиме, периодически проводятся плановые и внеплановые заседания внутреннего аудита, лечебного совета с участием сотрудников подразделений ОССМП.

А. Курмангали говорит, что с декабря прошлого года налажена работа по доставке лекарственных препаратов в районные подразделения отдельно выделенным санитарным автотранспортом, а также проводятся рейды для обучения, аттестации на рабочем месте сотрудников районных подразделений. Укомплектованность бригад согласно приказу.

Число обслуживаемых – 800797 человек (без учета г.Байконура), радиус обслуживания – 80 километров, процент радиофицирования – 71, процент оснащенности GPS – 100 процентов, в оперативном отделе ведется GPS-контроль санавтомашин. Процент покрытия скорой помощью населенных пунктов составляет 77, зачастую на вызовы 1-3 категории с территорий не покрытых населенных пунктов выезжает бригада СМП, не придерживаясь зоны покрытия. Предварительно эти вызовы передаются в медицинские организации данного населенного пункта и исполнение вызова находится под контролем старшего врача смены.

Большое внимание уделяется кадрам. Сегодня в службе скорой медпомощи области 912 сотрудников: из них врачей – 79, средних медработников – 488, прочих работников – 345. Процент укомплектованности кадра-
ми – 100. Категорийность врачей СМП повысилась с 43,5 до 48,1 процента, из них врачи высшей категории – 20, первой –14 , второй – 4. Категорийность средних медицинских кадров снизилась с 33,3 до 27,5 процента. Снижение их категорийности связано с передачей 80 фельдшеров в организации первичной медико-санитарной помощи и недостаточностью стажа молодых сотрудников. Ведется круглогодичное обучение медперсонала в учебно-симуляционном кабинете при областной станции «Скорой помощи» и на выездах. На каждого медицинского работника заведен индивидуальный лист (бегунок), по которому ведут обучение три опытных специалиста. Врачи участвуют в конференциях по кардиологии, по совершенствованию работы «Скорой помощи». Сотрудники районных подразделений прошли обучение в симуляционном кабинете на базе областной станции «Скорой помощи» по алгоритмам оказания неотложной помощи с последующей аттестацией: 42 врача – по острому коронарному синдрому, 5 врачей-педиатров – по циклу неотложной педиатрии, 12 врачей – по токсикологии, 2 врача – по интегрированному ведению болезней детского возраста, 77 врачей – по обязательному медстрахованию и 62 средних медработников районных подразделений скорой помощи по вопросам оказания помощи пациентам при ОКС, острых нарушениях мозгового кровообращения, по базовой и расширенной реанимации. Также 3 фельдшера получили знания по менторному обучению, а в симуляционном кабинете обучено 165 средних медицинских работника и 25 водителей и санитаров скорой помощи на курсах парамедиков. Обучение прошли и заведующие подстанций районных подразделений СМП алгоритмам оказания неотложной помощи роженицам, родильницам и женщинам в послеродовом периоде.

– Нужно отметить, что мы делаем многое для поощрений сотрудников, – говорит главный врач. Дифференциальная оплата проводится с сентября текущего года из банковских дивидентов медучреждения, а сотрудникам районных подразделений СМП оплата труда стала производиться с учетом доплаты за работу в сельской местности и коэффициентов психоэмоциональных нагрузок.

Что касается обеспеченности санитарным автотранспортом СМП, то в текущем году приобретено за счет местного бюджета 22 единицы санитарного автотранспорта (7 - марки «Hyundai 350 H» и 15 единиц «УАЗ»). Оснащенность медицинским оборудованием по области – 95 процентов.

Идет реализация пилотного проекта по оптимизации службы скорой помощи в области. Для совершенствования и обеспечения своевременной, качественной и эффективной скорой медицинской помощью населения области в соответствии с международными стандартами начата реализация пилотного проекта по модернизации службы скорой помощи.

– Проведено слияние отделения санитарной авиации и единого медицинского Саll-центра с областной станцией СМП, – говорит А. Курмангали. – Кроме того, создана единая диспетчерская служба скорой помощи с внедрением единого оперативного отдела с поступлением вызовов на единую диспетчерскую службу 103 в Кызылорде и 7 районных центрах. Для внедрения АСУ «Көмек» по всем районам области было дополнительно из областного бюджета выделено 54 миллиона тенге.

Для улучшения оперативной работы районных подразделений СМП внедрена штатная единица заместителя главного врача по районным подразделениям, который координирует работу диспетчеров подстанций, врачей и фельдшеров районных СМП, проведено дооснащение бригад СМП города и районов медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения, создана единая техническая служба обслуживания санитарного автотранспорта на базе функционирующей подстанции областной станции скорой медицинской помощи, а также установлены системы отслеживания GPS на весь имеющийся санитарный автотранспорт СМП города и районных подразделений. Для улучшения оперативных показателей в районных подразделениях СМП - Жанакорган, Аральск, а также в городе на 2-х подстанциях введены «пиковые» бригады. Отмечается снижение нецелевого использования санитарного автотранспорта. Сформирован единый лекарственный формуляр областной станции скорой медицинской помощи, разработан алгоритм взаимодействия службы СМП и районных СВА при ДТП на дорогах республиканского значения с картографированием местности.

У медиков «Скорой» большие планы. Это повышение процента категорийности медработников, обучение международным стандартам за рубежом, улучшение материально-технической базы, в том числе совершенствование имеющейся автоматизированной системы управления, дополнительное оснащение учебного кабинета манекенами и другими учебными приспособлениями.

Динара ЕЛИБАЕВА

Кызылординские вести / Предыдущие номера 07 декабрь 2019 г. 556 0