• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДОБРЫЙ ДЕНЬ! В ЭФИРЕ - НОВОСТИ

Многие наверняка помнят известную фразу одного из героев всеми любимого фильма «Москва слезам не верит», который уверенно заявил, что в будущем будет «одно сплошное телевидение». Как ни странно, но он оказался прав – не сказать, что телевидение полностью вытеснило кино и театр, но то, что оно прочно вошло в нашу жизнь – несомненно.

По многим телеканалам круглосуточно демонстрируются как познавательно-развлекательные, так и аналитические программы, но неизменным остается одно – людей всегда интересовали и будут интересовать новости: что, где и как? И мы привыкли видеть на экране новостные события, динамично сменяющие друг друга, журналистов с микрофоном в кадре, телеведущих в студии. Сегодня мы расскажем нашим читателям о том, как проходят трудовые будни телевизионщиков телеканала «Qyzylorda», которые делают программу с непритязательным названием «Новости».

Раньше работа телевизионщиков была очень трудоемкая. Приходилось делать несколько процессов одновременно. Например, кинооператор снимал картинку, звукооператор записывал звук, режиссеры и ассистенты резали и клеили пленку и накладывали звук. Сейчас же всё достаточно просто. Можно даже выходить в прямой эфир с места события. Настолько продвинулась телевизионная техника.

История Кызылординского областного телеканала начинается с 1991 года. За 28-летнюю историю телеканал несколько раз менял название, со временем улучшая качество вещания. Но неизменным оставалось и остается желание творческой команды «сделать» новости быстро и
качественно.

Телевизионщики – люди особенные, они смотрят на мир немного иначе, всегда представляя как это будет выглядеть на экране. И речь идет не только о журналистах. За кадром – операторы, чьими глазами телезритель видит события, режиссеры, монтажеры…

Составляющие любого телевизионного продукта – слово и видеоряд. Работа журналиста может показаться не такой уж и сложной: со стороны она выглядит как поиск информации и ее «доставка» потребителю. Но за этой схемой кроется масса деталей. Герои, форма подачи материала – от этого зависит успех краткого, но емкого новостного сюжета.

Каждый день журналист-телевизионщик начинает с чистого листа. Ведь телевидение требует максимальной оперативности – сообщить о событии, будь то праздничные мероприятия или наоборот, пожар, наводнение, авария, да и просто о том, чем живет и дышит страна, область или город, нужно именно сегодня и ни днем позже. Все события журналисты пропускают через себя. Некоторые со временем забываются, а отдельные остаются в памяти надолго.

Сегодня творческий коллектив телеканала держит руку на пульсе времени, ежедневно готовит информационные и аналитические сюжеты, познавательные программы.

Кто-то с малых лет мечтает стать крутым репортером, который будет освещать скандалы, искать сенсации и добиваться правды, а кому-то и в голову не приходит, что он когда-нибудь придет работать на ТВ, да еще будет в кадре, в прямом эфире! У каждого из ведущих канала был свой путь в тележурналистику. Все о своей карьере рассказали редакторы отдела новостей Алина Кубеева и Аскар Тажиев.

Тележурналист Аскар Тажиев вспоминает время, когда впервые увидел «голубой экран». Ему тогда было всего семь лет. С тех пор он и хотел оказаться по ту сторону экрана, и в итоге уже почти восемь лет в тележурналистике, попробовав себя сначала в газете.

Когда он хотел реализовать себя именно на телевидении, судьба предоставила ему такой шанс. Сегодня телевидение – это его жизнь.

– Когда я выхожу в прямой эфир, не думаю о волнении, о том, как пройдет этот эфир, о своих проблемах. Я стараюсь все оставить за кадром. Только так все пройдет гладко. И обязательно перед прямым эфиром пью теплую воду. Эфир длится как минимум полчаса, иногда голос садится. Поэтому теплая вода очень помогает, – рассказывает Аскар.

Работа занимает большую часть времени и отнимает много как физических сил, так и эмоциональных. Тем не менее, Аскар находит время на семью. Его хобби – футбол, лошади и книги. Насчет будущего своей профессии Аскар уверен – телевизионщики без работы не останутся. Несмотря на обилие каналов в социальных сетях, достоверные и актуальные новости от профессионалов всегда
будут востребованы.

Алина задумалась о журналистике еще в школе. С годами ее уверенность в правильном выборе профессии только крепчала. А началось все с того, что она с друзьями в школе выпускала стенгазету, в которой она была редактором. Издавали газету каждую неделю. Когда к ним начали подходить ребята из других классов, интересуясь газетой, тогда Алина поняла, что газету читают, и она нужна. Она начала экспериментировать с подачей материалов, выбором фотографий, версткой и заголовками. Это все оказалось интересным – и что самое важное, всегда можно было понять, сработало это или нет. После сдачи единого национального тестирования в школу приехала комиссия из Казахского национального университета имени Аль-Фараби. Представители комиссии и позвали выпускницу А.Кубееву к себе. Алина успешно прошла творческий конкурс и поступила на факультет журналистики. После университета обучилась в магистратуре. Также окончила семестр факультета журналистика в Польше. Ей предлагали работать преподавателем в университете, но по семейным об-стоятельствам Алине пришлось вернуться в Кызылорду. Молодой специалист начинала трудиться в областной газете «Кызылординские вести».

– Всегда хотела сначала попробовать себя в газете, освоить, так сказать, печать. Здесь я многому научилась у мэтров журналистики – Тимура Касымова, Игоря Корнилова и Игоря Титенка.

Быть телевизионщиком – значит быть частью огромного технического центра. Люди становятся телевизионщиками не сразу, если не сбежишь, ощущение твоей востребованности приходит где-то на шестой месяц работы на телевидении. Новости на телевидении – это рабочий день, который начинается в 8-9 часов и неизвестно когда закончится. Нужно учесть и то, что приходится заниматься не только новостями, но и другими программами. Порой это очень большая рабочая нагрузка. Но и к этому привыкаешь, приспосабливаешься. Постоянное движение и нахождение в гуще событий нужной информации становится образом жизни.

– А насчет разницы работы телевизионщика и газетчика, то она особо не ощущается. Просто газетчик больше работает с устными образами, а телевизионщик – с картинкой. Вникнуть в то, что такое профессиональное телевидение, мне очень сильно помогла наш шеф-редактор Бахыт Калдыбаева. Ее я могу назвать своим учителем на телевидении, – рассказывает Алина.

Операторы на телевидении всегда на вес золота. Сторожили вспоминают, что раньше для освещения масштабных событий привлекались специалисты со всего Советского Союза, настолько ответственной и престижной считалась работа оператора. Затем с каждым годом стали появляться усовершенствованные камеры, беспроводные микрофоны и множество другой необходимой техники. Работа телеоператора — одна из интереснейших и самых востребованных профессий на телевидении. Она одновременно и творческая, и техническая. И ни для кого не секрет, что на любом телеканале хороший оператор всегда в цене.

Профессия оператора стремительно развивается, ведь технический прогресс не стоит на месте. Совершенствуется техника, с которой работает оператор. Если раньше «Новости» снимали на узкую плёнку 16 миллиметров, а потом программу монтировали на монтажном столе, то позже плёнку вытеснили видеокассеты. А в 2008 году на смену им пришли флеш-накопители.

Камера — главный рабочий инструмент оператора. А помимо камеры — штатив, радиомикрофон, микрофон-«петличка», наушники. За всё это оператор несёт ответственность, и должен беречь аппаратуру как зеницу ока.

— Чтобы работать телеоператором, необходимо иметь вкус, чувство стиля, света и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, иметь физическую подготовку, а также быть увлечённым своим делом. Нужно знать принципы записи картинки и звука, конструкцию разных типов камер. И к тому же, руки оператора не должны дрожать, – говорит оператор Алмат Мендибаев.

Операторы и журналисты должны быть на связи двадцать четыре часа в сутки. Отключать телефон запрещено даже в праздничные и выходные дни. Ведь никто не застрахован от чрезвычайных ситуаций. Поэтому съёмочная группа должна быть готова в любое время дня и ночи выехать «по тревоге».

В числе тех, кто работает по ту сторону экрана, – режиссеры. Творческому, коллективному труду под мушкетерским девизом: «Один за всех, и все за одного» училась в свое время Гульназ Елемесова. Я стала свидетелем того, как Гульназ за 45 секунд до начала эфира дала поручение поменять галстук ведущему. Даже за такие на первый взгляд мелочи отвечает режиссер.

– Работа телевизионщиков очень сложна. Нам приходится делать дубли для того, чтобы получить необходимый результат. Но если трансляция идёт в прямом эфире, то все надо сделать идеально с первого раза, ведь возможности переснимать и вырезать неудачные кадры просто нет, – делится Гульназ.

После каждой съемки, весь отснятый материал монтажёр делит на фрагменты, а потом монтирует в нужной последовательности. Если фильм снят на киноплёнку, монтаж происходит на монтажном столе вручную. Цифровые записи монтируются на компьютере. Видеомонтажер отдела новостей Турехан Кожахметов пришел на телевидение в 1997 году. За это время он научил этому нелегкому делу не один десяток специалистов.

Монтажеры и режиссеры, операторы и корреспонденты — у каждого в коллективе есть идеи, и каждому предоставляется площадка для их реализации. Они стараются найти что-то неординарное в самом рядовом событии, приблизить его к каждому зрителю, сделать его простым и понятным, интересным и востребованным. Так новости становятся разноплановыми и интересными.

– Сегодня многие мои коллеги — универсалы, которые могут запросто переключаться с одного формата на другой, – рассказывает шеф-редактор службы новостей Мольдир Кулмырзаева. – На нашем канале работает целая бригада корреспондентов. Это настоящие мастера своего дела, стрессоустойчивые люди, которые прошли огонь, воду и медные трубы. Ведь работа на телевидении, и тем более в кадре — это серьезная проверка характера. Помимо умения утром брать интервью у чиновника из «белого дома», а вечером — вести репортаж с премьеры спектакля, требуется умение работать в команде. Можно быть талантливым корреспондентом, но если ты не найдешь контакта с оператором и режиссером, то это будет история про лебедя, рака и щуку.

Есть те, кто думают, что ведущий, особенно если это женщина, целый день пьет чай и в обозначенное время читает по бумажке текст. Но это совсем не так. Во-первых, новости, как правило, идут в прямом эфире. Сам по себе прямой эфир — это такое напряжение, к которому трудно привыкнуть. Под прицелом камеры нельзя «дать петуха», сбиться. Во-вторых, несмотря на то, что ведущие работают с телесуфлером (специальным экраном, по которому идет текст), бывает, что суфлер отключается и приходится заканчивать выпуск по памяти, то есть ведущие всегда в теме. В-третьих, порой, даже если весь выпуск сверстан и прочитан не один раз, во время эфира приходят какие-то важные подробности только что прозвучавшей новости или поступает информация о неординарном событии — этот текст наговаривается «в ухо» ведущим и тут же ими воспроизводится. Когда «в ухе» говорят: «Одна минута», — сложно не запаниковать, собраться с мыслями, выдержать эмоцию и при этом не допустить никаких ляпов.

Майя Аденова

Кызылординские вести / Предыдущие номера 28 декабрь 2019 г. 345 0