Богата земля Сыра своими знаменитыми батырами, акынами, зодчими и ремесленниками. Один из них Садир Кобек-улы, оставивший яркий след в истории нашего края.
Искусный мастер родился в 1870 году. Он прямой потомок Кудайменди батыра, героически защищавшего нашу Родину от иноземных захватчиков. Еще в раннем детстве маленький Садир остался без отца. Его отец Кобек батыр был известной личностью, о нем сложено немало песен. Известно, что в двадцать четыре года он участвовал в освобождении Жанкента. К сожалению, Кобек батыр в 37 лет стал жертвой предательства. Вдова Кобека батыра Кундызай, устав от нужды и лишений, в поисках лучшей доли вместе с караваном, проходившим вблизи Акмечети, взяв с собой маленьких сыновей Садира и Кадира, отправилась в Узбекистан.
С малых лет у Садира проявилась тяга к кузнечному и ювелирному делу. У искусных мастеров Самарканда, Ташкента, Бухары и Хорезма он оттачивает свой талант, который был дан ему от бога. Повзрослев, он стал знаменитым на всю округу кузнецом и ювелиром. Причем, в совершенстве овладел и ремеслом
земледелия.
В 1900 году в казахских аулах, расположенных вдоль Сырдарьи у озер Актоган, Жетитоган, проходили выборы волостных. В результате довольно острой борьбы волостным этой округи стал Косымбай Жумагулулы, кандидатуру которого поддержали зажиточный Жумаш бай и не менее авторитетный Актай из Сарыарки. Именно они представили Косымбая оренбургскому генерал-губернатору. Надо отметить, что волостной Косымбай оправдал надежды простого люда. Главным его качеством было стремление творить благие дела на пользу общества. Именно он выступил инициатором возвращения Садира и его матери на историческую Родину. Для этого он сам, несмотря на неблизкий путь, отправился в Узбекистан. В той поездке навестил в Самарканде и юного Турмаганбета, который в свое время уехал вместе с караваном на чужбину в поисках знаний. К тому времени Турмаганбет уже состоялся как акын, но настоящая слава его будет ждать на Родине…
После возвращения на берега Сыра Садир обучает своих земляков, ранее занимавшихся только животноводством, дехканскому ремеслу. Сначала он изготавливает в своей кузнице инструменты для обработки земли и раздает их крестьянам. В чеках сажает рис, а по краям размещает кукурузу, отдельно на больших грядах располагает дыни. Когда мужчины поздней осенью вернулись с джайляу на зимние стоянки возле аула, то не поверили своим глазам. У каждого дома лежали по 10-15 мешков риса и кукурузы, ребятня во всю лакомилась сушеной дыней, вдоволь было припасено и корма для скота.
Еще в детстве Садир грезил мечтой построить караван-сарай на Великом Шелковом пути, где бы путники после дальней дороги могли отдохнуть и набраться сил. В 1910 году он решается на это дело. Караван-сарай, впоследствии названный «Сәдір сарайы» («Дворец Садира»), был построен в 50 километрах к востоку от станции Бирказан. У здания было 12 больших окон и две входные двери. Здесь были комнаты для совершения намаза, приема пищи, отдельные комнаты для женщин с детьми и супружеских пар. Одновременно караван-сарай мог вмещать 70-80 человек. Чуть поодаль были расположены открытые и закрытые площадки для содержания домашнего скота. Путем обмена товаров у караванщиков для караван-сарая были приобретены тайказан и большой медный самовар. По вечерам в отдельной большой комнате собирались почтенные аксакалы и вели неспешные беседы.Здесь проходили также обряды бракосочетания, «тұсаукесер», «сүндетке отырғызу».
Садир Кобекулы умер в 1935 году в возрасте 65-ти лет. Очевидцы говорят, что до последних дней своей жизни он не расставался с дехканским кетменем и кузнечными инструментами. Когда его просили назвать цену выкованным изделиям, он, как правило, отвечал: «Настоящая цена этой вещи – это ваша необходимость в ней и ваша благодарность». Он был похоронен у караван-сарая, который сам когда-то построил. Через три года после его смерти на этом участке не стало поливной воды. Проживавшие здесь люди, переселились восточнее аула Сулутобе в колхозы «Құмсуат», «КИМ», «Бірлестік». Эти колхозы уже позднее, в 1950 году, объединятся в крупный совхоз имени «30-летия Казахстана»…
Благородные потомки не забывают великого мастера. Еще в 1973 году известный наш земляк, внесший большой вклад в развитие экономики нашего региона, Мандай Тилеулиев (его имя носит одна из улиц Кызылорды) написал документальную повесть «Сәдір сарайы» под редакторством члена Союза журналистов Казахстана Дуйсенбека Беркинбаева. В издательстве «Эдельвейс» вышла в свет книга под одноименным названием. Внимательный и любящий историю родного края читатель найдет в ней много интересного.
При поддержке известного в нашей области мецената Баглана Манарбаева на 35-м километре трассы «Кызылорда–Жезказган» сооружен памятник «Сәдір сарайы» и был дан ас в память о великом мастере. В этих местах есть отличные возможности для пастбищного скотоводства. При решении вопроса поливной воды вполне успешно можно развивать и растениеводство. Ровно сто лет назад именно этим делом, несмотря на неимоверные трудности, занимался Садир Кобекулы, про золотые руки и доброе сердце которого люди будут помнить всегда.
Максут Ибрашев
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |