• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КАК СТРОИЛСЯ БАЙКОНУР

В этом году первый и крупнейший в мире космический комплекс «Байконур» отметит свой 65-летний юбилей. Именно с его стартовых площадок человечеству была открыта дорога в космос.

Комплекс «Байконур» – международный космический порт, обеспечивающий надежную реализацию российских и международных космических программ. На протяжении долгих лет он сохраняет лидирующее место в мировой космической инфраструктуре. История комплекса полна интересных страниц, связанных с именами выдающихся личностей прошлого века и удивительными инженерными проектами.

Около 40 лет космодром «Байконур» функционировал под эгидой Министерства обороны и Министерства общего машиностроения СССР. Затем эстафету приняли военные и Федеральное космическое агентство. Несколько десятилетий основным контингентом жителей космодрома были военные, но в настоящее время военная составляющая с космодрома выведена. Теперь эксплуатация объектов комплекса «Байконур» от лица Правительства РФ осуществляется Федеральным космическим агентством России и администрацией города. Интересы Казахстана на комплексе представляют специальный представитель Президента РК на комплексе «Байконур» и Национальное космическое агентство РК.

Сегодня территория комплекса составляет 6 717 квадратных километров. На самом крупном в мире космодроме работает более десяти тысяч сотрудников.

В Байконуре живет более 77 тысяч человек. Из них 49 300 – казахстанцы, 25 618 – россияне, 2 493 – граждане других стран. Кроме того, здесь особый режим безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

Официальным днем рождения космической гавани считается 2 июня 1955 года. В этот день Генеральным штабом Советской Армии была утверждена организационно-штатная структура полигона, предназначенного для проведения испытаний ракетно-космической техники. Однако история самого крупного в мире космодрома началась несколькими месяцами раньше.

12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет министров СССР совместным постановлением утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства обороны СССР, предназначенного для испытаний ракетной техники. Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустыни (здесь в 1954 году работала группа топографов и геологов) посередине между городом Казалинском и поселком Жосалы, около разъезда Торетам. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».

Место для будущего космодрома выбирали скрупулезно, учитывались сразу пять факторов: наличие большой незаселенной территории, близость к экватору, к крупным водной и железнодорожной магистралям, подходящие погодные условия. Всем требованиям полностью соответствовал район этого разъезда.

12 января 1955 года на место будущего полигона прибыл первый взвод военных строителей под командованием старшего лейтенанта Игоря Денежкина. Перед ними стояла цель – подготовить место и условия для размещения военно-строительных частей. Крупных населенных пунктов, которые хотя бы временно могли дать людям жилье, обеспечить их хлебом, удовлетворить элементарные жизненные потребности, вблизи не было –все приходилось начинать с нуля. Конечно же, возведение космодрома проводилось в атмосфере строжайшей секретности. А для того, чтобы не раскрывать район дислокации полигона, были установлены условные наименования баз формирования будущего полигона.

В кратчайшие сроки были сформированы командование, штаб, политотдел, службы, воинские части. В марте-апреле того же года в район будущего полигона прибыла рекогносцировочная группа во главе с главным строителем «Байконура» инженером-полковником Георгием Шубниковым.

При подготовке этого материала автор обратилась в администрацию города Байконура и музей истории космодрома «Байконур», где хранятся мемуары ветеранов и строителей космодрома. Как пишет главный инженер управления монтажных работ
Ю. Каневский, «большинство из членов этой группы еще не знали, что предстоит строить. Знали только, что строить будет очень трудно и что строить нужно быстро. Казахстанская степь сурова и пустынна. Неласков климат в этих краях. Он резко континентален –
летом от +30 до +45о с раскаленным ветром, несущим облака черно-бурой пыли, зимой до -35º с такими же шквальными ветрами».

Почетный строитель «Байконура» также отметил: «В коллективе строителей были выработаны поистине уникальные качества: безусловная ответственность за порученное дело, взаимопонимание всех звеньев огромного коллектива, целеустремленность и беспримерная самоотверженность в выполнении поставленных задач».

В следующие три месяца в районе строительства основной испытательной базы полигонного комплекса развернули строительные работы восемь военно-строительных батальонов, сосредоточилось большое количество техники.

«За короткий срок степь преобразилась: выросли многочисленные палаточные городки, началось строительство сборно-щитовых домов. Строились подсобные предприятия – бетонные заводы, мастерские», – говорится в воспоминаниях Ю. Каневского.

В этот период на всей территории полигона развернулась масштабная стройка со сроком ввода всех объектов к концу 1956 года.

Работы велись круглосуточно. Днем и ночью над степью не смолкал шум моторов и голоса людей. На строительство космодрома были направлены лучшие строители, прошедшие суровые испытания Великой Отечественной войны, с большим опытом в восстановлении разрушенных промышленных и других объектов.

Сроки возведения полигонного комплекса были крайне сжатыми, поэтому строительство объектов проходило одновременно. Так, 5 мая было заложено первое здание жилого городка испытателей, 22 июня уложен первый кубометр бетона дороги в сторону площадки № 2, а 20 июля строительные части приступили к работам по сооружению первого стартового комплекса на площадке № 1, ставшего впоследствии известным всему миру как «Гагаринский старт». Нельзя не упомянуть, что все первые дома были деревянные. До сих пор район города, с которого начинался поселок первостроителей космической гавани, байконурцы называют «деревянным городком». Первые улицы поселка – Набережная, Песчаная, Школьная, Пионерская. В то же время вдоль реки Сырдарьи строился жилой поселок «Площадка № 10», а неофициально – «Заря».

Стоит отметить, что для создания только первого стартового сооружения военным строителям потребовалось вырыть котлован глубиной 45, длиной 250 и шириной более 100 метров, поднять более миллиона кубометров грунта и уложить свыше тридцати тысяч кубометров бетона.

В феврале-марте 1956 года начались работы по строительству измерительных пунктов (ИП). Процесс был длительным и сопряжен с огромными трудностями. Все из-за того, что строительные материалы приходилось доставлять на большие расстояния автотранспортом и даже самолетами. К концу сентября 1956 года было завершено формирование семи ИП, двух пунктов радиоуправления и базы падения первой ступени. Также в этом году на площадке № 3 развернулось строительство крупнейшего в регионе кислородно-азотного завода, крайне необходимого для проведения испытаний. Новый завод позволил сократить поставки кислорода на полигон в четыре раза. Так, в декабре 1956 года стартовый комплекс был готов к проведению испытаний. Словом, все дышало близостью того, к чему настойчиво, преодолевая трудности, шли испытатели, военные строители и гражданские специалисты – начала испытаний межконтинентальной баллистической ракеты.

Строительство велось ударными темпами и завершилось за фантастически короткий срок (один год и четыре месяца). К началу летных испытаний ракеты Р-7 на необжитом пространстве казахской степи на стартовых площадках возвели стартовую позицию, монтажно-испытательный и монтажно-сборочный корпуса. Кроме того, проложили бетонную дорогу на площадку №1, железнодорожные подъездные пути, сдали в эксплуатацию водопровод и систему пожарных резервуаров, линии электропередач, центральный пункт связи и службы единого времени, приемный и передающий радиоцентры, пункты радиоуправления, девять ИП в районе падения первой ступени, аэродром и десятки других вспомогательных объектов.

15 мая 1957 года государственная комиссия подписала акт о сдаче в эксплуатацию первого стартового комплекса полигона на площадке №1. В этот день отсюда состоялся первый пуск ракеты Р-7, который прошел успешно и положил начало освоению космического пространства. После выведения на орбиту Первого искусственного спутника Земли начался триумфальный путь советской космонавтики. В космосе побывали животные, с помощью ракет-носителей «Восток», «Молния», «Восход» и «Союз» на Луну, Марс и Венеру отправлены первые автоматические межпланетные станции, запущены спутники связи, телевещания.

Стоит отметить, что одновременно с возведением специальных объектов полигона строился и жилой городок испытателей – поселок Заря, будущий город Ленинск, а ныне всемирно известный город Байконур. По проекту поселок был рассчитан на постоянное проживание около пяти тысяч человек. Интенсивное расширение проводимых на полигоне опытно-испытательных работ привело к тому, что к концу 1960 года поселок заселили более 10 тысяч человек.

 Название «Космодром «Байконур» полигон получил после первого полета в космос Юрия Гагарина, состоявшегося 12 апреля 1961 года. Так началась величайшая эпоха освоения человеком космического пространства. В этот день космодрому было вручено Боевое знамя. За значительный вклад в укрепление обороны страны, решение народнохозяйственных и научно-исследовательских задач космодром «Байконур» награждался орденами Ленина, Октябрьской Революции и Красной Звезды.

Между тем, массовая застройка будущего города Байконура продолжалась на протяжении десятилетий. Постепенно его заполняли трех, четырех- и пятиэтажные кирпичные и панельные дома. Также были построены штаб полигона, универмаг, новый гарнизонный Дом офицеров. Росло и число жителей – к концу 1970-х годов оно достигло 70 тысяч.

Бурный рост города пришелся на 1980-е годы в связи с развитием космической программы «Энергия – Буран», обусловившей большой приток специалистов со всего СССР. Помимо пятиэтажных, строились и девятиэтажные дома.

Во второй половине 1980-х годов в связи с резко возросшими потребностями космодрома в воде из-за разворачивания программы «Энергия – Буран» примерно в 100 километрах к югу от Ленинска был построен артезианский водозабор «Дальний». Раньше в городе был только речной водозабор на Сырдарье, и вода была соленая и неприятная на вкус. Также в 15 километрах южнее Ленинска был построен водозабор «Ближний» и водовод большого диаметра от «Дальнего» через «Ближний» до Ленинска.

К 1990 году жилищное строительство в Ленинске в основном закончилось. Жилой фонд составил 360 многоэтажных домов общей площадью более одного миллиона квадратных метров, численность населения города (включая жителей городков, расположенных на площадках космодрома) достигла 140 тысяч.

Тяжелые для космодрома и города времена настали в 1991-1992 годах после распада СССР. В 1994 году космодром был передан в аренду России сроком на 20 лет, а в январе 2004 года президенты Российской Федерации и Казахстана подписали меморандум о продлении аренды комплекса до 2050 года.

Вскоре в городе были созданы коммунальные службы, жизнь стала постепенно налаживаться. В декабре 1995 года Указом Президента Республики Казахстан город Ленинск был переименован в Байконур.

Со второй половины 1990-х годов количество космических запусков с «Байконура» значительно увеличилось, прекратился отток специалистов с космодрома. Город стал постепенно восстанавливаться и развиваться.

Сегодня Байконур располагает развитой инфраструктурой – аэропорт, железная и автодорога, школы, высшие и средние специальные учебные заведения, больница, спортивный комплекс, кафе и рестораны. Здесь много памятников, установленных в честь знаменитых ученых и исследователей космоса. Много зеленых скверов и парков. Все достопримечательности города и космодрома связаны с историей ракетостроения и освоения околоземного пространства.

Айжан ЖАРМАНОВА

Кызылординские вести / Предыдущие номера 25 январь 2020 г. 608 0