• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВЕЛИКИЙ В МУДРОСТИ СВОЕЙ

В нынешнем году общественность Казахстана отмечает 175-летие со дня рождения просветителя и философа, поэта и основателя казахской письменной литературы Абая Кунанбаева. В связи с этим событием вышла в свет статья Президента страны Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке». В республике повсеместно состоятся мероприятия, посвященные раскрытию феномена и творческого гения Абая, изучению творческого наследия великого гуманиста и поборника знаний, создана специальная государственная комиссия.

В рамках юбилейной даты будут изданы книги Абая на языках народов мира, сняты документальные фильмы и телесериал, состоятся постановки спектаклей и опер, музейные экспозиции. Как сказал Президент страны, будет проведено более 500 мероприятий на международном, национальном и региональном уровнях. А главным событием станет международная научно-практическая конференция «Наследие Абая и мировая духовность», которая состоится в августе в Семипалатинске, на родине Абая, в сотрудничестве с ЮНЕСКО.

Между тем, все это проводится не для празднования пышных юбилейных торжеств, а для расширения нашего кругозора и духовного развития, подчеркнул Глава государства. В рамках духовного возрождения нации изучение наследия Абая становится, по мнению К. Токаева, вопросом государственного значения в деле укрепления национального самосознания и его адаптации к современным требованиям. В прошлом году в республике был дан старт национальному челленджу – литературной эстафете, которую подхватили поклонники таланта Абая не только в Казахстане, но и за рубежом. К поэтической эстафете подключились сам Президент, певец Димаш Кудайберген, российский композитор Игорь Крутой, бывший посол Казахстана в России Имангали Тасмагамбетов и многие общественные деятели, люди культуры, искусства и науки.

«Путь долог, но уверен шаг, дела не могут быть напрасны...»

До Абая поэтов в казахской степи было не счесть. Яркими представителями поэтического творчества были степные барды – жырау, жырши, акыны, салы и сери. Являясь уникальными носителями целостного и могучего знания, властителями народных дум, они не владели письменной традицией. Глубоко одаренные личности, обладая незаурядными импровизаторскими способностями, воплощая в себе одновременно дар рассказчика, актера, певца, музыканта и виртуозно владея музыкальными инструментами, величайшие образцы народного поэтического искусства они передавали в устной форме. Искусство импровизаторства, при всей его важности для степных народов, все же больше схоже с ораторским искусством. Абай – основатель казахской письменной литературы – первым из казахских поэтов свои сокровенные переживания отразил в письменной форме. При этом он с присущей ему шутливостью признавался: «Песня – болтлива – вверил ей тайну зря».

Абай для казахов то же, что Пушкин для России. Его творчество, являясь летописью его жизни и исповедью перед потомками, стало зеркалом казахского общества того времени, отразившим основные противоречия той эпохи.

«О, казахи мои, мой бедный народ!

Жестким усом небритым прикрыл ты рот.

Кровь – на правой щеке, на левой – жир...

Где же правда? Твой разум не разберет».

В этих строках выражены думы и переживания о родном народе, боль за его судьбу. Сделав объектом изображения свой внутренний интимный мир, раскрыв свои душевные переживания, Абай стал основателем лиричного жанра в казахской поэзии. «В своей поэзии он раскрывает самую душу человека», его «сокровенные мысли и чувства, о которых так мало было рассказано до него в поэмах и песнях, раскрывавших, главным образом, внешнюю сторону бытия», писал Мухтар Ауэзов. Он первый открыл внутренний мир казаха, его душевные переживания и чаяния.

Поэзия – властитель языка,

Из камня чудо высекает гений.

Теплеет сердце, если речь легка.

И слух ласкает красота речений...».

Пожалуй, нет среди казахских
деятелей искусства и культуры равных Абаю по количеству посвященных ему книг, исследований, произведений искусства. Его многогранному и яркому таланту посвятил роман-эпопею в четырех томах «Путь Абая» выдающийся классик отечественной литературы Мухтар Ауэзов. Произведения Абая переведены на языки многих народов мира, его труды изучают литературоведы и историки, философы и политики, этнографы и композиторы, социологи и педагоги.

Великий гуманист, Абай вырос в патриархальной среде в семье последнего ага-султана степи Кунанбая Ускенбаева. Поэтический дар Абая был взращен в атмосфере родной казахской речи, усыпанной пословицами и поговорками, детскими считалками и поминальными песнями. Меткое народное слово присутствовало везде, начиная с состязания степных златоустов и импровизаций жырау и акынов.

Славный сын степи, он был рожден, чтобы стать духовным лидером своего народа. Кунанбаю в канун рождения сына явился во сне мудрый Анет баба, советник Тауке хана, который предсказал появление мальчика, которому судьбой начертано стать великим. Отец назвал сына Ибрагим, а ласкательным прозвищем «Абай» – осмотрительный, вдумчивый – его наградила мать Улжан. Окруженный любовью и нежностью бабушки Зере и матери Улжан, он с детства впитал в себя открытость и доброту, отзывчивость и восприимчивость к чужому горю.

Не менее благотворным оказалось влияние на Абая отца. На генном уровне он унаследовал от него незаурядный ум, прекрасную память и высокую одаренность. «Судья неподкупной честности и примерный мусульманин, плебей Кунанбай стяжал себе славу пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и старые, бедные и богатые», писал ссыльный поляк Адольф Янушкевич, не раз гостивший в гостеприимном доме Кунанбая. Хотя в романе «Путь Абая» Кунанбай предстает совсем другим – жестоким властителем и деспотом, притесняющим враждебные ему роды. Надо учесть, что М. Ауэзов в лице Кунанбая создал собирательный образ степного феодала и, описывая его с классовых позиций, несколько сгустил его отрицательные стороны.

Семья Абая принадлежала к восточной ветви многочисленного и сильного племени аргын – тобыкты. Их родовые земли –предгорья горы Шынгыс-тау. К моменту рождения Абая эта территория находилась под управлением российской империи и относилась к Западно-Сибирской губернии, ныне – Восточный Казахстан.

В эпоху Абая в степи на смену величавым «песнопевцам» – жырау – приходят задиристые и находчивые салы и сери. Первые поэтические опыты Абая чаще носили подражательный характер. Лет до сорока Абай авторство своих стихов приписывал известным поэтам Востока Физули, Саади и другим, а то и просто своим друзьям. Многие из них не дошли до нас. И только в 1886 году, уже перешагнув 40-летний рубеж, стихотворение «Лето» он выдал как свое и стал поистине народным поэтом. Его сочинения распространялись по степи акынами, исполнялись на празднествах, передавались из уст в уста, записывались и переписывались.

Еще учась в медресе в Семипалатинске, Абай впитал в себя культуру Востока и стал первым, кто осуществил синтез поэзии Запада и Востока, связал прошлое с настоящим. Он занялся переводами – Пушкина, Лермонтова, Крылова. И достиг на этом поприще самых высоких вершин. Благодаря ему на языке родного ему народа заговорили Татьяна и Онегин Пушкина. Впервые в истории казахской литературы он создал эпистолярный роман. В казахской среде обмен влюбленных стихом не было чем-то необычным, и потому «Письмо Татьяны к Онегину» стало понятным и близким казахской молодежи.

И песни звук, и кюя звон слух усладят и сердце УСПОКОЯТ

Абай оставил богатое музыкальное наследие, которое по праву занимает особое место в казахском национальном искусстве. Музыкальный дар поэта был взращен на глубоко народной основе и нашел свое отражение в лирических песнях, выражающих мироощущение поэта и его душевный настрой. Знаток казахского фольклора и народной музыки, Абай высоко ценил творчество поэтов-самородков, вышедших из народа, – Биржан сала, Акана сери, Таттимбета, Жаяу Мусы. Его лиричные и проникновенные песни значительно обогатили песенное творчество казахского народа, внеся в него новые ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств языка.

Абай был знаком со многими акынами и кюйши ХIХ века, которые частенько подолгу гостили в юрте Зере и Улжан. Уезжая, они увозили в душе тепло и сердечность гостеприимного хозяина и его прекрасные песни. Признанный в степи поэт Дулат, который уже в юношеских стихотворениях уловил поэтический дар Абая, благословил будущего поэта:

Сын мой, подрастешь и ты,

Взлетишь на крыльях мечты.

Выше облаков, возможно, взойдешь ты,

Да сбудутся твои чудесные сны.

У Абая не было музыкального образования, он не владел нотной грамотой. В этом отношении у него не было никаких преимуществ перед народными композиторами Биржаном, Аканом сери и Жаяу Мусой. Сочиняя свои песни, он, как и они, мог надеяться только на личные музыкальные способности, на свой голос и домбру. В то же время форма, мелодия и ритм песен Абая сильно отличаются от других народных композиторов.

Песни Абая «Айттым сәлем, Қаламқас» («Шлю, тонкобровая, привет…»), «Қор болды жаным» («Унижена моя душа»), «Сұрғылт тұман» («Серые тучи»), «Ата-анаға көз қуаныш» («Утешение отцу и матери»), «Татьянаның хаты» («Письмо Татьяны») вошли в сокровищницу песенного искусства казахского народа. Как пишет исследователь творчества поэта Ахмет Жубанов, хотя Абай не разъезжал, как большинство казахских народных композиторов, с домброй по аулам, тем не менее многогранное творчество основоположника казахской письменной литературы сыграло огромную роль в музыкальном развитии народа.

В восторженном лирическом монологе «Айттым сәлем, Қаламқас» звучат грусть и сожаление. Поэт выразил в нем большое и светлое чувство, которое сопровождало его в течение всей жизни. Песня посвящена его первой любви Тогжан. Судьбе не угодно было соединить Абая и Тогжан, и поэт увековечил свое чувство к ней в напевах домбры и задушевных словах. Песня покоряет своей нежностью и целомудренностью чувств:

Шлю, тонкобровая, привет!

Похожей не было и нет!

Когда тоскую по тебе,

Мне слёзы затмевают свет.

Ты лучше всех. За сотни лет

Подобной не был мир согрет.

Написанная в форме послания, в духе традиций казахской народной поэзии, песня воссоздала идеальный образ казахской девушки. Используя неожиданные метафоры и сравнения, он воспел ее красоту. Песни Абая, как и произведения других народных композиторов, дошли до нас не в нотной записи, а в исполнении множества самых разнообразных певцов, которые, несомненно, внесли в них немало изменений. Большое количество вариантов этих песен является интересным материалом для изучения исследователей музыки.

Нравственнный идеал поэта

Впервые в истории казахской философии Абай изложил концептуальное видение модели, сущности зрелой личности («Толық адам»). По мнению Абая, зрелой личностью человека делают три качества: разум, сердце, воля. Одна из загадок Абая состоит в удивительном единстве и гармонии в нем, казалось бы, противоположных черт и сторон. Он с уважением относился к богатству, говорил, что оно создает условия для развития человека. И в то же время всегда выступал на стороне народа, отстаивая его интересы. Он считал, что бедность противоречит назначению человека и сумел соединить в себе любовь к людям с суровой правдой. Абай глубоко верил в науку, что не противоречило его искренней вере в бога.

Всей силой своего творчества Абай боролся с невеждами, которые сумели, используя хитрость и ловкость, добиться власти и стали причиной упадка нравов, деградации общественной морали. Он боролся с бесстыдством степных феодалов, которые обладали властью, но не имели «ни светлого ума, ни доброй воли в сердце своем». Алчность и невежество волостных правителей и биев, не способных различать, где добро, а где зло, ввергали Абая в печаль и грусть. Тонкая, чувствительная, мятежная, открытая людям душa Абая жила и творила в атмосфере глухой вражды, удушья, непонимания и невежества. Он вступил в единоборство с тяжкими пороками общества. Он ищет путь, который вывел бы народ из мрака невежества в обетованный мир свободы. Побывав на должности волостного, Абай понимает, что изменить нравы степи можно только просвещением, нравственностью и духовностью.

Его стихи остро социальны, пронизаны борьбой за справедливость. В стихотворении «Ноябрь – преддверие зимы» поэт предчувствует суровую зиму, надвигающуюся на степь беду и расстроен тем, что бедный люд не готов к ее приходу.

«У бая много пастухов и юрта хороша,

А бедный мерзнет сам в степи, скотину сторожа...».

Предчувствие Абая, к сожалению, оправдалось. Зима 1888-1889 годов осталась памятной джутом, унесшим много скота и обрекшим на голод тысячи кочевников.

Как родоначальник новой казахской письменной поэзии, Абай во многом был первым. Он первый из казахских поэтов заговорил о труде и о людях труда. И это в те времена, когда в степи превыше всего ставились обычаи и нравы богатой и праздной аульной аристократии. Свои надежды Абай возлагал на талантливую молодежь, у которой «души глаза открыты», и которая стремится к познанию.

Активной и плодотворной была его жизнь. Поэт ратовал за просвещение своего народа, печалился о его доле и служил ему до последних дней своей жизни. Абай умер в июне 1904 года, не дожив до шестидесяти лет. По выражению М. Ауэзова, он покинул мир, сломленный «мраком невежества, покрывавшим степи».

Отмечая непреходящее значение Абая, Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев писал, «...нам,
откровенно говоря, не стоит искать обоснования наших добрых начинаний где-то извне. Все находим у Абая. На его завете «Люби, мой брат, все человечество» зиждется не просто философия существования, а основополагающий принцип всечеловеческого единства и братства. ...Мир Абая – наша путеводная звезда».

Жанна Балмаганбетова

Кызылординские вести / Предыдущие номера 22 февраль 2020 г. 558 0