В лицее «Білім-инновация» № 10 есть клуб «Асыл әжем». Один раз в месяц бабушки школьниц собираются вместе, чтобы рассказать внучкам о национальных традициях, обычаях, показать обряды, познакомить с фольклором... На днях ажеки провели урок прядения шерсти веретеном.
– У казахов много обрядов и традиций, – отметила Ажаркуль аже. – Они сопровождают нас с самого рождения: бесикке салу, шилдехана, сундетке отыргызу… Многие традиции и обряды сейчас подзабыты. Наша задача – их бережно сохранить и передать подрастающему поколению. Нашим внучкам особенно нравятся уроки прикладного искусства: они с удовольствием шьют корпеше из разноцветных лоскутов, которое называется «курак-корпе», прядут шерсть казахским веретеном, а потом вяжут из них шарфы, пинетки, шапки…
Шерсть для прядения бабушки приносят сами, в сундуках сохранились старые веретена, которые достались им в наследство от бабушек и мам. В процессе обучения прядению бабушки рассказывают внучкам о старинных обрядах и обычаях, поют народные песни, воспитывают девочек на положительных примерах из сказок, эпосов, былин…
– Когда была маленькой, я любила наблюдать, как пряли женщины из нашего аула, – вспоминает Кенжегуль аже. – Все выглядело очень гладко: мастерицы выпускают из рук веретено, ниточка сама выползает из пышного облака шерсти, сама же наматывается, а женщины поют какую-нибудь народную песню. Я думала, что непременно также научусь. Когда впервые решила попробовать: подготовила кудель – комок шерсти, из которого тянется нить, попыталась прясти веретеном, у меня ничего не получилось. Нитка, не успев начаться, обрывалась, веретено с грохотом падало на пол. Прошло немало дней, пока веретено мне покорилось. Я до сих пор пряду старинным способом, которому меня научили в детстве. И хочу, обучить этому внучат. Народное ремесло должно передаваться из рук в руки, из поколения в поколение. Считаю, что прядение как народная психотерапия и как красивое увлечение будет жить всегда.
– Как только я научилась прясть, сразу поняла, почему это ремесло никогда не умрет. Оно затягивает, успокаивает, уравновешивает. Когда-то в селах девочек сажали с веретеном в руках лет с пяти-семи, и до самой свадьбы, чтобы «вся излишняя энергия в нитку уходила». Что-то в этом педагогическом приеме точно есть, после веретена встаешь спокойная, как ясный день, – говорит Тазагуль аже. – Раньше пряжу пряли в основном зимними вечерами, когда дел у хозяйки становилось поменьше. Шерсть спасала степняков. Из нее делали ковры, шили одежду, ею украшали свое жилище. На первый взгляд прясть пряжу легко, стоит коснуться веретена рукой. На самом деле это довольно сложный процесс, ведь в то время, когда веретено крутится, женщина должна отщепить кусочек шерсти и оттянуть его так, чтобы получилась ниточка. У новичков сразу не получается. Но это не страшно, было бы желание, а научиться можно всему.
Тазагуль аже с сожалением отмечает, что сейчас даже в аулах женщины не пользуются веретеном, не прядут шерсть, им гораздо легче и проще купить готовую пряжу. Поэтому и искусство владения веретеном, прядения не везде сохранилось. Бабушки клуба бережно относятся к этому занятию, считают, что ручное прядение нужно сохранить и передать молодому поколению секреты мастерства.
– Прядение – одно из древнейших женских ремесел, если хотите философия жизни степняка, – говорит она. – Сколько песен, сказок, преданий сложено о пряхах и прядении! Совершенствуется производство изготовления пряжи, но многие опытные пряхи считают, что веретено не утратило свою популярность, по крайней мере, у нас.
– Мне очень нравился урок прядения веретеном, – говорит ученица 9 класса Данагуль Оскелен. – Веретено, словно заколдованное. Стоит только немного научиться, и его из рук почти невозможно выпустить, процесс затягивает. От бабушек мы узнали, как в старину подготавливали шерсть к прядению, какие нитки для вязания считались самыми прочными, а какие самыми нежными. Знаем, как работает веретено, к примеру, по часовой стрелке веретено крутят, когда прядут шерсть. Против часовой –
когда скручивают между собой две нити. За день можно сделать около трехсот граммов пряжи. Этого как раз хватит на пару носков или варежки. Чаще всего наши бабушки пряли из овечьей шерсти: она обладает целебными свойствами. Например, снимает боли в суставах. Но самое главное – прядение и вязание здорово успокаивают нервы.
– Обучение женским премудростям девочки во всех аспектах – от ведения хозяйства до специфики семейных отношений – проходили дома под руководством старших членов семьи, – говорит Шахаризат аже. – И здесь неизмерима роль бабушки. Именно она была и остается носителем интеллектуальной преемственности между разными поколениями женщин. Было бы очень хорошо, если бы клубы бабушек существовали во всех школах, чтобы старшее поколение могло поделиться своим житейским опытом. Многие обычаи, традиции, ритуалы казахского народа, по существу, стали неписанными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. Национальные традиции казахов – это огромный и важный пласт работы по воспитанию подрастающего поколения. Одним из путей сохранения национальной идентичности Елбасы Нурсултан Назарбаев называет традиции и обычаи нашего народа, язык, литературу, прикладное искусство. Возрождению народного творчества способствует программа «Рухани жаңғыру». Нужно помнить о нашем прошлом, сохранять национальные традиции, передавать их молодежи.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |