Казахская национальная одежда имеет многовековую историю. Разумеется, за прошедшие годы в костюмах произошла определенная трансформация, и они по-прежнему играют большую роль в повседневной жизни. В одежде ярко выражен национальный колорит.
Так считает Токжан Мусаева из Шиели, которая несколько лет назад открыла ателье «Токжан» по пошиву национальной одежды и аксессуаров, взяв за основу идею возрождения забытых традиций в одежде и их популяризацию. Мастера начинали работать в небольшом швейном цехе, который вскоре превратился в большой салон с богатым ассортиментом по выпуску национальных костюмов. Современный национальный костюм, по мнению молодого дизайнера, это не просто красивое одеяние, а философия моды.
– Казахская национальная одежда всегда отличалась простотой и рациональностью. Изюминку добавляли лишь элементы отделки: пуговицы, расшитые пояса, орнаменты, вышивка, ювелирные изделия, присутствие меха. В нашей области процесс создания национальной одежды никогда не отделялся от исторических корней, – говорит Токжан. – Отрадно, что сейчас люди стали возвращаться к своим истокам, многие, заказывая офис-ный костюм, непременно просят его украсить красивыми орнаментами и узорами.
Ателье «Токжан» хорошо известно не только в Шиели, но и за его пределами. Есть постоянные клиенты из Кызылорды, Туркестана, которые особенно ценят индивидуальность. Ведь все работы Токжан и ее команды эксклюзивны. Костюмы мастериц ателье отличает современная функциональность, умело совмещенная с национальным колоритом. Токжан считает, что такая одежда должна быть в гардеробе каждого.
– Радует, что национальной одеждой стала интересоваться молодежь, – говорит собеседница. – Поэтому сейчас мы стараемся делать акцент на вещах, которые смотрятся буднично, но с национальным узором. Такую одежду можно смело носить в офисе. К примеру, мужские костюмы, пиджаки мы шьем по стандартному лекалу, но с национальным узором. Подобная одежда пользуется большим спросом.
Несмотря на отсутствие рекламы, клиенты тянутся к Токжан вереницей по рекомендациям.
– Токжан выпускает качественную красивую одежду, и я ценю это, – говорит постоянная клиентка Самал Оспанова. – Она умело совмещает национальный колорит и современные фасоны. В ее платьях я всегда чувствую себя прекрасно. Она обшивает всю нашу семью. Наши торжества проходят ярко благодаря ее таланту шить уникальные вещи.
Несмотря на то, что в ателье появилось новое оборудование, открылись огромные возможности для отделки, процесс создания одежды во многом остался неизменным – по-прежнему отдается предпочтение ручному труду.
– Каждый костюм мы орнаментируем национальными узорами. Ведь орнамент у казахов выполняет роль оберега, это не просто линия или завитушка, это история. По желанию клиента украшаем орнаменты камнями из цветного стекла или натуральными, – говорит Токжан. –
Каждый стежок на орнаменте я делаю с мыслью и желанием продвигать национальный стиль среди молодого поколения, думаю, что так вношу свой вклад в это благое дело. Главное, чтобы искусство наших предков не забывалось и вызывало восторг как у тех, кто носит такую одежду, так и у окружающих. Я делаю все, что в моих силах, но их недостаточно, чтобы поднять это ремесло на новый уровень. Для узнаваемости и популяризации национальной одежды нужны большие средства и совместные партнерские усилия.
Мастерица утверждает, что в обществе возрождается интерес к национальным традициям, истории, культуре, обычаям. Потому и заказывают с узорами и орнаментами повседневные наряды.
– В древности, по наряду можно было узнать о социальном статусе владельца, его принадлежности к роду или клану, – говорит она. – Казахская культура хорошо раскрывается в национальной одежде. Казахи верили, что орнаменты оберегают их от злых сил. Они были настоящим языком кочевников. К примеру, если раньше в аул приезжал гость, то по степному этикету, его нельзя было расспрашивать, откуда он прибыл. И тогда местные присматривались к костюму приезжего, украшениям. В степи каждый знал, что на западе страны, к примеру, предпочитали геометрические узоры, мастера на юге использовали растительные орнаменты, а на востоке чаще встречался зооморфный мотив.
По словам Токжан, благодаря работе ей удалось узнать много интересного об истории национального костюма казахов. К примеру, в зависимости от возраста и социального статуса менялся внешний вид женского национального костюма. Молодые девушки носили одежду красного цвета, а уже после тридцати лет одевать вещи с этим цветом считалось неприличным. Отдельного внимания заслуживает наряд казахской невесты. Он включает платье-рубаху «көйлек», камзол, шапан, головной убор «сәукеле» и покрывало с вышивкой «желек» (фата невесты). При этом, привычный современному обществу белый цвет свадебного платья в былые времена у казахов считался цветом траура, и поэтому наряды были самых разных цветовых оттенков, и обычно выбирался, соответствующий роду или региону, из которого была девушка. Что касается мужских нарядов, то именно чапан давал представление о социальном статусе мужчины, и был главным предметом одежды. Особое отношение у казахов к головным уборам: нельзя было носить чужие шапки и давать свою другому. Считалось, что так можно принять чужие беды и болезни, или потерять свое счастье и удачу.
– У казахов много видов головных уборов: такия, калпак, борик, кимешек, тымак… Но самым интересным, который можно назвать одним из символов казахской культуры, является саукеле, – говорит Токжан. – Его всегда делали вручную. Считается, что чем выше по размеру этот головной убор, тем больше уважения проявляет невеста к семье жениха, и поэтому некоторые саукеле достигали в высоту 70 сантиметров. Невеста, входя в юрту жениха, наклонялась, тем самым демонстрируя уважение к новому дому. Вот и старались матери сделать для дочерей саукеле высоким, чтобы приняли ее в доме мужа приветливее и добрее.
Мастерица с удовлетворением отмечает, что сейчас все чаще молодые девушки предпочитают на проводы – узату, свадьбы национальный стиль в одежде. К примеру, очень часто в ателье поступают заказы на шай-койлек, дословно – платье для чая. Для церемонии раньше шили специальный наряд – белое национальное платье и камзол. Сейчас такая традиция возобновляется. Свадебный наряд казашек уникален, поскольку любая деталь в нем исполнена глубокого смысла. И в каждом костюме заложена особая информация.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |