• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОСТАТКА

Традиции празднования Наурыза казахский народ передавал из поколения в поколение. Вот уже полвека Великий день улуса – как казахи называют этот весенний новогодний праздник – считается самым любимым в многочисленной семье 83-летней Жамал Тажикбаевой.

Жамал апа соблюдает все традиции Наурыза, знает многое об этом празднике.

– Для казахов Наурыз был не просто исчислением нового года, но и символом весеннего обновления, плодородия, любви и дружбы, – рассказывает моя собеседница. – В народе повелось, чем щедрее будет отмечен Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда – изобилие праздничных обычаев и атрибутов.

Жамал апа родилась в колхозе Комсомол (ныне Аккум) Жалагашского района в семье крестьян, затем жила на разъезде №6, а в пятидесятых годах прошлого столетия переехала в районный центр.

Наша героиня вспоминает, как еще в далеком детстве она вместе с родителями, братьями и сестрами за несколько дней вперед готовилась к празднику.

– В первую очередь мы приводили в порядок свое жилье, – продолжает наша героиня. – Старались по возможности расплатиться с долгами. Старики утверждали, когда Наурыз входит в дом, все болезни и неудачи должны обходить его стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия урожая и дождя все емкости обязательно наполняли молоком, айраном или же ключевой водой. В годы моего детства Наурыз не отмечали широко, возможностей тогда у людей не было, жили ведь все почти бедно. Обязательным было посещение в эти дни жилищ соседей. Я очень любила ходить в гости с родителями, для меня это было интересно, да и вкусностей можно было попробовать всяких.

Как правило, сельчане готовились к Наурызу сообща. По два-три дома, а порой и того больше, накрывали один общий праздничный дастархан. Собирали по миру все к единому застолью. Доставали из своих запасов специально хранившиеся к этому знаменательному событию сладости. Кто принесет оставшиеся от согыма мясо конины или казы, кто пшеницу, кто курт или айран. В большом казане жарили пышные баурсаки. Люди старались готовить в эти дни много еды. Богатый дастархан символизировал достаток и изобилие в наступающем году. Нередко в полдень на установленном месте в ауле резали быка и варили из его мяса блюдо «белкөтерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.

Трапеза приурочивалась к полу-дню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении один из аксакалов давал благословение (бата) с пожеланиями, чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным было присутствие числа «7» – единицы времени вселенской вечности. Перед аксакалами ставились чаши с наурыз-коже, приготовленным из семи видов злаков. В его состав обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, иримшик (творог).

Наурыз-коже было главным праздничным блюдом. Жамал апа готовит его уже полвека. Искусству его приготовления она научилась у свекрови.

– Я любила варить различные су-пы, – рассказывает моя собеседница. – Безусловно, самым особенным в меню, как в любой казахской семье, был бешбармак. Но когда наступал долгожданный Наурыз, я всю душу вкладывала в основное блюдо этого праздника – наурыз-коже. Конечно, в те далекие годы, как нынче, широкого выбора в продуктах не было. Но это было не важно. Главное, чтобы весеннее блюдо включало в себя семь обязательных элементов – воду, мясо, соль, муку, масло, пшено и молоко, которые олицетворяют семь жизненных начал. Сама цифра семь была всегда сакральна для казахов.

В наурыз-коже Жамал апа добавляла раньше пшеницу, что, по ее мнению, символизирует большой урожай и достаток. Сейчас выбор крупяных изделий весьма широк, поэтому по желанию можно положить в суп и пшено, и перловку, и фасоль... Что касается мяса, то здесь наша героиня, как и большинство казахов, придерживается единственного правила. Использует мясо скота, зарезанного для заготовки на зиму, – согым. Предпочтительней – лошадь. Как правило, здоровое откормленное животное режут с наступлением крепких морозов, обычно в конце декабря – начале января.

– Конина хорошо усваивается, придает силу, обладает лечебными свойствами, – говорит Ж.Тажикбаева, – засоленная и высушенная, она долгое время не теряет своих полезных и питательных свойств. Вяленая конина в наборе с казы и жал, жая придает особый и неповторимый вкус наурыз-коже.

За долгие годы опытная хозяйка наработала свой рецепт наурыз-коже. Мясо и сут-коже (молочный суп) варит отдельно. Затем после готовности соединяет два главных компонента праздничного супа. Обязательно добавляла в него раскатанную и нарезанную своими руками лапшу. Вкус у такого наурыз-коже особенный и неповторимый.

– Сейчас много рецептов приготовления наурыз-коже, но главное нельзя забывать о частичке души, которую необходимо вложить в него, – подчеркнула мудрая женщина, – подавая его гостям, ты даришь людям заложенное в этом блюде добро, любовь и богатство. По преданиям, важно досыта отведать его, тогда весь год будешь жить в достатке и сытости. Существует поверье, если отведать наурыз-коже в семи домах – год будет удачным.

По словам Ж.Тажикбаевой, люди всегда в день Наурыза старались быть в добром расположении духа. При встрече они заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания.

– Мы старались обязательно помирить находившихся в ссоре соседей или родственников, – сказала Жамала апа. – Это объединяло нас, делало еще сплоченнее. Ведь в этом и заключался основной дух праздника, который всегда имел особый духовно-нравственный смысл.

Как отмечает моя собеседница, было время, когда Наурыз отмечали несколькими аулами, колхозами и
совхозами. С раннего утра жыршы-зазывалы обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Люди одевались в яркие, праздничные костюмы и принимали активное участие в праздничных играх и соревнованиях. После некоторого затишья в годы становления независимого Казахстана этот праздник вновь стали широко отмечать в республике.

Жамал апа – многодетная мать, воспитавшая одиннадцать детей. Ее супруг Жолдыбай Нурабаев – ветеран Великой Отечественной войны умер десять лет назад. На Наурыз по традиции в этой семье собираются дети и многочисленные внуки и правнуки. Все они приходят к нашей героине отведать полюбившийся с детства удивительно вкусный и неповторимый наурыз-коже, пожелать друг другу добра, благополучия, мира и спокойствия в новом году.

 Ботагоз АЖАРБАЕВА

Кызылординские вести / Предыдущие номера 21 март 2020 г. 434 0