• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВОЛШЕБНЫЕ РУКИ МАСТЕРА

В Сырдарьинском районе имя Жанибека Маханбетова на слуху у многих. 70-летний аксакал из аула имени А.Токмагамбетова искусно превращает куски дерева в настоящие шедевры народного прикладного искусства. Изделия опытного мастера занимают особое место на выставках.

Его гордость - казахский шумовой музыкальный инструмент - доныз кауак (кабанья тыква), именуемый также как скрипелка.

- Сейчас такими инструментами никто не пользуется, - говорит мастер. - А еще сто лет назад жители присырдарьинских сёл не выпускали его из рук, ведь в то время в здешних камышах водились туранские тигры, которые нападали на людей и скот. В самом начале 1900-х годов их здесь было достаточно, и людям они досаждали. Впрочем, как и кабаны, которых в зарослях у реки и озер было много. Звуком этих скрипелок люди и отпугивали крупных хищников.

- Я и домбру могу сделать, - рассказывает Ж. Маханбетов. - И кобыз у меня есть из карагача. Это инструменты, рождающие мелодию, но со скрипелкой не расстаюсь, она мне дорога, как историку. Это аналог древнего инструмента наших предков.

Наш герой по профессии историк-краевед. Член Союза художников РК, он более пятнадцати лет проработал в районном музее старшим научным сотрудником, руководил кружком прикладного искусства в местном Дворце школьников. Ж.Маханбетов вкладывает все знания и душу в свои работы, он хочет сохранить и передать потомкам редкие образцы национальной культуры казахского народа.

- Работать по дереву я начал в 1987 году, - рассказывает аксакал. - Были определенные способности в этом деле, а еще меня, как историка, волновало то, что люди стали реже пользоваться в своих домах предметами быта, которые раньше были в каждой казахской семье.

В доме Маханбетовых есть изготовленный главой семьи казахский резной шкафчик для посуды - асадал. Здесь им пользуются каждый день.

- А вот кебеже, - показывает мастер небольшой сундучок, - в нём во время кочевых поездок перевозили мелкую посуду и продукты. Сейчас кебеже сельские хозяйки используют для хранения круп и муки. А бывают еще отдельные ящички для перевозки пиал - кесекап, но их сейчас редко встретишь в казахских домах.

Увы, люди сегодня редко пользуются деревянной кухонной утварью. Но, как заметил мастер, сейчас, женщины на выставках ремесленников чаще стали прицениваться к деревянным астау - большой чаше для подачи мяса. В последние годы эту посуду стали часто применять современные хозяйки. Покупают чаши и поменьше, для кумыса, бульона, и к ней ожау - деревянный черпак. Набор красиво смотрится на столе.

- Люди, бывает, покупают мои работы, - отметил Ж.Маханбетов. - Радует, что они чаще стали проявлять интерес к народному ремеслу, к истории того или иного предмета быта или музыкального инструмента. Но я не ставлю целью продать то или иное свое изделие. Для меня важны процесс работы, воплощение мечты в реальность. Сначала появляется идея, а потом я её развиваю: изучаю книги, работы старых мастеров, делаю свои первые наброски. В конце концов, невольно понимаю, что нечто подобное люди делали до меня еще сотни лет назад. Наше ремесло соприкасается с историей родной земли, с ее культурой и искусством. Уверен, что оно еще будет жить долгие века.

Кирилл ДЕНИСОВ

Кызылординские вести / Предыдущие номера 27 март 2020 г. 475 0