Любуясь ювелирным украшением, мало кто думает о том, кто превратил кусок металла в произведение искусства. Между тем, хорошего мастера можно узнать по его работам, которые свидетельствуют о профессионализме и творческом вдохновении. Настоящий профессионал в своем деле – ювелир Султангали Абдреимов. Он любит свою профессию, которую воспринимает как творчество или волшебство, а не ремесло.
– Далеко не каждый спортсмен становится чемпионом, и не каждый ювелир становится мастером уровня Фаберже, – улыбается Султангали. – Но я уверен, что человек, хорошо освоивший специальность ювелира, всегда найдет работу, приносящую удовольствие и приличный доход. Профессия ювелира достаточно востребована.
Ювелирному искусству Султангали научил родной брат. Он и сейчас часто консультируется с ним: просит оценить новую работу, посоветовать, покритиковать. Султангали гордится тем, что в его семье почти все мужчины – ремесленники. К примеру, дед занимался изготовлением конской амуниции.
– В старину профессиональные секреты ювелирного дела передавались от отца к сыну, и стать мастером, будучи человеком «со стороны», было непросто. Казахские ювелиры применяли разнообразные технические приемы: штамп, зернь, тиснение, чеканка, гравировка, скань... Такие же способы используют сейчас и современные ювелиры. Но при этом у нас есть много приборов, которые помогают нам в работе. Постоянно удивляюсь тому, как наши предки могли делать такие превосходные вещи, обходясь без специальных современных инструментов. Остается лишь строить догадки и восхищаться их мастерством, – говорит собеседник. – В нашей семье бережно хранят традиции, совмещая в своей работе старое и новое. Первые годы я в основном ремонтировал ювелирные изделия или делал копии. Но потом я понял, что хочу мастерить свои авторские изделия. Каждый профессионал считает, что нет предела совершенству. И поэтому пока работаю, буду искать новые формы, воплощая их в деле.
– Какими качествами должен обладать профессиональный ювелир? – спросила я.
– В первую очередь, внимание, сосредоточенность, точность, аккуратность, усидчивость. Не обойтись в нашей профессии без развитой тактильной чувствительности. И это минимальные требования к профессии, – говорит мастер. – Понадобятся еще и хороший художественный вкус, чувство стиля, талант художника и скульптора.
Попросила мастера описать процесс изготовления изделий.
– Заказчик может выбрать понравившееся украшение по любому каталогу. Вместе с ним рисуем эскиз. В процессе работы я держу связь с заказчиком, вношу изменения. Но чаще всего клиенты полностью доверяют моему вкусу и остаются довольными конечным результатом. Этапов в изготовлении изделия много. Почти все я выполняю самостоятельно. С помощью специального оборудования только прокатываю металл через вальцы. Остальное – кропотливая ручная работа. Процесс создания украшений разный. Но скучных заказов у меня практически не бывает. Времени на изготовление того или иного комплекта уходит тоже по-разному. К примеру, кольцо можно изготовить за два-три часа. А вот над сложными украшениями приходится корпеть порой целый месяц. В основном это касается изделий, где нужно использовать филигранные элементы, сложные техники. Количество времени, которое необходимо затратить на создание украшения, зависит от его сложности и, конечно же, от вдохновения. А его я черпаю из наследия предков. Часто посещаю музеи, обращаюсь к работам именитых ювелиров прошлого столетия и современников. Но иногда могу проснуться среди ночи из-за того, что придумал что-то новое.
– Насколько важно в твоей профессии совершенствовать мастерство?
– Очень важно, ведь мода не стоит на месте, нужно успевать за новыми трендами. Важно постоянно практиковаться, искать необычные идеи, новые технологии для производства изделий. Это помогает раз за разом оттачивать мастерство. Часто смотрю обучающие видео от известных мастеров, читаю специализированную литературу. Всегда с удовольствием берусь за то, чего ранее не делал. Ювелир – профессия безграничная с точки зрения ее постижения. Учиться можно бесконечно. Пока еще я не встречал ни одного ювелира, который бы утверждал, что умеет все. Ну, а сложностей в профессии ювелира немало, также, как и везде. К примеру, когда поджимают сроки, приходится сидеть ночами напролет. Но приступать к работе всегда нужно с хорошим настроением. Чтобы потом не переделывать изделие, не тратить впустую материал и время.
– Чем тебя привлекла профессия ювелира?
– Я люблю радовать людей. Для меня очень важны положительные эмоции, восхищенная реакция человека на сделанное изделие, это порой дороже денег. Мне нравится делать красивые и уникальные вещи. Нравится быть частью какой-то истории. Создавать из куска металла красоту.
Султангали может долго и увлеченно рассказывать о своей работе, знает многое об истории казахского ювелирного искусства. Может многое поведать о мастерстве зергеров.
– Археологические находки свидетельствуют о высоком мастерстве ювелиров прошлого, – говорит мастер. – Возьмем, к примеру, знаменитые чиликтинские изделия, выполненные в технике штамповки, гравировки, зерни, инкрустации. Поражают древние берельские мастера, оставившие после себя лучшие образцы «звериного стиля». Ассортимент изделий, изготовленных зергерами, был широк: женские украшения, детали для костюма, столовые приборы, бляшки для декорирования каркаса юрты, мебели, музыкальных инструментов, оружия, конского снаряжения... И все же главной продукцией зергеров были женские украшения, пользовавшиеся большим спросом. Украшения казашки носили не только для красоты, они обозначали ее положение в обществе, выполняли роль оберегов. Они могли рассказать о своей хозяйке многое: замужем она или нет, каков ее возраст, откуда она родом, богата ли ее семья… Казахские национальные украшения – это не просто ювелирные изделия, а весомая часть национальной культуры и истории.
Султангали всегда советует клиентам выбрать кольцо или комплект, которые больше всего подходят по возрасту или социальному статусу. Подарочные комплекты тоже старается делать исходя из того, кому они предназначены. Он в основном работает с серебром и мельхиором, украшая свои изделия полудрагоценными, поделочными камнями. Вставки из камней в народе называются тас (камень) или көз (глаз). Камни у казахов наделялись чудодейственной силой. Считается, что жемчуг лечит бельмо, коралл оберегает от порчи и наговора, перламутр защищает от злого языка, бирюза приносит счастье, а сердолик считается камнем благополучия.
Ювелир с удовлетворением отмечает, что сейчас многие заказчики стали обращаться к истории, в частности, в последнее время стали поступать заказы на перстень «құдағи жүзік» – «кольцо сватьи», символизирующий единение двух родов. Перстень состоит из двух ободков, носят его на двух пальцах, что означает объединение двух сердец, две свахи становятся подругами.
– Иногда заказывают амулетницы. Внутрь такого украшения вкладывают в виде оберега выдержки из Корана, перья филина. Очень радует, что в последнее время девушки стали чаще обращаться к национальным мотивам: заказывают полный комплект украшений на узату или свадьбу. Я стараюсь сделать так, чтобы украшения подходили заказчице по характеру, стилю. Среди молодежи сейчас в моде национальный колорит, теперь все чаще вспоминают о том, что символизирует та или иная форма кольца, подвески и серег, – сказал ювелир.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |