• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
+30 °C
Ветер: 3 м/с
Влажность: 26 %
Давление: 743 мм

САКРАЛЬНЫЕ СВЯТЫНИ ПРИАРАЛЬЯ

Национальный проект «Сакральная география Казахстана» направлен на создание культурно-географического пояса народных святынь. Он включает археологические и этнокультурные экспедиции по историческим местам страны, реставрационные работы, издание энциклопедии. Также в числе задач развитие внутреннего и внешнего туризма с опорой на культурно-географический пояс Казахстана.

Проект, задача по реализации которого была поставлена в статье Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», стартовал, как известно, в 2017 году. На первом этапе в него вошли 100 общенациональных сакральных объектов. В 2018 году он включал описание 642 городищ, мавзолеев и других памятников истории и культуры, а также природных достопримечательностей. В 2019-ом — 185 общенациональных объектов наследия и 463 региональных. С начала 2020
года на 48 памятниках республиканского значения были проведены научно-реставрационные работы.

Во всех регионах составлен список макро- и микросакральных объектов. Это особо почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющими непреходящую ценность в истории казахского народа.

В энциклопедию «Қасиетті Қазақстан» («Сакральный Казахстан») в список «Общенациональные сакральные места» вошли 12 памятников Приаралья, в список «Региональные сакральные места» - 60 объектов. В числе историко-культурных объектов общенационального значения наряду с древними городищами немало башенных мавзолеев и мазаров. Эти архитектурные сооружения до сих пор притягивают взгляд и вызывают большой интерес у ученых-археологов и путешественников.

Один из них, мазар Бухарбая батыра находится в Жалагашском районе, в 21 километре к северо-востоку от аула Каракеткен. У памятника более чем столетняя история. В свое время построенный из сырцового кирпича мазар был разрушен. В 1993 году в преддверии 180-летнего юбилея батыра мавзолей был заново облицован. Его размеры - 23х16,7х2,7 метров. В 500 метрах к югу от памятника расположено большое кладбище. Оно состоит из 200-250 погребальных сооружений, на 15-ти из них есть надгробные камни, на которых есть надписи на арабском языке.

Казахский народ во все времена глубоко почитал своих героев-батыров. Бухарбай Естекбайулы был одним из тех, кто поддержал в XIX веке хана Кенесары, возглавившего национально-освободительную борьбу казахского народа против завоевательской политики царской России. О славных подвигах батыра в народе слагали легенды, имя не раз упоминается в поэмах-дастанах.

В Казалинском районе в 125 километрах от аула Каукей находится мазар Жанкожи батыра. Жанкожа Нурмухаммедулы – один из известнейших батыров казахского народа. Такие жырши-сказители, как Торемурат, Мысабай, Жумабек Айбарбекулы, Нурсултан Жубаулы, Карман Султанулы за сюжетную основу своих произведений брали подвиги Жанкожи батыра.

Памятник прямоугольной формы имеет размеры 6х4х2,4 м., сложен из кирпича снаружи, изнутри оштукатурен. Углы - саганы выделены пилястрами, которые над стенами завершаются остроконечными надвершиями высотой 50 сантиметров. Вход в сагану оформлен как предвратное сооружение, внутреннее помещение которого перекрыто тремя расположенными в один ряд цилиндрическими «куполами» на невысоких квадратных барабанах. По верхнему краю наружных стен саганы в горизонтальной выемке выполнен орнаментальный фриз – различные варианты национального орнамента «қошқар мүйіз».

Мавзолей Окшы ата (XI в.) расположен в Шиелийском районе. Здесь покоится прах семи святых, почитаемых казахским народом. Это – Окшы ата, Асан ата, Кыш ата, Гайып ата, Есабаз ата, Досбол датка и Бала би. Мавзолей выложен из жженого кирпича на глиняном растворе. До реконструкции мавзолея фасадная сторона низа стен до отметки, где проходит камышитовый пояс, местами была разрушена. Деформация произошла из-за того, что были выветрены швы кладок. Сам мавзолей датируется XVIII веком. Различных версий и исторических трактовок о строительстве мавзолея и о том, кому он посвящен, довольно много. Профессор Ауельбек Коныратбаев утверждал, что мавзолей Окшы ата относится к памятникам эпохи огузов. Так, в книге «О Коркыте», которую перевел А. Коныратбаев, говорится, что Окшы был оружейным мастером огузского хана Казан салар. Оружейная мастерская была расположена в городище Бестам. Развалины этого города сохранились и находятся в 20 километрах от поселка Шиели. Есть предположение, что великий философ и богослов Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы.

Еще один архитектурный памятник - мавзолей Корасана ата (конец XIX века) - находится в Жанакорганском районе. Корасан ата – это прозвище (лакаб) одного из первых миссионеров ислама в низовьях Сырдарьи Абдулзялиля. Как отмечал знаток казахских памятников И. Кастанье, его так называли потому, что он лечил оспу (корасан): если он перешагивал через голову больного, то болезнь у того протекала в легкой форме и человек быстро выздоравливал. Среди местного населения, считающего себя потомком Корасана ата, есть мнение, что это прозвище произошло от провинции Хорасан (Северный Иран), выходцем из которого был миссионер. По преданиям, Абдулзялиль, как и его сын Хусаин-гащи, был воителем. Как отмечал И.Кастанье, мавзолей Корасана ата построен на месте старого (речь идет о мавзолее, построенном в 1898 году мастером Абдуали Бабажанулы, который похоронен рядом с мавзолеем). В 2005 году этот мавзолей без видимой причины был заменен новым, не имеющим художественной ценности, для строительства которого были приглашены мастера из Хорезма.

Мавзолей, построенный в конце XIX века, был возведен из прямоугольного обожженного кирпича, включал две вписанные в призматический корпус камеры: малую и большую с отдельными входами. Камеры были перекрыты малым и большим куполами сфероконической формы на подкупольных барабанах.

Новый мавзолей полностью повторяет структуру уничтоженного, в нем также имеются две камеры с теми же погребениями и пристроенная к юго-западному фасаду тилау-хана.

Мавзолей Корасана ата с его разновеликими куполами изящного очертания был рассчитан на внешнее восприятие. Объем его, находившийся на возвышении, раскрывался с наиболее выгодной точки (с юго-востока) и был доминантой не только некрополя, но и окружающей его на многие километры равнины.

В Жанакорганском районе расположен и другой памятник - мавзолей Толегетай-Кылышты ата (XI-XII вв). Он связан с преданиями об одном из знаменитых родоначальников племени найманов Толегетаем, предком родов Каракерей, Матай и Садыр. Мавзолей расположен в районе, прилегающем к пойме Сырдарьи, на островке, возвышающемся среди рисовых чеков. В недавнем прошлом он был полностью разрушен (возможно, вследствие пожара) и заменен кустарной постройкой из силикатного кирпича с жестяным куполом, которую, впрочем снесли, освободив место для нового мавзолея, строительство которого было начато в 2005 году.

Прежний мавзолей был возведен из прямоугольного сырцового кирпича, в строительстве также были использованы детали из дерева. Сырцовые стены памятника, которые образовывали прямоугольник, перекрыты плоской кровлей, опирающейся на центральную колонну, в юго-восточной стене был устроен входной проем.

В глубине камеры находились два сырцовых, прямоугольных в плане, надгробия. Правое от входа было большего размера – там был погребен Толегетай ата, рядом – его жена, дочь знаменитого в этих местах святого Кылышты ата (его мавзолей примыкал к северному углу постройки). Рядом с надгробием Толегетая к стене постройки был прислонен обломок древней колонны. На нем была установлена современная гранитная табличка на казахском языке со
сведениями о Толегетае.

Кылышты ата – знаменитый в этих местах святой, прославился своей воинственностью и неуязвимостью в бою. Его можно было убить только во время молитвы. Выяснив эту тайну, враги ворвались в мечеть, где он совершал молитву, но Кылышты ата не захотел прерывать ее и вместе со своими сподвижниками был зарублен. Это одна из версий, почему он получил свое прозвище (қылыш – сабля). Есть также версия, что в бою он саблей рубил только головы.

Мавзолей имеет исключительно важное историко-культурное значение, так как связан с реальной исторической личностью – предком многих выдающихся казахских биев, акынов и других личностей. Кроме того, он очень интересен и как памятник архитектуры. Это весьма оригинальное сооружение проливает свет на позднесредневековое народное зодчество, сохранившееся в Казахстане в считанных экземплярах.

Материалы полосы подготовила Бота МЕЙРАМОВА

Кызылординские вести / Предыдущие номера 23 май 2020 г. 130 0