• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТАЙНЫ ЖЕТЫАСАРА

В рамках программы «Рухани жаңғыру» памятники Жетыасарской культуры вошли в список сакральных мест нашей области.

Жетыасар – территория, где в І-м веке до нашей эры – начале VІІІ века жили племена канлы (в китайских источниках называют кангюй). Первые сведения об этих племенах встречаются в китайских источниках, которые относятся ко II веку до нашей эры. В целом, их объединения были сформированы на юге Казахстана от среднего течения Сырдарьи до предгорий Каратау. Столица – Битянь (близ Туркестана). По сведениям ученых численность населения канлы достигала до шестисот тысяч человек или 120 тысяч дворов. Они были связаны политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем, вели войны с соседними племенами: гуннами, усунями и подчинили себе Бухару, Хорезм и некоторые другие области Средней Азии. Канлы контролировали отдельные участки Великого Шелкового пути.

Древние городища Жеты-асарской культуры, расположенные в Кармакшинском, Жалагашском и Сырдарьинском районах, сохранились в виде возвышенностей (асаров). Здесь расположено около пятидесяти городищ и крепостей, таких как Бидайык асар, Сорлы асар, Домалак асар, Унгирли асар, Томпак асар, Кара асар, Жалпак асар, Тикасар, Тас асар, Коса асар.

В 1946 году Хорезмская этноархеологическая экспедиция под руководством Сергея Толстова, следуя по древнему руслу реки Сырдарьи к Куандарье и Ескидарье, обнаружила городища Жетыасарской культуры. В 1948-1951 годах ученым велись раскопки на городках Жетыасар №3 (Алтын асар), Жетыасар №9. В 1958, 1962-1963 и 1966 годах были продолжены исследования на других городищах. В результате С.Толстов впервые классифицировал памятники Жетыасара на три группы в зависимости от особенностей их строительства. Первая – укрепленные усадьбой с большим зданием внутри. Вторая – большая крепость с сильно развитой системой фортификации (башни, укрепленные ворота) и без всяких следов построек внутри стен. Третья – большая крепость со столь же развитой фортификационной системой, но с многочисленными и разнообразными остатками крупных жилых сооружений внутри. Эти города, расположенные в среднем течении реки Сырдарьи, входят в состав государства Кангюй.

В 1973-1991 годах в ходе археологических раскопок под руководством Л.Левиной были проведены раскопки крепостей Алтын асар, Томпак асар, Бидайык асар, Большой и Малый Косасар. На основе стратиграфии памятников Жеты-асарская культура была разделена на три периода: Жетыасар-1 (с середины V века до н.э. до конца III-IV веков н.э.) – формирование и расцвет городов, Жетыасар-2 (IV-VI века н.э.) – влияние культуры гуннов, что привело к образованию «белых гуннов» (эфталитов). Жетыасар-3 (VII-IX века н.э.) –
образование крупных поселений. В конце третьего периода в результате засухи городища перестали существовать.

Территория, занятая жетыасарскими памятниками, с древнейших времен была зоной постоянных торговых, культурных и этнических контактов между скотоводами евразийского степного пояса и прилегающих районов, а также между скотоводческими племенами и земледельцами среднеазиатских оазисов. Здесь же проходили весьма значимые торговые тропы (прежде всего одно из важнейших северных ответвлений Великого Шёлкового пути), одновременно пролегали исторические миграционные дороги, и здесь же лежал своеобразный их перекрёсток. Это определило особую роль Жетыасарской культуры в системе этнокультурной истории многих евразийских племён.

В своей книге «Этнокультурная история Восточного Приаралья» ученый-историк Л.Левина отмечает, что Жетыасарская культура -
чрезвычайно своеобразна и резко отлична от всех соседних и более удалённых среднеазиатских и казахстанских культур. Её характеризуют и особенности расселения, организация поселений, специфика материальной культуры, в том числе и погребальные памятники. Любое жетыасарское поселение, всегда окруженное курганными некрополями, расположено в непосредственной близости к естественному водному источнику и, безусловно, переставало бытовать одновременно с прекращением стока воды в русле, на котором оно базировалось. Среди известных нам жетыасарских городищ со сплошной внутренней жилой застройкой и развитой фортификацией нет ни одного неукреплённого поселения. Характерно размещение жетыасарских поселений группами или «гнёздами» (по 5-9 крепостей в каждой), при этом одно из них всегда выделялось своими крупными размерами. Характерная для жетыасарской культуры необычайная традиционность и консерватизм при внешней архаичности всех черт материальной культуры, проявляется и в облике городищ, в планировке и характере внутренней жилой застройки, фортификации, строительных приёмах на протяжении многих сотен лет. Для жетыасарских поселений типичны двухъярусные городища, изначальное ядро которых состояло из круглых или овальных в плане двух-, трёхэтажных крепостей со сложной фортификацией и сплошной внутренней застройкой.

Весьма устойчивой была и экономика. Хозяйство обитателей жетыасарских городищ носило комплексный характер, при котором занятие скотоводством и земледелием сопровождалось рыболовством и охотой. Жетыасарцы пытались максимально использовать природные ресурсы: паводковые речные разливы — для орошения полей, камышовые заросли — в качестве корма для скота, окружавшие оазис пески — для выпаса овец и верблюдов, многочисленные озёра и речные заводи — для ловли рыбы. Скотоводство, игравшее преимущественную роль в хозяйстве жетыасарского населения, характеризовалось сочетанием разных видов скота в стаде, при общем преобладании в нём крупного рогатого скота и особенно коней. В то же время, например, в одном жилом помещении можно было найти кости и верблюдов, и домашних свиней. Занятие земледелием, сначала примитивным, позднее и с применением искусственного орошения, также имело немалое значение. Обилие зернотёрок и многочисленные находки зёрен проса и ячменя подтверждают это занятие. Но земледелие жетыасарцев резко отличалось от такового же у носителей чирикрабатской культуры соседней Жанадарьи. Множество находок костей и чешуи рыб (сазана, судака, леща, жереха и др.), рыболовных крючков, даже плетёных сачков, а также обилие костей самых разно-образных диких животных (кабана, оленя, сайгака, волка, лисы, зайца, благородного оленя и многих других) в раскопанных помещениях свидетельствуют и о значительной доле рыболовства и охоты в комплексном натуральном хозяйстве жетыасарцев.

Учитывая местоположение жетыасарских городищ на перекрёстке важных торговых дорог и исторических путей передвижения скотоводческих племён, можно полагать, что носители Жетыасарской культуры активно участвовали не только в системе обменных отношений того времени. Многие категории материальной культуры (как, например, украшения, ткани, предметы туалета и др.) свидетельствуют о стабильных и широчайших торговых связях жетыасарцев. Сохранившиеся во многих захоронениях обрывки богато украшенной одежды, сшитой из шерсти, хлопка, гладкого и полихромного шёлка, кожи, свидетельствуют о постоянных далёких связях их с Китаем и Сирией, Византией, Ираном, дорогие полихромные шелка, которые широко представлены в материалах Жетыасарской культуры. То же можно сказать и о каменных бусах, фибулах, предметах туалета (зеркала). Изделия всех известных древних мастерских (в том числе и стекольных) от Египта до Китая, от Востока, Ирана и Индии до Центральной Европы и Прибалтики также найдены в жетыасарских курганах. Интерес представляют подлинные иранские резные камни-печати парфянского и сасанидского времени. При этом керамика, наиболее массовый и выразительный предмет материальной культуры, оставалась неизменной.

В ходе раскопок были обнаружены уникальные археологические и антропологические материалы. Они широко описаны в книге «Свод памятников истории и культуры РК. Кызылординская область». Стоит отметить, что для выпуска этого сборника в 2006-2007 годах в рамках программы «Культурное наследие» разведывательный отряд археологической экспедиции Института археологии имени А.Маргулана провел исследование памятников Жетыасарской культуры.

Археологические находки свидетельствуют о своеобразии материальной культуры древнего населения Жетыасарского урочища, что проявляется, прежде всего, в керамическом производстве. Кроме керамических сосудов в погребальном инвентаре многих курганов были металлические котлы. Достаточно разнообразно оружие: кинжалы, мечи, луки, стрелы, копья. Найдены бронзовые, костяные, железные наконечники стрел и костяные накладки сложного лука. Оружие было обязательным атрибутом всех мужских и многих женских погребений. Интересно, что кинжалы и стрелы присутствовали и в захоронениях, где вместе с матерью погребен и ребенок.

В жетыасарских могильниках было найдено немало фрагментов одежды: верхней, головных уборов, обуви. Коллекция тканей свидетельствует о наличии местного текстильного производства и о торговых связях этого региона. Ученым удалось установить, что верхняя одежда женщин представляла собой длинные платья и относительно короткие кафтаны, надеваемые поверх. Платья часто были с длинным рукавом. Ворот их застегивался янтарными, халцедоновыми, сердоликовыми, стеклянными пуговицами. Ткани из хлопка, шелка и шерсти розового, красного, изредка карминного цвета. Кафтаны, как правило, из шерсти, хлопка, шелка, иногда и из тонкой кожи. Ворот и полы обшивались рядами серебряных и бронзовых полых бляшек. Среди орнаментальных приемов на одежде - тканый узор, вышивка, аппликация. В одном из склепов сохранились фрагменты головного убора из темно-красной ткани с обшивкой из серебряных и бронзовых бляшек и, возможно, кожаной аппликацией по нижнему краю. Остатки кожаных поясов и сапог (в одном случае с разноцветной аппликацией), бронзовых сапожных пряжек и бляшек-заклепок свидетельствуют об обычае «жетыасарцев» носить высокие кожаные сапоги.

При раскопках жетыасарских памятников археологи обнаружили более шестисот бронзовых, серебряных, железных, изредка позолоченных наременных пряжек и бляшек. Найдено несколько десятков металлических – бронзовых, серебряных, иногда обтянутых золотой фольгой и украшенных вставками из стекла и полудрагоценных камней – фибул-змеек. Уникальна коллекция жетыасарских бус самого разного происхождения: балтийский янтарь и индийские камни, средиземноморские кораллы и кавказский гагат. Стеклянные бусы происходят из мастерских всех известных в то время школ стеклоделия. Находки перстней (бронзовых и каменных, в том числе сердоликовых) на жетыасарских памятниках единичны. Бронзовые, каменные и хорошо отполированные костяные кольца встречаются гораздо чаще.

В нашей области ежегодно принимаются меры по сохранению культурно-исторических памятников. В этом году специалисты Кызылординского филиала РГП «Казреставрация» продолжают консервационную работу на памятниках Жетыасарской культуры. Всего под государственной защитой в регионе находится 545 памятников истории и культуры, из них 30 – республиканского, 257 – местного значения, 258 – входят в предварительный список объектов историко-культурного наследия.

Кызылординские вести / Предыдущие номера 23 май 2020 г. 407 0