Декоративно-прикладное искусство казахов тесно связано с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. На развитие ремесел особое влияние оказал образ жизни народа, занятие скотоводством. Выдающийся историк и путешественник средневековья, летописец Казахского ханства Фазлаллах ибн Рузбихан в книге «Записки бухарского гостя» рассказывает о быте и формах хозяйствования казахов начала XVI века, воссоздавая картину жизни кочевого народа: о жилище кочевников, убранстве и снаряжении коня, предметах домашнего обихода, одежде и ювелирных украшениях.
Кызылординская земля – край, где хорошо сохранились традиции и обычаи народа. Найденные на территории области исторические находки относятся к эпохе кочевых и полукочевых саков. На земле Приаралья существовали очаги древнейшей цивилизации. Жившие в низовьях Сырдарьи тюркские племена и народности строили города, ставшие центрами торговли и ремесел. Чирик-Рабат, Жанкент, Жент, Озгент, Сыганак стали крупнейшими городами, возникшими на маршруте Великого Шелкового пути. Жители этих городов, совершенствуя гончарное, литейное, кузнечное, ювелирное ремесла, войлочное производство и ковроткачество, сыграли особую роль в развитии национального декоративно-прикладного искусства. Ремесла предков, способы обработки материалов продолжают кызылординские мастера декоративно-прикладного искусства. Черпая вдохновение в народной жизни, от поколения к поколению они передавали секреты своего ремесла.
В Аральском районе живет потомок известного рода мастеров ювелирного дела, представитель четвертого поколения зергеров Кудайберген Кулмамбетов. Свое мастерство он унаследовал от отца Тагжана, который слыл известным в округе мастером-зергером. Сделанные им изделия славились не только среди земляков, но и далеко за пределами региона, в том числе в России.
В годы коллективизации семья Тагжана подверглась гонениям со стороны Советской власти – его дед был знаменитым Арал батыром, сподвижником Жанкожи батыра, борца за независимость казахов.
Кудайберген Кулмамбетов был долгожданным ребенком в семье. В 1954 году после восемнадцати девочек на свет появился долгожданный мальчик. В нем мастер Тагжан увидел единственного наследника, которому сможет передать свое дело. Отец рано начал приобщать мальчика тонкостям древнего ремесла предков.
Еще в стенах родной школы №13 имени Тараса Шевченко города Аральска проявились незаурядные творческие способности мальчика. Принимая деятельное участие в общественной жизни учебного заведения, он выпускал стенгазеты, в старших классах выполненными им рисунками и изделиями декоративно-прикладного искусства стали украшать кабинеты школы.
К сожалению, не удалось продолжить образование. После окончания школы в 1974 году сосед, уважаемый в районе аксакал, ветеран войны и труда Омар Карамырзаев устроил способного юношу художником-оформителем в Аральский районный потребсоюз рыболовов. Под началом председателя правления Тилеса Бохаева он проработал здесь 23 года до роспуска потребсоюза.
С 1996 года занимается частно-предпринимательской деятельностью. С 2004 года он изготавливает по заказу различные изделия народного творчества. С 1970 года началась его активная выставочная деятельность. За этот период он принял участие в 39 различных выставках, которые принесли ему известность не только в республике, но и за рубежом. В 2003 году К.Кулмамбетов был принят в Союз художников Казахстана. В 2004 году вместе с супругой он открыл частное предприятие «Мұрагер». Изготовленные им изделия выставлены в музеях республики, хранятся в частных коллекциях за рубежом. О его творчестве сняты документальные фильмы «Мұрагер» и «Атамұра».
Мастер-универсал, он изготавливает не только ювелирные изделия, но и металлические, деревянные и кожаные предметы быта, посуду, музыкальные инструменты, седла и сбруи, сувениры. Но все же главный акцент – на женские украшения, они всегда востребованы. По этому поводу Кудайберген приводит слова своего туркменского коллеги: «Если на этом свете будет хоть одна женщина, ювелирное дело не угаснет».
– Во все времена особым спросом у людей независимо от социального статуса и материального положения пользовались ювелирные изделия. Они служили не только украшением, но еще и могли указывать на социальное положение, достаток, возраст их обладательниц. По украшению можно было догадаться не только об имущественном положении женщины, но и о том, уроженкой какого региона Казахстана она является. В жизни казахской женщины ювелирные украшения играли существенную роль. Первые украшения в виде различных оберегов надевали на новорожденную девочку. С возрастом их перешивали на головной убор девочки – шапочку-такия. Девочки носили незамысловатые по форме серьги и браслеты, девушки на выданье – дорогие и нарядные украшения. После замужества украшения становились проще. Другим видом украшений рук, характерным лишь для женщин пожилого возраста, являлись массивные перстни с шинками на два пальца — «құдағи жүзік» (кольца свах). Перстень, надевавшийся на два пальца сразу, символизирует соединение жизней двух молодых людей. Иногда такие перстни дарила сваха свекрови за покровительство и доброе отношение к невестке. Такие перстни чаще носят в Западном Казахстане, – рассказывает мастер.
Казахские мастера-зергеры знали и использовали множество техник и приемов при изготовлении украшений – штамповка, гравировка, чеканка, зернение, обрамление сканью, насечка, чернение. Всем секретам мастерства Кудайбергена научил отец.
– Знания одной техники ювелирного дела недостаточно, надо чувствовать душой и сердцем каждую деталь, чтобы украшение стало изысканным и радовало взгляд, – говорит он.
Как посетовал мастер, в настоящее время он вынужден неотлучно находиться дома из-за болезни жены. Но все же он продолжает творить у себя в домашней мастерской. Школьные учителя по технологии часто приводят к нему своих учеников, которым он долго и обстоятельно рассказывает об особенностях ювелирного дела, с его участием педагоги не раз проводили свои открытые уроки.
Мастер полон творческих идей. Сегодня во дворе собственного дома работает над скульптурной композицией, посвященной его отцу Тагжану. Его образ он воплотил в скульптуре – старый мастер в работе, в руках он держит свой привычный инструмент – молоток. Рядом со скульптурой будут расположены творения мастера – домбра, кобыз, а также его инструменты.
– Хочу, чтобы люди помнили об отце, человеке удивительной судьбы и таланта. Я потерял его в 14 лет. Но в памяти живо сохранился его облик. В этом дворе когда-то находился наш старый дом, построенный его руками. Потом я построил новое жилище. Но это, как говорится, отчий кров, с которым связана жизнь всего моего семейства, – рассказывает мастер.
В канун профессионального праздника работников культуры и искусства Кудайберген агай, член Союза художников и Союза ремесленников Казахстана, был награжден нагрудным знаком Министерства культуры и спорта РК «Мәдениет саласының үздігі».
Сегодня Кудайберген Кулмамбетов стал хранителем секретов ювелирной школы Приаралья. И самое главное, традиции древних мастеров-зергеров живы и продолжают развиваться. Желающие постигнуть это искусство едут в Аральск с одной лишь целью – увидеть своими глазами, как работает Кудайберген Кулмамбетов, проникнуться этим искусством, открыть для себя его сокровенный смысл и продолжить великую традицию.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |