Тайны древнего городища
У археологов началась горячая пора. С началом лета возобновились археологические раскопки на местах древних городищ, расположенных на территории Кызылординской области. На 2020 год из областного бюджета выделены средства на проведение дальнейших исследований на развалинах городищ Жанкент в Казалинском районе, Бабиш мола и Сортобе в Кармакшинском районе, Сыганак в Жанакорганском районе, Асанас и Кышкала в Сырдарьинском районе.
Научные исследования на городище Кышкала ведутся с 2018 года. По решению Научно-методического совета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия их проводит международный научно-исследовательский центр «Археолог» под началом известного в республике историка и археолога Мадияра Елеуова. С начала июня работы здесь идут полным ходом.
Развалины древнего города расположены на территории Сырдарьинского района вблизи аула Когалыколь в тридцати километрах к западу от Кызылорды – от аула их отделяет расстояние всего в два километра. В описаниях древних историков город известен под названием Баршынкент, но в народе его называют Кышкала – вполне возможно по причине того, что на месте города до сих пор можно увидеть обломки жженого кирпича («қыш» в казахском языке означает «кирпич»).
Академик Алькей Маргулан пишет, что город упоминается в сказании о батыре Алпамысе. Баршын была любимой женой батыра из кипчакского рода, возглавляемого ханом Хулагу. Когда Алпамыс отправился вместе с ханом в Иран, он оставил жену в городе, который позже стали называть Баршынкент. Это, конечно, всего лишь предположение. И все же по свидетельству ученых, укрепленная крепость Баршынкент на границе огузов и кипчаков до нашествия Чингисхана имела не только важное стратегическое значение, но и являлась центром культуры и торговли. Защитники крепости не раз оказывали сопротивление Хорезмскому, Кипчакскому и Кимакскому ханствам. Позже они стойко держались под натиском войска хана Джучи, скрывшись за крепостными стенами. Тогда Джучи приказал заполнить ров, окружавший крепостные стены, водами Сырдарьи и затопил город и его мужественных защитников. После нашествия Джучи Баршынкент быстро восстановился, вернул былую славу и стал оплотом хана в нижнем течении Сырдарьи.
Впервые город был обнаружен в 1899 году экспедицией археолога Василия Каллаура, в прошлом столетии исследования были продолжены историком Василием Бартольдом и археологом Петром Лерхом. В 1946 году работы на городище были продолжены Хорезмской экспедицией во главе с археологом Сергеем Толстовым.
Описывая Баршынкент, живший во второй половине XIII – начале XIV века историк и писатель периода правления монголов Жамал Карши отмечает, что в городе в соседстве проживали огузы и кипчаки. Это был крупный политический и культурный центр эпохи Золотой Орды, где было развито просвещение, процветали ремесла и торговля, был даже свой монетный двор. Город перестал существовать в XV веке – ученые называют разные причины, возможно, он был покинут жителями в связи с изменением русла Сырдарьи.
По мнению членов экспедиции, город Баршынкент возник на старом русле Сырдарьи на месте переправы под названием Тумар откель. Можно утверждать, что это был один из главных городов на этом отрезке Великого Шелкового пути.
С проникновением в степь ислама происходят изменения в архитектуре – большое значение приобретает строительство мечетей, которые чаще всего представляли собой портально-купольные сооружения. Об этом говорят обнаруженные на месте древнего города развалины мавзолея, где, вероятнее всего, был похоронен один из уважаемых людей. Судя по обломкам, мавзолей был построен из жженого кирпича квадратной формы. Передняя его часть была выложена кирпичами с резным орнаментом. Найдены фрагменты стены, украшенные цветной мозаикой, на которых сохранились арабские буквы. Мавзолей был полностью разрушен. Однако ученые установили, что он по внешнему виду напоминал мавзолей Ходжи Ахмета Яссави в Туркестане.
Найденные обломки еще одного разрушенного строения довольно внушительного размера – 23x18 метров – говорят о том, что город имел развитую культуру и отличался высоким уровнем благоустройства. Здание имеет форму восьмигранника, но сказать наверняка, каким было его назначение, трудно. Сказать, что усадьба, нельзя, так как в этом случае здесь в ходе раскопок должны быть найдены обломки предметов домашнего обихода – остатки посуды, утварь. Скорее всего, строение имело хозяйственное
назначение.
Большой интерес представляет собой план сооружения – все выходы из комнат, расположенные по краям, ведут к большому помещению круглой формы, расположенному в центре. Здание имеет два входа, расположенных в противоположных концах. Что интересно, в помещении имелось несколько санузлов – об этом говорят углубления в полу, где по-видимому проходили трубы. Ученые обнаружили несколько слоев, по которым видно, что здание было перестроено. Исследования нижнего слоя, где сохранились на кирпичах следы сажи, ясно указывают, что здание было подвергнуто пожару, а затем отстроено заново. Пролить свет на все это могут только дальнейшие археологические работы.
Судя по найденным на месте раскопок обломкам керамики, можно предположить, что в городе было хорошо развито гончарное ремесло. Мастера этой местности создавали различные хозяйственные, бытовые и литейные детали. По обломкам глиняной посуды можно предполагать, что
строительство городища началось в X-XI веках. Однако жизнь города прекратилась до начала торговых связей Золотой Орды, во второй половине XII века.
Находившиеся в низовьях Сырдарьи города отличались развитой культурой, выполняя особую роль в осуществлении культурных и торговых связей. Важная роль среди них принадлежала Отырару. Особое значение играл монетный двор
Отырара, где чеканились вначале золотые динары, затем посеребренные дирхемы и медные фельсы. Монетные дворы начали функционировать также в Жанкенте, Сыганаке, Женте. Чеканились монеты и в Баршынкенте. Об этом свидетельствуют найденные здесь археологами медные монеты. В Баршын-
кенте – городе, находившемся на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, была развита торговля – внутренняя и внешняя. Возникли товарно-денежные отношения, которые вытеснили натуральный обмен.
Земля Приаралья хранит в своих недрах много неразгаданных тайн и загадок. По территории Кызылординской области пролегали маршруты Великого Шелкового пути – древней магистрали прошлого, связывавшей города Востока и Запада от Китая до Ирана, Арабского халифата и Византии. Выполняя особую роль в осуществлении культурных и торговых связей, Великий Шелковый путь играл еще и политическую роль – по караванным дорогам спешили дипломаты и послы, выполнявшие важные государственные миссии.
Сменялись времена и правители, приходили в упадок и исчезали с лица земли одни города, на смену им приходили другие. Они хранят память о кровопролитных битвах и сражениях, жестоких и мудрых правителях, смелых и отважных вои-
нах. И разгадыванием тайн древних городов занимаются археологи, с каждым разом открывая доселе неизвестные страницы истории края.
Жанна СРАЖАДИНКЫЗЫ