«...Мы расположены на перекрестке исламской, конфуцианской и восточнохристианской цивилизаций. Великий Шелковый путь, Золотая Орда, евразийство составляют важные звенья культурного кода казахов».
(Из выступления Президента Касым-Жомарта Токаева на пленарной сессии XVI заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Мировое устройство: взгляд с Востока»).
Золотая Орда – одно из крупнейших государственных образований на евразийском континенте, возникшее на обломках могущественной Монгольской империи. Из всех государственных образований, сложившихся в результате распада империи монголов, Золотая Орда сыграла большую роль в осознании политической и этнической истории тюрков.
Золотая Орда занимала огромную территорию в шесть миллионов квадратных километров, простиравшуюся от Алтая до Дуная. Это территории нынешних Западной Монголии, Алтайского края, Сибири, Татарстана, Башкортостана, Северного Кавказа, побережья Дона, Крыма и современного Казахстана. Крупнейшее государство средневековья, словно накрывая своим крылом Европу и Азию, внушало страх и держало в напряжении сопредельные государства. Правители многих стран, признавая его силу и мощь, стремились поддерживать с Золотой Ордой дружественные отношения. Предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в богатые золотоордынские города, которые были крупными торговыми узлами на Великом Шелковом пути. Невероятные рассказы и легенды караванщиков о населявших эти края народах и их своеобразном кочевом образе жизни, о зеленых лугах и тучных стадах, бескрайних степях, где можно было ехать неделями, не встретив ни одного человека, о богатстве и роскоши ханов и вельмож, правивших этими краями, привлекали в эту страну ученых и путешественников.
Улус Джучи
Земли, завоеванные в четырех концах света, Чингисхан еще при жизни разделил между своими сыновьями. Старшему, Джучи, он выделил огромную территорию, известную как Дешт-и-Кипчак, а также Хорезм, который в ту пору еще не полностью перешел в подчинение Монгольской империи. Территорию степной вольницы – Дешт-и-Кипчак, или, как ее еще называли Кипчакское ханство – населяли различные народы. Это нынешние татары, башкиры, крымские татары, ногаи, кумыки, карачаи и другие малые и большие народности, которые являются преемниками древнейшей кипчакской культуры.
Как писал персидский ученый и историк, летописец завоевательных походов монголов во главе с Чингисханом Ала-ад-дин Ата-мелик Джувейни, Джучи значительно расширил границы своей вотчины, присоединив енисейских кыргызов и прочие «лесные народы» юга Сибири. После покорения в 1219-1224 годах Чингисханом Средней Азии в состав удела Джучи вошли обширные земли к западу от Иртыша и от границ Каялыка (Семиречье) и Хорезма (Нижняя Амударья) – по выражению Джувейни, «вплоть до тех пределов, куда доходили копыта татарских коней», то есть до границ царства волжских булгар.
Джучи хан погиб в 1227 году незадолго до смерти своего великого отца Чингисхана. Как пишет историк Талас Омаров, наследовавший улус второй сын Джучи Бату (в казахских источниках известен как Саин хан) продолжил дело отца, далеко раздвинув границы отцовской вотчины.
В 1236-1241 он предпринял завоевательные походы в Европу. Разгромив один за другим русские княжества, он покорил Польшу, Венгрию, Чехию. В результате военного похода, затянувшегося на семь лет, Бату завоевал огромную территорию от Иртыша до Днепра, почти в четыре раза увеличив территорию улуса. По имени ее основателя современники назвали государство улусом Джучи. В записях средневековых историков и летописцев государство также известно как Великий улус, или Кипчакское ханство.
Термин «Золотая Орда» появился в русском историко-публицис-тическом сочинении «Казанская история», датируемом 1566 годом. К тому времени государство уже давно перестало существовать. В более ранний период, в эпоху своего могущества и расцвета, в русских летописях оно известно под названием «Орда».
К середине XIV века Золотая Орда стала одним из самых больших государств в Европе и Азии. Тем не менее, оно просуществовало сравнительно недолго – около 200 лет. После 1362 года Золотая Орда, населенная народами с различной культурой, вероисповеданием и обычаями в результате сепаратистских настроений и бесконечных смут, раздираемая внешними и внутренними междоусобицами, фактически распалась на две части, границей которых стала Волга. На ее обломках образовались разноэтнические ханства – Сибирское, Узбекское, Астраханское, Казанское, Крымское и Казахское, Ногайская и Большая Орда.
Таласский курултай
Полную независимость Улус Джучи (Золотая Орда) обрел в результате Таласского курултая, ставшего поворотным пунктом в средневековой истории. В 1269 году в долине реки Талас, на стыке границ современных Казахстана и Кыргызстана, состоялся курултай, в результате которого потомки великого Чингисхана Хайду, Менгу-Тимур и Барак признали друг друга суверенными правителями, заключив союз против великого хана Хубилая на тот случай, если он не признает их самостоятельность. Именно поэтому Таласский курултай 1269 года иногда называют «Беловежским соглашением» XIII века: по его итогам прекратила свое существование единая империя Чингисхана. Именно тогда Улус Джучи (он же Золотая Орда) окончательно стал независимым государством.
В курултае, организованном Хайду, приняли участие Беркечар и Менгу-Тимур от Золотой Орды, а от Чагатайского улуса – Барак. Отмечая историческое значение Таласского курултая, ученый-тюрколог Василий Бартольд указывал на тот факт, что он вошел в историю Центральной Азии как начало развития самостоятельной государственности впервые со времени создания гигантской империи Чингисхана. На курултае был принят ряд решений, направленных на сохранение политических установлений «Ясы» (свод законов Чингисхана, подлинник которого не сохранился), а также исконных тюркских традиций, направленных на защиту интересов кочевников.
О знаменательной встрече потомков Чингисхана на реке Талас повествуется в историческом сочинении «Жамиг-ат-Таварих» одного из первых казахских летописцев Кадыргали Жалаири: «Весной 667 года хиджры (1269 год) все царевичи собрались на джайляу Таласа и Кенжека, там они пировали в течение одной недели, а на восьмой день провели
курултай».
По решению Таласского курултая были определены границы трех улусов. Две трети Мавераннахра получил Барак, треть досталась Хайду и Менгу-Тимуру. Власть Хайду распространялась на окрестности Бухары. Ханы, объединившиеся на общем наследии Чингисхана, с этого времени договорились основывать свои ставки не в городах, а в горах и степях, на открытых местностях. Хайду и Барак дали друг другу клятву верности и стали друг другу названными братьями – «анда». Когда после курултая Барак потерпел поражение от Абака-хана и погиб, власть Хайду еще более укрепилась. Он заключил соглашение с Абака-ханом, который правил Ираном, став и ему «андой». Так Хайду, слава и влияние, которого росли, основал свою ханскую ставку в степях Шу. Став вдохновителем создания новых независимых государств в Великой степи, он скончался в 1301 году. Благодаря Таласскому курултаю произошла дезинтеграция великой империи Чингисхана и на ее месте возникли три самостоятельных государства, ставшие оплотом тюрко-исламской цивилизации на просторах Евразии –
Улус Джучи, Чагатайский Улус и Моголистан. После курултая Менгу-Тимур, правитель Улуса Джучи, провозгласил себя ханом и начал от своего имени печатать монеты, что стало важным признаком государственной независимости. Потому есть все основания считать, что Таласский курултай стал началом истории Золотой Орды, наследником и преемником которой стало впоследствии Казахское ханство.
Преемники великой
средневековой цивилизации
Золотая Орда была полиэтничным и поликонфессиональным евразийским государством, которое было широко известно своей политикой толерантности по отношению к различным этносам и религиям. Ее обширную территорию населяли представители многих народов. Здесь сталкивались различные религии и культуры. При золотоордынском ханском дворе устраивались диспуты между миссионерами разных вероисповеданий, активными участниками которых были приверженцы Мухаммеда, Христа, Будды. Искусные умельцы-ремесленники, угнанные ордынцами в плен из
завоеванных стран, принимали участие в строительстве золотоордынских городов и создании синкретической культуры Золотой Орды.
Своеобразный симбиоз кочевого и оседлого мира, Золотая Орда стала этногенезом волжских, крымских и сибирских татар, а тюркское население восточного крыла Золотой Орды составило основу современных каракалпаков, ногайцев, казахов.
По мнению ряда ведущих специалистов, Казахстан объективно является прямым наследником Золотой Орды. На долю современного Казахстана приходится почти 40 процентов ее территории. Этногенез казахского народа тоже состоялся как раз в золотоордынский период. Истоки Казахского ханства вместе с Казанским, Крымским, Астраханским, Сибирским ханствами и Ногайской Ордой также восходят к Золотой Орде. Основатели Казахского ханства, 550-летие которого отмечалось в 2015 году, Жанибек и Керей, а также и все последующие ханы, вплоть до последнего – хана Кенесары, вели свою родословную от Урус хана, потомка
Чингисхана.
Современные казахи наряду с ногайцами и каракалпаками – единый кочевой народ Дешт-и-Кипчака, объединенный общностью языка и культуры. Наследниками Золотой Орды по праву считают себя также волжские и крымские татары, а также башкиры.
О происхождении казахов свидетельствует шежире – единая генеалогическая родословная, которая сохранилась также у ногаев и каракалпаков. Шежире представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии, согласно которой казахи могут восстановить 10-25 колен предков в зависимости от рода. Если учесть, что 90 процентов населения составляли кочевые племена и народы, шежире поможет воссоздать картину прошлого. По мнению ученого и исследователя Жаксылыка Сабитова, Улус Джучи был представлен более чем 92 родами, из которых 23 – сегодня представлены среди современных
казахов.
Казахский фольклор, имеющий много общего с фольклорными традициями казанских и крымских татар, башкир, ногайцев и каракалпаков, также восходит корнями к золотоордынской эпохе. «Сорок крымских батыров», «Ер Едиге», «Шора батыр» и другие дастаны сегодня являются общим достоянием наследников Великой степи. Их еще называют ногайскими жырами. Но такого рода эпосов у казахского народа больше, чем у какого бы то ни было другого народа, и все они хорошо сохранились. У татар и башкир тоже есть эпосы об Едиге, Алпамысе батыре, но у казахов их намного больше.
Первым казахским историком является Кадыргали Жалаири. Его книга «Жамиг-ат-Таварих» – первый казахский исторический труд. Это очень золотоордынская книга по содержанию: она показывает прямую связь Казахского ханства и Золотой Орды, дает внутренний взгляд на ее историю. Ярко отразилось влия-
ние Золотой Орды на духовной культуре Казахстана – именно от Орды, от ханов Берке и Узбекамы унаследован наш традиционный ханафитский исламский суннизм с его рациональным подходом и
толерантностью.
На территории Казахстана сохранилось огромное количество письменных источников и культурных памятников, связанных с Золотой Ордой. Отдельно стоит упомянуть мавзолей Джучи хана в Улытау, в географическом центре Казахстана. В Атырауской области находится городище Сарайшык – одна из столиц Золотой Орды, где были похоронены золотоордынские ханы Тохта и Азь Жанибек, а позже – основатели Казахского ханства Жанибек и Касым. Наз-
вание национальной валюты Казахстана – тенге –
происходит от названия золотоордынской валюты «данг». Кстати, от него же происходит и русское «деньги». Именно на территории Казахстана имеется огромное количество письменных источников и культурных памятников, связанных с эпохой Золотой Орды.
Золотая Орда в качестве истоков казахстанской государственности, своего рода исторический прототип нашей казахстанской модели толерантности, которая является достоянием современного Казахстана. Обращение к наследию Золотой Орды будет способствовать дальнейшей интеграции этносов Казахстана в единую гражданскую
нацию.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА