• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Вагончик тронется, вокзал останется…

Вагончик тронется, вокзал останется…
В июле 2020 года старому зданию кызылординского  железнодорожного вокзала исполняется 115 лет.  Здание это помнит все исторические события, происходившие на нашей земле. Дух более чем вековой давности ощущается сразу, как только переступаешь его порог.
Как известно, у нашего города было  несколько названий.  Ак-Мечеть, Перовск, Кзыл-Орда… В каждый из периодов его жизни велось строительство различных объектов. Это были сооружения,  жилища, базары,
медресе, лечебницы. Одно из красивейших зданий - железнодорожный вокзал станции Кызылорда, построенный  в 1905 году. На его постройку дал добро российский император Николай II, который 21 апреля 1901 года  подписал указ  о строительстве  Оренбургско-Ташкентской железной дороги протяженностью в 1765 верст. На всем протяжении железной дороги были построены  72 станции, 159 разъездов и  17 крупных мостов. Руководителями стройки были назначены инженеры Урсати и Вяземский, на все работы им была отпущена сумма в сто
тридцать миллионов рублей.
Работы начались одновременно из Оренбурга и Ташкента, и дорога должна была соединиться в местечке Кубек, 946 верстах от Оренбурга, а  от Ташкента – 790 верст. Вокзал Перовска в те годы строили, что называется, на века – красный «николаевский» кирпич везли из Оренбурга, при его изготовлении для прочности  был добавлен рубленый конский волос. Перекрытия здания деревянные, а кровлю покрывали жестью. Вместе со зданием, в  городе появились  депо, водокачка, первые дома для железнодорожников, административные здания. К слову, дома для железнодорожников до сих пор сохранились на привокзальной территории. Многие из них внутри переделаны под современное жилье, но снаружи вид  
прежний.
Строительство железной  дороги дало работу местному населению. «Сырдарьинских киргизов», как указано в исторических источниках, охотно брали  на земляные и погрузочные работы. Люди поняли, что будущее за железной дорогой и стали селиться ближе к ней. Иные просто ставили юрты, а через год-два здесь вырастали целые поселки. Так начиналась история  современных
райцентров.
Как только построили вокзал, стали привозить в Перовск и на другие станции специалистов из российских городов. Многие из них были люди с хорошим образованием. Сложился крепкий коллектив, хорошо понимавший все плюсы и минусы царского правления. Неудивительно, что первыми  революционерами нашего  края  были железно-дорожники.
До 1917 года они работали в подполье, а после в здании вокзала стали устраивать митинги. Все материалы о революции и революционерах Перовска, которые местные краеведы смогли разыскать, разместили еще в советское время  в бывшем музее Селиверстова. Здание для музея выделило управление железной дороги. Еще один крошечный музей, который называется «Ак-Мечеть», находится буквально на привокзальной
площади.
Не один раз руководство национальной компании «Қазақстан темір жолы» проводило  капитальный  ремонт старого здания вокзала, но,  тем не менее,   облик памятника истории и архитектуры, внесенного в специальный реестр, не изменился. Привокзальная площадь, правда, была реконструирована и стала шире, удобней и привлекательней.  Тем не менее, старое здание вокзала все еще стоит, радует горожан красотой и оригинальными формами.
Мира ЖАКИБАЕВА
(Материал подготовлен
по данным из личного архива
профессора КГУ имени Коркыта ата М. Киреева и Московского
государственного архива)
Кызылординские вести / Предыдущие номера 11 июль 2020 г. 1 196 0