• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Приказано выжить...

«КВ» на своих страницах не раз публиковали материалы почетного ветерана органов КНБ, полковника КНБ в отставке Амирхана Бакирова. В преддверии профессионального праздника сотрудников органов национальной безопасности, который отмечается 13 июля, наш постоянный автор рассказывает о закате Комитета государственной безопасности СССР и сложном периоде становления Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
В самый разгар перестройки, в мае 1986 года, в Москве состоялось Всесоюзное совещание руководящего состава органов и войск КГБ СССР. В работе совещания принял участие Генеральный секретарь ЦК КПСС М.Горбачев. Председатель КГБ СССР В.Чебриков пытался убедить его о назревающей опасности для страны. В своем выступлении он открытым текстом заявил об активизации деятельности спецслужб противника, зарубежных антисоветских центров, а также подрывных действиях в сфере межнациональных отношений.
Говоря об оперативной обстановке внутри страны, Чебриков назвал конкретные данные: "Была вскрыта и пресечена подрывная деятельность 934 групп антисоветской направленности. При этом ликвидированы 95 нелегальных печатных точек и типографий, предотвращена возможность перерастания в масссовые беспорядки более 100 антиобщественных проявлений". Руководитель спецслужбы предлагал решительно пресекать действия лиц, которые пытаются вести враждебную для советского строя
работу.
Что касается руководства КПСС, то вместо принятия решений по наз-ревающим проблемам, оно продолжало проводить в стране перестройку, развивать демократию и гласность. На этом совещании принимал участие один из руководителей подразделений УКГБ по Кзыл-Ординской области, полковник А.Джунковский. Вернувшись с высокого форума, он подвел итоги совещения одной фразой, впоследствии ставшей крылатой: "Приказано выжить!". Надо признаться, что смысл сказанного мы поняли несколько позже, а тогда...
Вскоре страну захлыстнула волна забастовок и демонстраций. Одним из первых стало выступление казахской молодежи в декабре 1986 года. Руководители страны поспешили объявить декабрьские события проявлениями "махрового национализма". В официальном сообщении говорилось, что в нем повинны молодые казахские националисты, экстремизм которых был подогрет наркотиками и спиртным. Одним словом, ярлык национализма был присвоен всему казахскому народу. В Москве обвинили органы КГБ Казахской ССР в том, что они недооценили глубины негативного процесса, связанного с формированием националистических настроений, прежде всего у студенческой молодежи. Возникли сомнения в принципиальности местных чекистов по вопросам информирования инстанций о развитии националистических тенденций в республике. Они направили в Казахстан своих представителей с целью выяснить, насколько глубоко проник национализм в республиканские органы госбезопасности. В УКГБ по Кызылординской области прибыл сотрудник КГБ СССР, работавший с интеллигенцией по "еврейской" линии. Это был культурный и вежливый человек. Провел беседу со всеми руководителями подразделений УКГБ. В частности, он спрашивал как оценивают сотрудники управления выступления молодежи в Алма-Ате. Я ему ответил, что не вижу в действиях студентов признаков национализма. Наоборот, они защищали честь и достоинство казахского народа. Московский гость не стал мне возражать. У меня сложилось впечатление, что он не ждал другого ответа. В процессе беседы он с сожалением сказал, что скоро будут изданы запрещенные книги диссидентов В.Д.Дудинцева "Белые одежды", Б.А.Пастернака "Доктор Живаго", В.С.Грссмана "Жизнь и судьба" и других. Эти книги, по его мнению, существенно повлияют на общественно-политическую обстановку и могут привести к снижению авторитета партийно-советских органов. Он высказал по тем временам крамольную мысль: "Мы можем оказаться в другой стране" (!). О результатах беседы с представителем Центра доложил начальнику УКГБ полковнику М.И.Нурову. Он сделал замечание: "Надо было дать обтекаемый ответ по поводу выступлений студентов в Алма-Ате. Ты ответил слишком прямолинейно. Это может отразиться в итоговой справке".
Мурат Ислямович Нуров был сов-ременным руководителем, с широким кругозором и глубоким оперативным мышлением. Он был родом из Алма-Аты, отец казах, по специальности врач, погиб в годы Великой Отечественной войны, мать русская. После получения похоронки он с матерью переезжает к родственникам, проживавшим в Карачаево-Черкесской автономной области. Как сын погибшего участника войны зачисляется в суворовское училище на Ставрополье. После окончания Харьковского высшего авиационно-инженерного училища был направлен в в ракетные войска, а затем переходит на службу в органы КГБ. От должности оперуполномоченного дослужился до начальника особого отдела КГБ СССР. Затем его перевели в территориальные органы, в УКГБ по Астраханской области, затем назначили заместителем начальника УКГБ по Костанайской области. Спустя некоторое время в связи с увольнением в отставку полковника К.Бишимбаева, его переводят начальником УКГБ по Кзыл-Ординской области.
На новом месте М. Нуров начинает работу с укрепления воинской дисциплины. По его представлению уволняют сразу 11 человек. Он уделяет большое внимание материальному благополучию сотрудников. При УКГБ открывается "военторг", баня с бассейном, а также кинозал, где сотрудники и члены их семей могли смотреть художественные фильмы. Начальник управления несколько тяготился незнанием казахского языка. Хотя говорил, что это не мешает ему, как члену бюро обкома партии, принимать активное участие в деятельности партийных органов. Тем не менее, по его инициативе в управлении был организован кружок казахского языка. Он принимал в нем активное участие, усердно изучал казахский язык. Нуров руководил УКГБ по Кзыл-Ординской области недолго. Его перевели начальником в УКГБ по Костанайской области, где присвоили высокое воинское звание генерал-майор государственной безопасности. Он был единственным генералом в республике, который буквально на следующий день после
государственного переворота назвал ГКЧП антиконституционным органом. Он был единственным среди руководителей, кто отказался задействовать силы и средства УКГБ в интересах первых руководителей области. К сожалению, это стоило ему должности. Вскоре, Нуров был уволен из органов КНБ по состоянию здоровья. В декабре 2001 года Мурат Ислямович скончался. В доме, где он жил, установлена мемориальная доска с надписью: "В этом доме с 1981 по 2001 годы жил первый руководитель Департамента Комитета нацио-нальной безопасности Республики Казахстан по Костанайской области, внесший значительный вклад в обеспечение ядерной безопасности Советского Союза". В УКГБ-УКНБ М.Нуров был последним советским генералом.
Следующим начальником УКГБ по Кзыл-Ординской области стал полковник Михаил Юсупович Дауенов, уроженец Астраханской области Российской Федерации. Он пришел с должности заместителя начальника УКГБ по Костанайской области. Его период работы совпал с государственным переворотом, организованным высокопоставленными лицами, членами ГКЧП. В момент объявления чрезвычайного положения в стране, Дауенов был в отъезде. Обязанности начальника управления временно исполнял его заместитель, подполковник А.Гитенко.
В период деятельности ГКЧП в управление поступило несколько документов. В одном из них призывалось усилить контроль над оперативной обстановкой, в другом было распоряжение о выдаче личному сос-таву премии в размере двух должностных окладов. Это, конечно, был подкуп сотрудников. Пока думали, что делать с премией, ее отменили. Как стало известно, два оклада успели получить только сотрудники УКГБ по Костанайской области. Вскоре члены ГКЧП были арестованы. Состоялось последнее заседание Коллегии КГБ СССР, где был принят директивный документ под названием: "О заявлении Коллегии КГБ СССР в связи с попыткой антиконституционного переворота в СССР". Текст заявления предлагалось довести до всего личного состава. Однако сам текст отсутствовал. Всем стало ясно, что дни КГБ СССР сочтены. Как тут не вспомнить крылатую фразу: "Приказано выжить!". Новым руководителем КГБ СССР был назначен В.Бакатин, который не скрывал, что пришел с целью развалить Комитет государственной безопасности.
В то время я был секретарем первичной партийной организации управления. Практически все сотрудники были членами Коммунистической партии. По рекомендации сверху состоялось общее собрание коммунистов, где было сообщено о департизации спецслужб и правоохранительных органов. Никто из сотрудников не возразил по поводу ликвидации партийной организации. Лишь один из сотрудников спросил: "Можно ли оставаться членом партии без первичной партийной организации?". Ему ответили, что коммунисты больше не будут работать в органах государственной безопасности.
Об этом сейчас легко говорить. В то время происходящие перемены трудно было воспринимать. Вместе с развалом Советского Союза прекратилась деятельность КГБ СССР. В Казахстане была сформирована самостоятельная спецслужба. Областные управления принимали активное участие в разработке Положения нового органа безопасности. Мы предложили назвать спецслужбу Казахстана – Службой национальной безопасности Республики Казахстан (СНБ РК). Однако было принято предложение костанайских чекистов – Комитет национальной безопасности Республики Казахстан ( КНБ РК). Руководители КНБ пытались быть демократичными. Они предложили обсудить в коллективе и внести предложение относительно даты образования органов КНБ РК. Этот день собирались назвать профессиональным праздником спецслужбы Казахстана. Ветераны в память об органах ВЧК-КГБ предложили оставить "20 декабря". Наверное, их можно понять. Нелегко отказаться от идеалов, которым верой и правдой служил многие годы. 13 июля 1992 года объявили Указ Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева "О преобразовании Комитета государственной безопасности Республики Казахстан". Этот день стал профессиональным праздником сотрудников Комитета нацио-нальной безопасности Республики Казахстан.
Первым Председателем КНБ РК стал генерал-лейтенант Б.А.Баекенов, родители которого были уроженцами Кызылординской области. Его роль в становлении и развитии специальной службы независимого Казахстана огромна. Как отметил Председатель КНБ РК Карим Масимов: "Баекенов стоял у истоков создания национальной спецслужбы и при нем были заложены основы обеспечения безопасности современного государства и общества".  Надо сказать, что Болату Абдрахмановичу выпала честь и ответственность возглавить органы национальной безопасности на начальном этапе государственной независимости. Как известно, в указанный период в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных и 900 общественных формирований. Они практически ежедневно проводили десятки политических акций –
митингов, собраний, пикетирований и забастовок. Некоторые из них требовали территориальной самостоятельности с элементами национальной обособленности. Активизировались местные религиозные деятели и эмиссары зарубежных религиозных центров по распространению воинственных идей «ваххабизма», так называемого «чистого ислама». Приняла массовый характер организованная преступность, наркобизнес и контрабанда, незаконная миграция и торговля оружием. Небывалый размах коррупции негативно влиял на реформирование экономики и вызывал недоверие к органам власти. В такой сложной политической и оперативной обстановке Б.А.Баекенову приходилось реформировать органы национальной безопасности, создавать правовую основу их деятельности и укреплять кадры. Ведь раньше органы безопасности действовали на основании совершенно секретного Положения, утвержденного Политбюро ЦК КПСС в 1959 году. Как-то начальник УКГБ по Кзыл-Ординской области М.Нуров показал мне этот документ. Там не было ни одного слова о правах и свободах граждан.
Общественно-политическая обстановка в Кызылординской области, как и по всей стране, была крайне сложной. Особую активность проявляли члены общественного движения "Азат". На станции Саксаульск практически ежедневно проходили акции протеста. Все усилия чекистов были направлены на недопущение антиобщественных акций массового характера. Начальник УКГБ М.Дауенов был вынужден встретиться лично с одним из сопредседателей движения " Азат" Сагатом Жусупом. В своей книге "Әдлетқисса" С. Жусуп подробно описывает эту встречу. Дауенов пришел к нему в кабинет и просил вмешаться в деятельность движения "Азат" на станции Саксаульск, действия отдельных представителей которого выходят за рамки правового поля и могут привести к нежелательным последствиям. Жусуп с благодарностью вспоминает Дауенова, который пришел к нему и впервые в цивилизованной форме пытался объяснить ему, представителю неофициальной общественной организации, проповедующей иные взгляды на политические процессы в стране, о возможных негативных последствиях несанкционированных митингов. После этой встречи у него сложилось впечатление, что среди руководителей спецслужб, воспитанных в государстве с тоталитарным режимом, встречаются люди с демократическими взглядами. Он упомянул в книге об участии Дауенова в операции по освобождению заложников, захваченных в Шиелийском районе группой преступников. Надо сказать, что Дауенов в течение суток проводил переговоры с террористами, захватившими автобус с 12 пассажирами. По существу, спас заложников от верной смерти. Кроме того, он принимал активное участие в локализации массовых беспорядков в военно-строительной части на Байконыре. Об этих событиях в свое время писали средства массовой информации всего мира.
Полковник Дауенов был последним начальником, назначенным Москвой. Последующие руководители областных управлений уже назначались Председателем КНБ РК. Когда решался вопрос о переводе Дауенова в Костанай, на его место предложили назначить кого-то из местных кадров. Председатель КНБ РК генерал-лейтенант Б.А.Баекенов сказал: "В Кызылорду не каждый поедет, поэтому необходимо найти кандидатуру из числа уроженцев Кызылординской области". Вскоре Дауенов нашел себе замену. Вначале ДКНБ по Кызылординской области и городу Байконыр возглавил полковник А.Бапалаков, а затем полковник Н.Ералиев. Оба до этого работали зам. начальника ДКНБ по Уральской области. Сегодня они почетные ветераны органов КНБ РК, которые вносят свой вклад в дело воспитания молодых сотрудников. Мы, ветераны, называем себя "чекистами", потому что вышли "из шинели" Всесоюзной чрезвычайной комиссии по борьбе с
контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Как сказал генерал-майор КГБ С.К.Абдрахманов: "Вся идеология нашей службы в интересах обеспечения государственной безопасности была основана на принципах, заложенных на заре становления государственности...". Сегодня не ставится знак равенства между историческим наследием советских спецслужб и современной деятельностью КНБ РК. Сегодня КНБ РК – современная спецслужба, стоящая на страже национальной безопасности.
За 25 лет выросло молодое поколение сотрудников, воспитанных на принципах защиты интересов личности, общества и государства. ДКНБ по Кызылординской области и городу Байконыр гордится своими сотрудниками, которые будучи лейтенантами начинали свою службу на земле Сыра и достигли значительных успехов в оперативно-служебной деятельности. Среди них генерал-лейтенант Олег Бижанов, бывший начальник Главного разведывательного управления (ГРУ) Министерства обороны РК, ныне руководитель аппарата Председателя КНБ РК, генерал-майор Ерлик Тайжанов начальник ДКНБ по Мангистауской области, Марат Азильханов – вице-министр информации и общественного развития и другие. Их жизненный путь и профессиональная деятельность являются ярким примером для молодых сотрудников ДКНБ по Кызылординской области и городу
Байконыр.
Амирхан БАКИРУЛЫ,
Почетный ветеран органов КНБ РК, полковник в отставке
Кызылординские вести / Предыдущие номера 11 июль 2020 г. 839 0