• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Прикосновение к прошлому

Комплекс «Ақтас», в который входят мавзолей «Айқожа» и мечеть «Ақтас», находится на берегу реки Сырдарьи в Жанакорганском районе. Эти памятники архитектуры ХIХ века охраняются государством. Оба объекта были отреставрированы в рамках государственной программы «Культурное наследие».

Мечеть «Ақтас» высока. Здание было построено и названо «Ақтас» по завещанию Айкожи ишана. Объект находится на возвышенной надпойменной террасе правого берега Сырдарьи. Мечеть возведена из обожжённого кирпича (ее размеры — 18,55×19,03×20 метров). Памятник имеет купольно-центрическую структуру. Основание здания в плане квадратное, трехступенчатый подкупольный барабан венчается полусферическим куполом (слегка намечена стрельчатость в верхней части). Основное здание мечети на главном и боковых фасадах расчленено на три участка лопатками. При этом образовавшиеся ниши на главном фасаде глубже, чем на боковых, и перекрыты стрельчатыми арками. Центральный участок главного фасада поднимается выше кровли основного здания и образует небольшой портал.

В куполе под южным углом первоначально был проем, перекрытый лучковой аркой, по некоторым данным, для чтения проповедей. В камере каждой из стен устроено по огромной стрельчатой нише, три из них были раскрыты наружу проемами, четвертая — юго-запад-
ная — имела михраб в виде перекрытой стрельчатой арки и имела богатое обрамление.

Интерьер был двух цветов: в основании стен была нанесена панель синего цвета, этот цвет был введен и в оформление михраба. Пол был выложен кирпичом. После ремонта цветовое решение было утрачено.

Согласно историческим источникам Айкожа ишан Жумадиллаулы (1773-1858 гг..) из рода дуана-кожа — известный в этих местах богослов. С детских лет у него была тяга к знаниям и изучению религиозной литературы. Вместе с караваном, который проходил через Сауран и Сыганак, он уехал учиться в медресе в Ташкент. Через несколько лет его духовный учитель взял Айкожу с собой в Бухару, чтобы молодой человек продолжил учебу. Затем они вместе отправились в Афганистан изучать ислам.

Вернувшись на родную землю, Айкожа проповедовал каноны традиционного ислама, призывал людей к смирению, убеждал богатых в необходимости соблюдать чувство меры, помогать бедным и страждущим.

После смерти Айкожи его сын Ибадулла-Максут решил вблизи места его погребения построить мечеть, но у него не хватало средств, тогда на помощь пришел зажиточный человек по имени Косым-Ташжан. Он, в частности, согласился выплачивать жалованье строителям мечети (которую решили назвать «Ақтас») и усыпальницы Айкожи ишана.

В годы советской власти мечеть «Ақтас» пришла в запустение, а родник рядом с ней перестал источать воду. Но в самом начале нынешнего века, когда сюда стали приходить паломники и туристы, родник вновь забил.

Температура родниковой воды в любое время года составляет + 38-40 градусов. Тысячи людей считают родник святым – сюда из всех уголков страны приезжают казахстанцы, ищущие исцеления от всякого вида болячек и других кожных заболеваний. Очевидцы утверждают, что после ванных процедур чувствуется легкость и благодать. Особое отличие воды – она очищает тело без какого-либо «постороннего вмешательства». В частности, нет нужды применять мыло или же другие моющие средства. Кстати, здесь на это наложено вето.

Остается добавить, что скважина с чудотворной водой, в народе именуемая «горячий источник», была пробурена в 1991 году.

Мавзолей Айкожи ишана находится в Жанакорганском районе в сорока девяти километрах к юго-западу поселка. Перед зданием расположены пять надгробных памятников. На восточной стороне расположен памятник жене, на западной – четыре памятника помощникам. Фундаментом мавзолея Айкожи служит кладка из обожженного кирпича. Он имеет два основных фасада с двустворчатыми проемами в стенах, которые закрываются двумя ограниченными круто закрывающимися дверями. Также имеется дверь в западной части стены, которая направлена в сторону Мекки. Купол был сделан в виде половины шара. Подземные барабанные купола –
восьмигранные имеют четыре окна, расположенные в продольной и поперечной осях. В настоящее время памятник реконструирован, более того, установлены купола с полумесяцем из металла, решетки на окна, деревянные купола подземных барабанов. Середина погребальной камеры покрыта белой тканью, надгробные памятники – прямоугольные.

Если об Айкоже ишане достоверных исторических сведений предостаточно, то об Актасе ата или Актасе аулие (святом Актасе) они крайне скудные, можно сказать, на уровне легенд и предположений.

Согласно одной из версий, человек по имени Актас прибыл в здешние места в VII веке в числе арабских воинов-миссионеров проповедовать ислам и погиб от рук язычников. Впрочем, повторюсь, это только предположение.

Максут ИБРАШЕВ

Кызылординские вести / Предыдущие номера 18 июль 2020 г. 468 0