• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Стежки счастья

Мастерица из поселка Шиели Нургуль Базарбеккызы возрождает традиции казахского прикладного искусства, делится секретами удивительного ремесла со всеми желающими.

В рамках программы занятости Нургуль выиграла безвозвратный грант в 505 тысяч тенге, приобрела швейное оборудование, фурнитуру, ткани и открыла во дворе дома небольшой цех. Помощь со стороны государства помогла ей создать свой бизнес, который стал основой материального благополучия ее семьи. Мастерица шьет лоскутное курак-корпе, приданое для невесты с национальными орнаментами, шторы и гардины с казахскими узорами, расшивает полудрагоценными камнями национальные свадебные головные уборы – саукеле и многое другое. В каждом ее изделии обязательно присутствует национальный колорит.

– Естественно, сразу встал вопрос: кому продавать? – рассказывает о первых шагах в бизнесе Нургуль. – Первые корпешки купили соседи. Фотографии остальных изделий выложила в социальной сети. Я была удивлена, насколько быстро и успешно пошло дело. Ежедневно находились клиенты. Когда число заказов в месяц увеличилось, поняла, что одной мне не справиться, поэтому в ближайших планах – нанять помощницу.

Нургуль увлеклась швейным делом еще в школьные годы, но по-настоящему серьезно занялась им спустя много лет. 16 лет проработала в школе учителем казахского языка и литературы. Несмотря на то, что ей профессия нравилась, всегда хотелось чего-то душевного. Наверное, именно это чувство привело ее в итоге в абсолютно другое русло. О том, что сменила школьные будни на рукоделие, мастерица не жалеет. Взвесив все плюсы и минусы, решила попробовать делать то, что ей нравится. Она считает, что овладеть хоть одним видом рукоделия нужно каждой женщине.

– Сегодня люди более уязвимы психологически, чем это было во времена наших предков. Одной из причин философского спокойствия наших бабушек и мам была любовь к рукоделию. Ведь это дело успокаивает и лечит, учит гармонии, – убеждена Нургуль.

Особенно трепетно мастерица относится к лоскутному шитью, каждый ее курак-корпе сшит по индивидуальному эскизу. Сегодня умением создавать изделия из лоскутков обладают немногие. Именно поэтому многие будущие невесты предпочитают приданое шить именно в швейном цехе у Нургуль, потому что она умеет создавать уникальные шедевры лоскутного текстиля. Не так давно, работая днями и ночами напролет, мастерица за один месяц сшила приданое сразу для четырех невест.

– Лоскутные изделия, помимо прямых функций служения в быту, наши предки использовали для выражения чувств, передачи информации. У каждого рода, региона существовали элементы узора, которые были своеобразным знаком принадлежности, – рассказывает собеседница. – Наши бабушки не просто механически сшивали кусочки ткани, чтобы семье было чем укрыться. С каждым стежком они создавали мир в доме, особый микроклимат. Ведь главный посыл в символах, курак-корпе – скрепление семьи, единение родов, племен. Узоры чаще всего выполняли функции оберега, были запрограммированы на счастье, благополучие, многодетность. Можно сказать, что это – уникальный код счастья, заключенный в стежках. Наши бабушки совсем не случайно называли курак «қасиетті қолөнер» – «сакральное, священное ремесло». Издревле казахи верили, что вещи несут в себе заряд энергии. Раньше матери сами готовили приданое дочерям. И обязательно при работе с тканью произносили заговоры, прося у Всевышнего счастья дочери в новой семье. Сейчас эта миссия делегирована мастерицам. От эмоционального настроя рукодельницы зависит судьба изделия, ведь мастерица невольно наделяет вещь своей аурой. Поэтому каждое приданое невестам я стараюсь шить в хорошем настроении, заговариваю корпе и корпеше на счастье, удачу, гармонию. И, слава Богу, судьбы невест, которые заказывали у меня приданое, всегда складываются удачно.

Отметим, что знакомство с лоскутной техникой позволяет нам прикоснуться к философии казахского народа. Некоторые исследователи считают, что в составлении одного большого полотна из обилия мелких деталей отразились мистические представления казахов – каждый лоскут наделяли символическим значением. Так, лоскутное корпе испокон веков считалось залогом крепкой семьи, потому что брак есть не что иное, как соединение множества частей в единое целое.

– Сегодня мы много говорим о безотходном производстве, о новых дизайнерских решениях – все это как нельзя лучше вписывается в технологию курак-корпе, – говорит Нургуль. – Лоскутные изделия и раньше были незаменимым атрибутом быта кочевников и теперь не выходят из моды, являясь гордостью каждой семьи.

На изготовление одного курак-корпе, по словам собеседницы, уходит два-три дня. Непростое это дело сложить в один единый ансамбль множество кусочков ткани. Придумывая и вычерчивая узоры с циркулем и линейкой в руках, она всегда поражалась умению предков, выстраивавших симметрию на глаз. Помимо курак-корпе, Нургуль может сшить и традиционные корпе с национальным орнаментом.

Нургуль уверена, что создавая вещи ручной работы в национальном стиле, помогает сохранить древний вид ремесла. Она никогда не копирует конкурентов, а создает собственные эскизы, умело сочетая традиционные мотивы с современными тенденциями. Каждый стежок на орнаменте она делает с мыслью и желанием продвигать национальный стиль среди молодого поколения.

– Раньше я не придавала значения национальным текстильным изделиям, – призналась мастерица. – Но народное искусство очень глубокое, требует тщательного изучения. Каждый элемент имеет свое значение, для разных видов изделий предназначены только определенные орнаменты. Многие этого не знают. Сегодня народное искусство возрождается, изделия в национальном колорите пользуются большим спросом. Потому и работы у рукодельниц всегда будет много, – считает Нургуль. – Именно декоративно-прикладное творчество предоставляет уникальную возможность познакомиться с культурными традициями народа. Воспитывает чувство патриотизма и уважение к труду человека.

Помимо приданого, Нургуль шьет будущим невестам свадебный головной убор – саукеле с соблюдением всех требований, которые предъявляли к нему наши предки.

– У казахов много видов головных уборов: такия, калпак, борик, кимешек, тымак… Но самым интересным, который можно назвать одним из символов казахской культуры, является саукеле, – говорит Нургуль. – Саукеле всегда делался вручную. Считается, что чем выше саукеле, тем большее уважение проявляет невеста к семье жениха, и поэтому некоторые из них достигали в высоту 70 сантиметров. Более того считалось, чем выше саукеле, тем большее почтение к традициям испытывает девушка. Невеста, входя в юрту жениха, наклонялась, тем самым демонстрируя уважение к новому дому. Вот и старались матери сделать для дочерей саукеле высоким, чтобы приняли ее в доме мужа приветливее и добрее. Свадебный наряд казашек – уникальное явление, любая деталь в нем исполнена глубокого смысла. И каждый костюм – своего рода письмо из прошлого, расшифровывая которое, словно разговариваешь со своими предками.

Мастерица уверена, что ее дело напрямую связано с понятием духовной модернизации:

– Есть ученые, которые изучают историю Казахстана, есть музыковеды, исследующие историю песен, есть непревзойденные ювелиры. Почему же не появиться человеку, который изучает и возрождает лоскутное ремесло? – улыбается Нургуль. – Меня вдохновляет, что я причастна к развитию национального прикладного искусства. Пусть мое имя не останется в веках, но я сделаю все, чтобы научить прекрасному ремеслу как можно больше девушек и женщин.

 София АЛДАМЖАРОВА
Кызылординские вести / Предыдущие номера 15 август 2020 г. 324 0