Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и народ страны, где ты живешь.
В Кызылорде много больших и маленьких улиц, которые носят имена известных людей. Как правило, многие улицы названы в честь писателей и поэтов, композиторов, знаменательных дат и праздников, героев национально-освободительного движения, борцов за независимость страны. Но мы так привыкли к этим названиям, что не задумываемся над тем, кому принадлежат эти имена и чем известны эти люди.
В залинейной части Кызылорды расположена одна из самых протяженных в городе улиц. Заезжающие автомашины в Шанхай (так еще называют в народе этот район), люди, живущие здесь, в большинстве случаев передвигаются по этой улице. Здесь курсируют автобусы ряда маршрутов. Словом, жизненно важная автодорога. И большинство жителей областного центра хорошо знают название этой улицы – Торайгырова.
Кто же он, Султанмахмут Торайгыров? Родился он 28 октября 1893 года в Баян-
аульском районе (ныне Павлодарская область) в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, грамотным. Мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил сиротскую долю. Безрадостное детство, полуголодное существование — вот что видел Султанмахмут. Грамоте мальчик научился у отца, затем учился у муллы.
Султанмахмут был любознательным. Страстная жажда познания ведет его в далекий Баянаул, где он учится в духовной школе — медресе.
В конце 1912 года юноша приезжает в Троицк, где поступает в мусульманскую духовную школу, самостоятельно изучает основы наук, русский язык, с восторгом читает произведения поэтов Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Ивана Крылова. Перед ним открывается новый мир, и Султанмахмут начинает понимать многое, о чем раньше не имел представления. В стихотворении «Что за цель в учении?» поэт сравнивает знание с «солнечным светом».
В 1913 году Султанмахмут вынужден оставить учебу. Лишения и голод подорвали здоровье, — он заболевает туберкулезом и едет в аул, где обучает детей. Однако страстное желание учиться не оставляет его, и он, больной, вскоре снова в Троицке, где становится одним из ведущих сотрудников известного прогрессивного журнала «Айқап». Статьи, стихи Торайгырова отличаются глубиной суждений, честностью, демократизмом, остротой и художественностью. Его произведения полны оптимизма, и не верится, что они написаны тяжелобольным юношей.
Литературная деятельность С. Торайгырова началась в трудные годы, но он не устает пропагандировать науку и просвещение. Хорошо понимая, как необходимы простым людям знания, С. Торайгыров намеревался открыть школу для детей бедняков, собирал средства, разъезжая по богатым аулам. Надежды его не сбылись: степные толстосумы, в том числе и его зажиточные сородичи, категорически отказались помочь юноше в осуществлении его идеи.
В годы работы в «Айқап» Торайгыров написал, кроме стихотворений и рассказов, ряд критических статей. Из которых наиболее значительны: "О казахских сборниках стихов", "Песни и их исполнители", "Система обучения казахов".
В те же годы он закончил свой первый роман "Қамар Сұлу" ("Красавица Камар"), где разоблачает нравы родовых воротил, выступает за эмансипацию женщин. 1916 год он посвятил работе над вторым романом в стихах "Кто виноват?". Автор произведения сочувствует жертвам феодально-патриархального уклада, людям, безжалостно раздавленным жестоким произволом, разоблачает конкретных виновников бедствий людей — сильных мира сего.
Смысл своей жизни Торайгыров видел в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного и социально-политического гнета. Он ненавидел невежество, мечтал о свободной жизни, напряженно искал пути преобразования кочевого аула. Социально-экономическое развитие страны и культуры возможно через просвещение, — так думал он, и ему хотелось, чтобы всем было хорошо.
В поисках истины одаренный юноша стал изучать социально-политическую, философскую литературу — ему так необходимо было разобраться в сложных вопросах современности, чтобы найти свое место в общей борьбе. Многие произведения, полные оптимизма, веры в будущее Родины, созданы Торайгыровым именно в последние годы жизни, когда тяжелая болезнь приковала его к постели.
Произведения Торайгырова разнообразны по тематике: есть гражданская и философская лирика, много стихов о любви и природе. Но прежде всего Султанмахмут, как говорилось, был гражданским поэтом.
Неудовлетворенность современной действительностью, страстный протест против феодально-колониального гнета — основные темы его стихов. Обращаясь к молодому поколению, поэт утверждал: «Если жизнь посвятишь ты мечте своей, наш народ будет счастлив, любезный друг!», «Только людей великое братство жизнь заблудившуюся спасет!». Правда, он не мог наверняка сказать, каким же путем идти к «солнечному свету», как осуществить «мечту свою». Для Торайгырова «постигается истина в мире наук». В то же время поэт был убежден: «И знает весь мир о том, что идет меж ними вечный бой — меж баем и бедняком. И каждый на земле человек покорится силе труда».
Султанмахмут придал социально-политической лирике ярко выраженную тенденциозность. Гневным протестом против существующих общественных порядков проникнуты стихотворения «Судьба», «Айт», «На кочевку», «Бедность», «Что за цель в учении?» и другие.
Религия – духовно-культурное, нравственно-психологическое, социально-философское явление общечеловеческого значения, сыгравшее историческую роль в объединении народов и наций – всегда вызывала неоднозначную реакцию в обществе. Во времена Султанмахмута далеко не все служители культа могли быть образцами духовности. С. Торайгыров отвергает догмы религии, критикуя учение о сотворении мира и человека, веру в потустороннюю жизнь, рабскую покорность. В стихотворениях «Вера в бога», «Рябой ходжа» поэт воссоздает образы религиозных фанатиков.
Последней незавершенной поэмой Султанмахмута была поэма «Айтыс» с подзаголовком "Состязание городского и степного акынов". В форме диалога поэт хотел показать трансформацию прежнего старообрядного жизненного уклада.
Гражданский лирик по характеру дарования, Султанмахмут Торайгыров за свою короткую жизнь создал столько значительных произведений, что по праву занял почетное место в истории национальной культуры. Его поэзия, пронизанная бескорыстной любовью к народу, по своей социальной направленности в чем-то близкая некрасовской музе, до сих пор звучит набатом гражданского мужества. Он верил в грядущее торжество правды и поэтому так неутомимо стремился приблизить «солнечное утро».
«Попытка осмыслить место индивида в грандиозных, космических масштабах, — писал общественный деятель Мурат Ауэзов, — явление, не имевшее аналогов в казахской поэзии прошлого. Частицей вечной, неистребимой, огненной материи ощущает себя лирический герой поэзии Торайгырова. Не случайно излюбленный образ поэта — образ огня, воспринимаемый им как символ тепла и света».
Прославляя силу человеческого разума, способного проникнуть в тайны мироздания, поэт органически не приемлет насилие и невежество, как и Абай, целью своей жизни объявляет просвещение народа. Прав М. Ауэзов, когда подчеркивает: «Пылко, иногда в стиле жарких пророческих речений, клеймит он склонность к дремотному, бездуховному существованию, протестует против условий жизни, порождающих голод, нищету, умаляющих в человеке чувство собственного достоинства». Порою, мучаясь безответностью своих устремлений, не видя конкретных результатов собственного труда, поэт сравнивает себя с семенем цветка, брошенным в пустыне.
С именем Торайгырова связан не только расцвет социально-философской поэзии, но и жанровое, художественное обогащение литературы. Создатель первых романов — в стихах и прозе, первых философских и социальных поэм и очерков, он был продолжателем демократических традиций.
Его знаменитый роман «Камар Сұлу» можно назвать поэмой в прозе. Поэт пишет взволнованно, порою ритмической прозой, включая стихотворные тексты. Красочные эпитеты и сравнения, поговорки и пословицы, крылатые выражения, взятые из устной поэзии и созданные самим С. Торайгыровым, придают стилю романа своеобразный национальный колорит, в текст вплетаются поэтические письма, народные песни (жар-жар, айтыс). Язык романа Торайгырова сочный, меткий, уходящий корнями в поэтическое творчество. Но Султанмахмут не ограничивался использованием лишь богатств родной речи, он включал в творчество и слова из русской лексики для передачи новых мыслей и идей.
С.Торайгыров прожил всего 27 лет. Но несмотря на это, он сумел оставить потомкам ценное литературное наследие. Его произведения многожанровы, богаты по тематике, глубоко содержательны. Их основная особенность — реалистичность и народность. Акын в своих произведениях правдиво изображает жизнь своего народа того времени, поднимает самые злободневные вопросы социально-общественной жизни. Гуманизм произведений Султанмахмута Торайгырова получил высокую оценку в казахской литературе.
Великому поэту установлен памятник в Павлодаре, его именем названы Павлодарский государственный университет, областная универсальная научная библиотека, озеро и населённый пункт в Баянаульском районе Павлодарской области, улицы в Экибастузе, Алматы, Нур-Султане и других городах Казахстана.
В Кызылорде улица Торайгырова считается одной из благоустроенных. После того, как ее капитально отремонтировали, она стала выглядеть иначе, ходить и ездить здесь стало приятно.
Подготовил Алмас КЫЛЫШБАЕВ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |