• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

В добрый путь, малыш

В казахской культуре сохранилось много важных обрядов. Одним из них является «тұсау кесер» (разрезание пут) – обряд, посвященный малышу. Делают его для того, чтобы он быстро встал на ноги. Это время в большинстве случаев наступает тогда, когда ребенку исполняется год.

Обряд «тұсау кесер» проводится на новом этапе жизни ребенка, когда тот только начинает делать первые шаги. Наши предки верили, что если этот обычай не соблюсти, то ребенок будет часто спотыкаться. И наоборот, проводя такой обряд, верили, что малыша ждет светлое будущее и он будет счастливым и удачливым.

Для обряда «тұсау кесер» подготавливают необходимую атрибутику – веревку (путы), сплетенные из нескольких нитей, ножницы или нож для их разрезания, дорожка «ақ жол»...

Каждый из этих предметов имеет свое предназначение, имеющее глубокий смысл. К примеру, для проведения «тұсау кесу» готовят пестрый жгутик, это «ала жіп», переплетенный из нескольких ниток или лент разных ярких цветов, приблизительно около 50-60 сантиметров в длину. Обычно состоит из трех цветов: белый, символизирующий чистоту, зеленый – здоровье и долголетие и красный – символ достатка.

В старину «ала жіп» делали преимущественно из белых и черных нитей. Это означало, что в жизни каждому человеку встречаются и добро, и зло, бывают и черные, и белые полосы. Но все их надо пережить – перешагнуть. У казахов есть такое выражение: «Ала жіпті аттама» – «Не переступай черту», остерегающее человека от неправильных поступков. Жгут украшают декоративными монетками, амулетами или камнями, чтобы защитить ребенка и благословить его. Ножницы или нож тоже украшают яркими тканями или лентами. Готовят также и «қоржын» – сумку или корзину, в которую кладут сладости и подарки. При этом уделяют внимание тому, чтобы его цвет соответствовал цветовой гамме одежды ребенка.

Самый главный атрибут – дорожка «ақ жол». Она непременно должна быть белоснежной, чтобы ребенок, прошедший по ней, имел светлую дорогу и всегда стремился к знаниям и новым свершениям, чтобы его помыслы были чистыми. На полотне «ақ жол» пишут слова «тәй-тәй», призывающие малыша делать первые шаги в большую жизнь.

– Обряд «тұсау кесер» – одно из важных и значимых событий. Поэтому родители ребенка стараются сделать его запоминающимся. Главные его участники – ребенок, его родители и человек, который будет разрезать путы ребенку. В старину, когда проводили этот обряд, напевали песню: «Қаз қаз, балам, қаз балам, Қадам бассаң мәз болам, Күрмеуіңді шешейін, Тұсауыңды кесейін...». По завершении церемонии, гости дают бата – благословение ребенку, произнося добрые пожелания. Есть три вида пожеланий. «Шөптей болсын» – что означает быть его роду многочисленным, как густая трава. В этом случае плели путы из стеблей травы. В другом случае казахи говорили: «Бай болсын! Пусть будет богатым!». При этом использовались путы из бараньих кишок – «тоқ шегі». Они жирные, а жир всегда олицетворял сытость, достаток, богатство. И, наконец, желали малышу «Адал болсын! Быть ему честным, благородным человеком», – рассказывает кызылординка Орынбасар Нурымбетова.

Проведение «тұсау кесер» сопровождается обрядом «жол таңдау», для этого перед малышом раскладывают несколько предметов – книгу или ручку, деньги, музыкальный инструмент и другие. И в зависимости от того, какой предмет выберет малыш, считается, что таков будет его жизненный ориентир. К примеру, книга или ручка символизируют знание и ум, деньги – процветание.

Первые шаги ребенка, выбор предмета, определяющего судьбу, все это сопровождается напутственными словами, песнями и шашу (торжественное разбрасывание гостинцев).

Следует отметить, что в старину разрезание пут доверяли только женщине старшего возраста, у которой было много детей и внуков. В последние годы путы разрезают и мужчины. Даже деду можно, а отцу – не положено.

– Идея обряда заключается в том, чтобы передать ребенку духовные и физические качества уважаемого человека, который участвует в церемонии. Избранный родителями достойный, уважаемый человек, торжественно перерезает путы и берет ребенка за обе ручки и проходит с ним несколько шагов, – рассказывает О.Нурымбетова. – Мы и сами дома соблюдаем все обычаи и традиции. У меня трое детей. Растут внуки. Когда малыши только начали делать первые шаги, мы сделали для каждого из них обряд «тұсау кесу». Говорят, что даже те дети, которые все еще неуверенно встают на ноги и не могут или не хотят самостоятельно ходить, после разрезания пут начинают делать шаги.

Традиции и обычаи прочно вошли в современную жизнь и это радует. Со временем они развиваются и обновляются, но все же суть их остается неизменной.  

 Ернур САЙЛАУБАЙ
Кызылординские вести / Предыдущие номера 02 сентябрь 2020 г. 534 0