• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Ювелирных дел мастер

Потомок известного рода мастеров ювелирного дела, представитель четвертого поколения зергеров Кудайберген Кулмамбетов из Аральска успешно осваивает онлайн-обучение и работает над новым проектом. Известному в республике талантливому ювелиру занятию любимым делом не помешала ни пандемия коронавируса, ни продолжительная болезнь. Зергер уверен, что какие бы не наступили трудные времена, любовь к народным промыслам не пропадет.

В период пандемии благодаря социальным сетям и платформам у мастера появилась отличная возможность показать свои произведения всему миру и найти покупателей в любой точке земного шара.

– Участвую в онлайн-проекте областного центра ремесленников «Қарлығаш», – рассказывает К. Кулмамбетов. – Наша команда работает в нескольких направлениях – ювелирное искусство, пошив национальной одежды, лоскутное мастерство, ковроткачество и изделия из войлока. В скором времени будем проводить онлайн-мастер-классы, благодаря которым мы сможем научить казахским народным ремеслам не только желающих из Казахстана, но и всего мира. Я буду обучать ювелирному искусству, и хочу подготовить качественные видеоуроки для своих будущих учеников.

В доме ювелира много лет работает мастерская. Школьные учителя по технологии часто приводили к нему своих учеников, которым он рассказывал об особенностях ювелирного дела. С участием опытного мастера педагоги не раз проводили свои открытые уроки.

В Аральске Кудайбергена ага называют хозяином серебряной юрты. С четырех лет он постигал секреты ювелирного искусства у своего отца Тогжана. Кудайберген не мог не стать ювелиром. Он был единственным сыном у своего отца, который дождался его после рождения аж 18 дочек.

– Отец рассказывал, что в тридцатых годах прошлого столетия у людей еще было немало серебряных монет, – говорит К. Кулмамбетов. – Люди приносили их ему. Отец переплавлял монеты, отливал различные украшения и вез на ярмарку в Оренбург. На вырученные деньги закупал различные продукты питания для жителей Аральска. При советской власти ювелиров-кустарей сильно ущемляли, поэтому отец работал только по ночам.

Отец брал сына Кудайбергена с собой, тот смотрел и учился. И позже стал мастером ювелирных дел. Во дворе дома недавно наш герой установил скульптуру, посвященную своему отцу. Его образ К. Кулмамбетов представил в виде старого мастера, держащего в руках свой привычный инструмент – молоток. По задумке автора, рядом со скульптурой также будут расположены домбра, кобыз, а также инструменты мастера. Казахские мастера-зергеры знали и использовали множество техник и приемов при изготовлении украшений –
штамповка, гравировка, чеканка, зернение, обрамление сканью, насечка, чернение. Всем этим секретам мастерства Кудайбергена научил отец. Поэтому скульптура – дань уважения и любви сына к нему.

В 1972 году ювелир провел свою первую персональную выставку. Более тридцати лет он участвовал в районных, областных, республиканских и международных художественных выставках, где имел особый успех. С 1988 года К. Кулмамбетов – член Союза художников Казахстана. В 2011 году стал победителем ІІІ-го республиканского конкурса «Мастер-2011» в номинации «Лучший мастер», был награжден путевкой в Малайзию. Последние двадцать лет он передает свое мастерство – ездит на семинары и выставки. У него десятки учеников.

С 1996 года опытный ювелир стал частным предпринимателем, вместе с супругой открыли частное предприятие «Мұрагер». Мастер изготавливает на заказ различные изделия. Многие из них выставлены в музеях Казахстана, хранятся в частных коллекциях за рубежом. О его творчестве сняты документальные фильмы «Мұрагер» и «Атамұра». Кроме серебряных украшений, ювелир изготавливает металлические, деревянные и кожаные предметы быта, посуду, музыкальные инструменты, седла и сбруи, сувениры. Но все же, главный акцент – на женские украшения, они всегда востребованы.

– Серебро – металл, который издавна почитали казахи, – рассказывает мастер. – Раньше ни одна хозяйка не начинала готовить еду, не надев украшения из серебра, потому что этот металл означал чистоту помыслов. Казахи считали, что серебро приносит здоровье и удачу. Оружие, посуда, украшения, многие предметы быта сделаны из этого металла. Женщины вплетали в косы серебряные монеты, звон которых, по поверью, отгонял злых духов.

О том, что казахи и в прошлом были хорошими зергерами, свидетельствуют археологические находки на территории Казахстана. Возьмем, к примеру, знаменитые чиликтинские изделия, выполненные в технике штамповки, гравировки, зернения, инкрустации. Поражают древние берельские мастера, оставившие после себя лучшие образцы «звериного стиля». Ассортимент изделий, изготовленных зергерами, был широк: женские украшения, детали для костюма, столовые приборы, бляшки для декорирования каркаса юрты, мебели, музыкальных инструментов, оружия, конского снаряжения... И все же главной продукцией зергеров были женские украшения, пользовавшиеся большим спросом. Украшения казашки носили не только для красоты, они обозначали ее положение в обществе, выполняли роль оберегов. Они могли рассказать о своей хозяйке многое: замужем она или нет, откуда она родом, богата ли ее семья… Казахские национальные украшения – это не просто ювелирные изделия, а весомая часть национальной культуры и истории. По серебряным украшениям можно было определить, кто к какому сословию относится. Орнаменты на серебряных изделиях были разнообразные – квадратные, круглые, в виде трапеции, ромба, точек, S-образные знаки. Казахские ювелиры в украшениях использовали такие элементы, как бараний рог, перекрестье из бараньих рогов, трилистник. Они делали гравировку, чеканку, зернение, чернение. Камни использовали разные, но в основном бирюзу, сердолик.

Обладателями изделий потомственного аральского зергера стали и граждане России, Франции, Турции, Китая, Японии, Германии. Многие иностранцы, приезжавшие в Аральск, покупали казахские национальные украшения, сделанные руками К. Кулмамбетова. Чаще всего серебряные изделия заказывают женщины, поэтому Кудайберген ага часто шутит, что даже если на земле останется хоть одна женщина, ювелирное искусство не угаснет.

Несмотря на то, что в наше время многие ювелиры перешли на новые технологии, Кудайберген ага предпочитает работать по старинке. У него сохранился меховой горн – корик и наковальня – туйс. В печи температура поднимается до тысячи и выше градусов. При такой температуре получаются изделия 925-й пробы. У мастера есть заготовки – формы, в них он отливает украшения. Изготовление одного предмета, по словам зергера, может занять месяцы. Например, у него есть меч, над которым он трудился почти полгода. В его коллекции удивительной красоты браслеты – бiлезiк, бес-бiлезiк – браслет с пятью кольцами на цепочке. Делал мастер өңiржиек и алқа – нагрудные ювелирные изделия. Настоящие шедевры – расческа «Тумарханум», сделанная из 10 граммов серебра, двух граммов золота и рога, а также табакерка, которая состоит из трех предметов, украшенных узорами из меди и
серебра.

Сейчас народные промыслы, высокое искусство казахских зергеров возрождаются благодаря таким мастерам, как Кудайберген Кулмамбетов. И это замечательно.

 Мира ЖАКИБАЕВА

Кызылординские вести / Предыдущие номера 02 сентябрь 2020 г. 471 0