• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Традиции жырау продолжают потомки

Проявлением высокой духовности казахского народа стала богатейшая поэтическая и музыкальная культура, которая особенно ярко проявилась в творчестве жырау. Как отмечал писатель Мухтар Ауэзов, наш народ не оставил нам в наследство памятников архитектуры, скульптуры, живописи, но он оставил нам бесценное богатство – искусство жырау.

Так сложилось исторически, что казахский народ не обладал развитой письменной культурой – величайшие образцы народного поэтического искусства передавались в устной форме и уникальными носителями этого целостного и могучего знания и властителями народных дум были жырау.

 Жырау были глубоко одаренными людьми, которые, наряду с незаурядными импровизаторскими способностями, воплощали в себе талант рассказчика, актера, певца, музыканта, а также виртуозно владели музыкальными инструментами. К своим поэтическим импровизациям они сами сочиняли музыку, сами же были их исполнителями. Чаще всего в качестве аккомпанирующего инструмента выступали кобыз и домбра. От жырау следует отличать жырши, которые были лишь исполнителями и не являлись авторами фольклорных произведений. Их репертуар отличался большим разнообразием и включал чаще всего свободно рифмованные сюжеты на исторические темы – эпосы, жыры и терме уже имеющихся авторов. Приезд жырши в казахской степи всегда был праздником. Они могли петь под одобрительные возгласы слушателей в течение длительного времени, некоторые эпосы они исполняли речитативом.

В отличие от жыршы жырау относились к пласту политической элиты. В основном, это были люди, приближенные к ханскому двору. В условиях кочевой жизни жырау были не только искусными музыкантами, но и исполняли многие общественные функции. Одаренные талантом красноречия, они выступали в качестве послов, участвовали в переговорах, предвещали исход тех или иных событий, давали напутствие войску перед походом и поднимали его боевой дух. Многие жырау были не только поэтами, но и вождями племен, улусов, племенных дружин. Некоторые из них выступали также в роли абызов (предсказателей, кудесников), то есть толковали сны, разъясняли приметы, пытались объяснить явления природы. В своих песенно-поэтических творениях они философски осмысливали жизнь народа, в художественной форме давали оценку происходящим в стране событиям, выражали свое отношение к правителям и их политике с позиций народа. Довольно часто им приходилось решать тяжбы между родами и племенами по распределению кочевий, дипломатические споры и другие вопросы внутренней и внешней жизни общества. Они были и историками, и философами Великой степи, а на определенном историческом этапе стали советниками ханов и государственными деятелями. Порой они жестко критиковали правителей.

Жырау всегда призывали народ к единству, верности заветам предков, выступали против тех правителей, которые свои личные амбиции ставили выше интересов народа. На них была возложена особая миссия, которая заставляла их нести ответственность за судьбу народа, и потому их влияние на народные массы было огромным. Все они были великими степными поэтами, философами и государственными деятелями и своим творчеством заложили основу современной музыкальной культуры Казахстана.

Яркое отражение искусство жырау нашло в Приаралье. В народе бытует крылатое выражение «Сыр елі – жыр елі» («Земля Сыра –
родина жыра»). В Приаралье их прозвали «Сыр сүлейлері». В низовьях Сырдарьи жили и творили великие музыканты и сказители, жырши и жырау, творческое наследие которых является достоянием всего тюркского мира.

Приаралье является Родиной целой плеяды выдающихся жырау: Кете Жусипа, Дур Онгара, Ешнияза сала, Канлы Жусипа, Карасакала Еримбета, Турмагамбета, традиции которых нашли свое продолжение в творчестве Кошенея, Манапа, Нуртугана, Сарсенбая. Уникальным было искусство Нартая Бекежанова – его импровизаторское искусство сопровождалось игрой на сырнае (гармони). Одним из видных представителей традиционного искусства жырау был Базар Ондасулы, известный еще и как Балкы Базар.

К сожалению, огромный пласт поэтических произведений жырау не дошел до нашего времени. Большое значение в сохранении текстов жыров сыграли русские и немецкие исследователи, такие как Лютш, Радлов, Потанин, Янушкевич, Мейендорф. Они сумели записать и сохранить многие известные нам сейчас произведения степных поэтов. В настоящее время ведется большая работа по изучению и сохранению нематериального культурного наследия казахского народа. С основными произведениями казахского эпоса можно ознакомиться в 100-томном сборнике «Бабалар сөзi».

В рамках реализации статьи Первого Президента Казахстана, Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» в нашей области пристальное внимание уделяется развитию традиционного музыкального искусства. Особенно искусству жырау, которое своими корнями уходит в глубокую древность и не растеряло сакральный смысл. Стало традицией проведение международного фестиваля «Коркыт и мелодии Великой степи», который собирает ученых и мастеров искусств из родственных тюрко-
язычных стран.

В КГУ имени Коркыта ата по инициативе известного жырау Алмаса Алматова была открыта кафедра «Народное пение», студенты неоднократно становились лауреатами международных и республиканских конкурсов и фестивалей. Выпускники сегодня успешно работают в образовательных учреждениях республики – музыкальных школах и колледжах, университетах и академиях, филармониях и других организациях культуры, популяризируя национальное искусство.

Имя выпускника КГУ имени Коркыта ата Руслана Ахметова хорошо известно ценителям народной музыки не только в области, но и в стране. Лауреат международных и республиканских конкурсов жырау, международного фестиваля творчества молодежи «Шабыт», он побывал с гастролями во многих зарубежных странах, таким образом внося свой вклад в развитие народного традиционного искусства земли Сыра. Р. Ахметов получил высокую оценку Елбасы, выступая с оркестром народных инструментов имени Турмагамбета в столице. Национальный канал «Казахстан» выпустил телепередачи «Ауылдың алты ауызы», «Сыр сүлейлері» с участием Руслана Ахметова, в исполнении которого прозвучали казахские эпосы и жыры. За вклад в развитие искусства он удостоен звания «Мәдениет қайраткері», награжден медалью «Ерен еңбегі үшін».

Традиции песенного искусства Нартая продолжают Акмарал Ногайбаева и Курманбек Бекпеисов. Выпускница КГУ имени Коркыта ата, А.Ногайбаева не раз завоевывала признание и симпатии зрителей. С казахскими народными песнями и жырами Нартая она выступала на многих сценах республики, принимала участие в международном фестивале «Неделя творчества и искусства поэта Юнуса Эмре» в городе Ескишехире в Турции. К.Бекпеисов с детских лет участвовал в различных концертах, на которых мастерски исполнял песни Нартая, аккомпанируя себе на гармони. К сожалению, его сейчас нет с нами. Но дело отца продолжает сын, Мухамедали Бекпеисов.

Много ценных и интересных мыслей содержится в устном творчестве нашего народа: об уважении к родителям, о верности и справедливости, любви к Родине и труду, заботливом отношении к старшим, о патриотизме. Поэтому необходимо тщательно изучать и использовать в работе с детьми произведения устного народного творчества, традиции и обычаи. Народное искусство не устарело, не поблекло за давностью лет, напротив, продолжает жить и развиваться.

 Жанна СРАЖАДИНКЫЗЫ
Кызылординские вести / Предыдущие номера 19 сентябрь 2020 г. 369 0