• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПЯТИДНЕВКА В ШКОЛЕ: СТИМУЛ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Ботагоз АЖАРБАЕВА
Нынешний учебный год стал продолжением поэтапного перехода отечественного образования на пятидневную систему обучения.  Если в прошлом году на пятидневку перешли первые классы, то в этом – 2, 5 и 7 классы. О том, как восприняли нововведения родители, школьники и учителя, рассказали педагоги школы «Мұрагер» со специализированными классами для одаренных детей с обучением на трех языках.
Одна из непосредственных участниц проходящей в стране школьной реформы – учительница начальных классов Ляззат Орынбаева. Педагог с 20-летним стажем по обновленной программе обучает второклассников.
– Как вы завершили первый учебный год, в течение которого дети учились пять дней в неделю? Не повлияло ли это на успеваемость  учеников?
– Учебный год завершили в полном соответствии с обновленным содержанием. Этому способствовало введение  новых учебных пособий, методик, подходов к проведению уроков. В установленные сроки без каких-либо сложностей уложились все первые классы. Я, мои ученики и родители – мы  за пятидневку. Если она и повлияла на успеваемость, то, думаю,  только  положительно. В прошлом году в первый класс пошли шестилетки. Программа разработана с учетом их возрастных особенностей, стала более интересной, с акцентом на развитие мышления детей. В детском возрасте необходим отдых, это очень важно. За субботу и воскресенье ребята набираются сил. Это сказывается на их общем самочувствии, развитии в целом -  физическом и умственном.
На вопрос о преимуществах новой системы Л.Орынбаева ответила, что если раньше в школах давали академические знания,   то сейчас только  конкретные знания и умения. Уже с первого класса детей обучают основам групповой работы – умению работать в парах, прислушиваться к мнению других, объективно оценивать свою деятельность. Именно такие навыки понадобятся человеку в современном мире.
Школа «Мұрагер» три года назад вошла в тридцатку пилотных школ страны по апробации обновленного содержания образования. По этой  программе здесь обучаются пятнадцать экспериментальных третьих классов. Одним из них руководит опытный педагог Акмарал Жунускалиева. Она стояла у истоков школьной реформы и как никто другой знает о всех минусах и плюсах обновленной
программы.
– Признаться, поначалу было нелегко, – сказала моя собеседница, – в первое время не было ни учебников, ни календарных планов, ни пособий. После обучающих курсов мы  стали постепенно вникать в новую программу. Стали составлять планы, осваивать формы и методы работы.  Вскоре улучшилась ситуация с учебными материалами.
В рамках обновленного образования действует критериальная  система оценки учащихся, которая подразделяется на формативное и суммативное оценивание. Это привычные контрольные, но с новой системой оценок. Суммативное  – это контрольная работа в виде теста, проводится после изучения каждого раздела и по итогам четверти. Формативное – самостоятельная работа, но ее ученики выполняют почти на каждом уроке после изучения  определенной темы. Это, по словам педагога, одно из отличий от старой школьной программы.
 Знания учеников теперь оцениваются не по пятибалльной шкале,  а по 100-балльной. «5» – от 81 до 100 баллов; «4» – от 51 до 80; «3» – от 21 до 50 баллов и «2» ниже 20 баллов.  Каждый вопрос в тестах оценивается по баллам. Все данные вносятся в электронный журнал, компьютер сам выводит итоговую оценку. Формативная система предполагает обратную связь с родителями, которые знакомятся с результатами тестов детей.  
– Программа хорошая, можно многому научить ребят, подготовить критически мыслящих детей, – продолжает педагог, – но она, на мой взгляд,    разработана  для более подготовленных к школе малышей. Как первопроходцам нам было тяжелее, приходилось проводить много параллельной работы, потому что были темы, в которых дети абсолютно не ориентировались. К примеру, по математике – с пространственными фигурами, с единицами измерения объема, емкости. Сейчас, конечно, ситуация изменилась коренным образом, по обновленной программе с прошлого года стали обучаться и дети предшкольного возраста.
– А как насчет естествознания, которое начали изучать первоклашки, и это вызывает возмущение у некоторых родителей?
– Этот предмет очень нравится  мне и моим ученикам. В нем много интересного, все на доступном для детей языке. Здесь действительно закладываются азы изучения таких наук, как биология, химия, физика, астрономия. Ведь мы не требуем, чтобы ученики выучили все от корки до корки. Главное, чтобы они имели общее представление, понятие о предметах, которые придется изучать в старших классах.  По естествознанию у нас хорошие результаты и успеваемость хорошая. А еще мы заметили, что при новой системе обучения дети стали меньше пропускать уроков. Причина – у них нет боязни перед оценками. Они заменены на комментарии и смайлики «Молодец!», «Постарайся», «Так держать!», «У тебя все получится». Мотивируем, настраиваем на позитив. Ученики начальных классов стали меньше времени проводить за партой. Сейчас учеба предполагает больше активных действий, совместной работы. На уроках дети занимаются тем, что им по-настоящему интересно, поэтому и утомляются меньше. Основная нагрузка приходится на первые четыре дня недели, в пятницу в расписании у нас самые простые предметы. В субботу иногда проводим дополнительные занятия, чтобы подтянуть детей. Благодаря дополнительному выходному дню ребята приходят отдохнувшими, активно включаются в учебу.
Готовя этот материал, мне пришлось выслушать мнения многих родителей как младших классов,  так и старших. Преобладающее большинство поддерживает введение пятидневки. Были и консерваторы, которые хотели, чтобы их детей учили по-старому, когда школьная программа была не так загружена.
– О преимуществе пятидневного обучения я могу судить по своим детям,  – говорит многодетная мать Айсулу Нурбаева. – Мой сын второклассник намного спокойнее и активнее. У нас сейчас нет той нервотрепки и трудностей, которые мы испытывали еще пару лет назад со старшим сыном. Мы свободны в субботу и у нас есть дополнительное время не только позаниматься с детьми, но и прогуляться, сходить в бассейн, в кино, провести день вместе всей семьей. Давно надо было ввести пятидневку.
Стоит отметить, что на обновленное обучение  в 2018-2019 учебном году перейдут 3, 6, 8, 10 классы. В 2019-2020-ом – 4, 9, 11 классы. Вместе с тем, новую методику сегодня внедряют и классы, обучающиеся по старой программе. Айнагуль Кылышбаева преподает в четвертом классе. По словам педагога, ее ученики с удовольствием работают по новой методике, что, в свою очередь, сказывается на их знаниях.
– По сравнению со старой программой ребята стали   раскрепощеннее, – говорит А.Кылышбаева. – Свободно отвечают на вопросы, излагают свои мысли. Сейчас на уроках преобладает рабочий шум, и это нормально. У нас превалирует поощрение ученика, это побуждает его на освоение новых знаний, подтягивает в учебе. Наши дети стали получать больше призовых мест на олимпиадах.
 Все учителя в классах обновленного образования прошли соответствующую подготовку на специальных курсах. Трехуровневое обучение в центре педагогического мастерства АОО «НИШ» в 2012 году прошла и Дина Корабаева – учительница  русского языка в казахских классах и казахского  языка в русских.   Сегодня по обновленной программе педагог обучает семиклассников.
– По сути, учителя, прошедшие обучение, давно внедряют новую методику, и это сегодня помогает нашим детям безболезненно обучаться по ней, – подчеркнула Д.Корабаева.
Реформы школьного образования не первый год вызывают широкую полемику в обществе. Активно обсуждаются вопросы  трехъязычия в школах, методология обучения казахского языка, содержание учебников и многие другие.  Сегодня наше общество сталкивается с глобальными вызовами. Для подготовки школьника в современном мире недостаточно академических знаний. Образование должно переходить от человека знающего к человеку, способному творчески мыслить, действовать и саморазвиваться. На такое обновленное содержание школьного образования страны  организации экономического сотрудничества и развития начали переходить в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. Работа в этом направлении  в нашей стране началась еще пятнадцать лет назад по поручению Президента РК. Адаптирована вся школьная программа, обновленное содержание апробировано и внедрено в Назарбаев Интеллектуальных школах и тридцати пилотных школах.   Казахстан начал внедрять новый стандарт с первого класса с 1 сентября 2016 года.

Кызылординские вести / Четвертая полоса 30 сентябрь 2017 г. 755 0