• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

О ЧЕМ ПЕЧАЛИЛСЯ АСАН КАЙГЫ?

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
В период формирования казахской народности и казахской государственности широкое распространение получили жырау, которые благодаря своему поэтическому дару оказывали большое влияние на массы.
Выражая чаяния и интересы народа, жырау затрагивали важные общественные проблемы, отражали исторические события эпохи. В условиях кочевой жизни они выполняли многие  общественные функции – были не только искус-ными поэтами и музыкантами, но и вождями племен, батырами, полководцами. Довольно часто им приходилось решать тяжбы между родами и племенами по распределению кочевий, дипломатические споры и другие вопросы внутренней и внешней жизни общества. Многие великие жырау прошлого – Шалкииз, Жиембай, Казтуган, Бухар жырау были  советниками ханов и султанов, представляя в ханской ставке интересы народа.
Одним из ярких представителей этого уникального вида искусства был Асан Кайгы – философ и поэт, автор многих жыров и слов-назиданий, который жил на рубеже XIV-XV веков. Конкретные даты его жизни и смерти неизвестны. Некоторые издания считают, что это 1320-1440 годы. Существует еще одна версия о том, что он родился в 1361 году, а умер в 1456-м. Изучением жизни и творчества Асана Кайгы занимались ученые-востоковеды Ш.Уалиханов, Г.Потанин, поэт Машхур Жусуп Копеев, писатели С.Сейфуллин, М.Ауэзов и другие.
Его настоящее имя Хасан Сабит-улы, имя Асан Кайгы  («печальный») он получил, вероятнее всего, из-за своих переживаний и раздумий о судьбе своего народа. В устных преданиях говорится, что он был сыном саятшы – охотника, дрессировщика ловчих птиц. Согласно одним источникам, он родился в Поволжье, по другим – его отец Сабит жил на берегу Сырдарьи в Приаралье и занимался охотой. Асан Кайгы похоронен в Шиелийском районе в пантеоне «Окшы ата».
Асан был одним из влиятельных биев правителя Золотой Орды и будущего основателя Казанского ханства Улу-Мухаммеда. В 50-е годы XV века в период политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кипчаке он поддержал противников хана Абулхаира –
молодых султанов Керея и Жанибека, которые в 1456 году основали в Западном Семиречье Казахское ханство. Асан Кайгы стал идеологом нового государства и выступал за объединение всех казахских родов. Уже почти столетний старец взял на себя миссию по формированию нового государства, давал советы хану Жанибеку, но своенравный и чрезмерно честолюбивый хан не внял советам аксакала. До наших дней дней дошли его жыры, в которых он резко критикует хана Жанибека: «Эй, хан! Кто ты для всех без слов моих? Но даже мой высокий стих твоих ушей не достигает».
В те смутные времена Асан Кайгы выдвинул свою теорию под названием «ымырага келу» (прийти к соглашению). Разумеется, речь идет о прекращении междоусобиц между племенами, взаимопонимании между властью и народом, о попытке жырау создать из осколков Золотой Орды сильную единую страну.
В этих целях Асан начинает проводить активную агитацию в народе, публичные выступления, резко направленные против тех правителей, которые свои личные амбиции ставили выше интересов народа.
Жырау призывал народ к единству, верности заветам предков, критиковал хана Жанибека за его привязанность к роскоши, пирам и охотам.
Асан Кайгы вошёл в народное сознание как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель надежд простых людей на новую жизнь. Отсюда его мечты об обетованной земле, идеи любви и сострадания, трагизм его мироощущения, в связи с чем Ш.Уалиханов назвал его «кочевым философом».
В пяти километрах от аула Байгекум Шиелийского района расположен пантеон «Окшы ата», где находятся захоронения великих личностей. По исследованиям ученых, именно здесь  нашел вечный приют сказитель и философ Асан Кайгы.
Мавзолей Асана ата относится к ХVІ веку. Портально-купольное сооружение выполнено из красного кирпича. Купол и подкупольное помещение опираются на прямоугольный портал размерами 3,8 и 6,98 метров. Общая высота сооружения от основания до вершины купола  – 7,76 метров. Восьмигранная конструкция купола состоит из угловых стрельчатых арок. Внутренние стены мавзолея оштукатурены глиносаманным раствором.
Мавзолей Асана ата можно по праву назвать достоянием всех тюркских народов Центральной Азии. Поклониться памяти великого предка приезжают туристы и паломники из Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана. Историческая ценность памятника была отмечена еще в советское время – постановлением Совета Министров Казахской ССР в 1982 г. мавзолей Асана ата был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения и взят под охрану государства.
Кызылординские вести / Четвертая полоса 01 ноябрь 2017 г. 2 025 0