ИСТОРИЯ ОДНОЙ УТОПИИ
В редакцию обратилась Лана Берндл, режиссер-документалист, автор, журналист и диссертантка Института современной истории Венского госуниверситета.
— Я более года занимаюсь коммуной "Ульфельд", — пишет она, — собираю по крупицам материал, ищу родственников и людей, что-то знающих об этом в Казахстане. Буду очень признательна, если вы опубликуете этот материал.
4 марта 1926 года группа из около 210 австрийцев отправилась в долгий путь в Советский Союз, в Казахстан, чтобы основать там сельскохозяйственную коммуну "Ульфельд".
На то, что подвигло австрийцев ехать в далекий Казахстан и основывать там коммуну, были разные мотивы. Некоторые из них – в том числе примерно 40 коммунистов – верили в социалистическое построе-ние общества, другие просто хотели убежать от послевоенного бедствия Первой Австрийской республики и отсутствия будущих перспектив у себя дома.
Эмиграция из Австрии в двадцатые годы была вызвана массовой безработицей и нищетой. Она также стала не последним средством для облегчения рынка труда. Многие австрийцы, например, уехали в Бразилию. Было много случаев, когда желающие эмигрировать писали в своих паспортных заявлениях в качестве профессии «фермер», хотя они таковыми никак не являлись.
Было также много обществ и объединений, призывающих к эмиграции.
Oдним из таких объединений, которое вербовало людей к эмиграции, было „Республиканское объединение бывших участников и жертв Первой мировой войны Австрии“ (RVKKÖ – Republikanische Vereinigung ehemaliger Kriegsteilnehmer und Kriegsopfer Österreich), которое после Первой мировой войны насчитывало более чем 1000 членов. Глава объединения Карл Уль привлекал премиями для эмигрантов, которые финансировала молодая республика или город Вена. Это объединение способствовало эмиграции в Советский Союз, поскольку во время Первой мировой войны многие были в плену в России, и некоторые из них знали даже русский язык и были знакомы с условиями в этой стране.
Многие эмигранты продали свои дома и мебель для того, чтобы уехать в Советский Союз, но денег все равно не хватало, поэтому потребовался еще один год, пока нашли деньги.
После трехнедельного, сложного переезда австрийцы прибыли в казахскую деревню Сабулак вблизи Кзыл-Орды и получили им выделенный земельный участок (2500 гектаров) на реке Сыр-Дарье, который практически невозможно было обрабатывать. Арендный договор был заключен на 20 лет.
Кзыл-Орда приняла эмигрантов зловещими морозами, песчаными штормами и полной безнадежностью. На месте совсем ничего не оказалось, ни строений, ни простых жилищных условий. Нужно было начинать всё с нуля.
Члены коммуны взяли с собой из Австрии собственность в форме инвентаря и различных материалов, а также наличку. Прибытие австрийцев в Сабулак, а также западное, современное оборудование вызвало большую сенсацию у локального населения. За полтора месяца коммуну посетило более 1000 человек, включая педагогов, фермеров, врачей, иностранных делегаций, репортеров.
Австрийцы строили дома в коммуне и пытались возделывать зерно и картофель на степной соленой земле. При этом они должны были бороться против песчаных бурь, мороза и других сложных климатических условий. Среди коммунаров были преимущественно индустриальные рабочие и горнорабочие, которые должны были усваивать сельскохозяйственные знания.
В различных архивных документах можно найти: абсолютное большинство коммунаров (88%) не имело опыта в проведении сельскохозяйственных работ.
В коммуне не было хорошей организации, царил беспорядок, в работе не было хорошего планирования.
На встречах были постоянные столкновения, придирки, никто не верил в собственные силы. Кроме того, рабочая дисциплина всегда нарушалась и предпринимались попытки убежать из коммуны. Были недостатки и ошибки в руководстве коммуны и партийной ячейки. Усилия и вера в светлое будущее были небольшими, не было четко организованного производства, которое подталкивало бы людей к достижению высоких результатов. Не случайно местные органы даже пытались отправить опытных фермеров, а также партийных организаторов на работу в коммуну.
Для этого существовал целый ряд причин: многие коммунары не могли прижиться в суровых условиях, они потратили много времени на культивирование почвы. Некоторые по прибытии разбежались, поскольку не переносили климат. Плохая пища, неадекватная гигиена, отсутствие денег, личное соперничество, нехватка опыта и т. д. Были сопротивления против выполнения сельскохозяйственных работ, отсутствия необходимого образования и сельскохозяйственного опыта и т. д.
Среди коммунаров фактически было только 10% крестьян и сельскохозяйственных рабочих, всего три фермера.
Однако коммунарам все-таки удалось построить оросительный канал длиной 6 км, раскорчевать и вспахать много десятин земли, вырыть несколько колодцев и другое.
К сожалению, собранный урожай был очень плохим и мог удовлетворить только 10% собственных потребностей. Таким образом, нельзя было заниматься только сельскохозяйственным производством: социальный состав колонии, плохой урожай и т. д. Коммунары были вынуждены заниматься другими видами деятельности. B коммуне работали пошивочная мастерская, сапожная мастерская, машинный цех и пекарня, которая поставляла на всю Кзыл-Орду. Тем не менее, был сильный дефицит рабочей силы.
Жилье стоило коммуне очень много, денег не хватало. Руководство коммуны все же решило, что должны приехать еще больше коммунаров из Австрии. Таким образом был и второй заезд. Но во въезде в Советский Союз большинству отказали, могли приехать только члены семей. В 1927 в коммуну прибыли еще примерно 90 человек, члены семьи первых колонистов из Австрии. Это были преимущественно женщины и дети.
Таким образом финансовое положение в колонии уже через один год стало катастрофическим. Со стороны Казахского правительства было принято решение помочь коммуне и дать дополнительные средства. В том числе предоставить долгосрочный кредит – 60 000 руб., безвозвратную поддержку – 60 000 руб., и для питания – 10 000 руб.
Но это решение не могло помочь. 26 марта 1927 управление коммуны приняло решение, что члены коммуны не смогли победить объективные и субъективные трудности, «поэтому находит следующие финансовые попытки со стороны правительства КССР для сохранения коммуны нерациональными. Поэтому управление коммуны просит принять меры к роспуску коммуны. Одновременно управление выражает пролетарскую благодарность Коммунистической партии большевиков и Советской власти за до сих пор оказанную материальную и моральную помощь и просит дать возможность членам коммуны остаться на территории СССР».
27 марта 1927 года колония была распущена, согласно резолюции управления коммуны. Ликвидационная комиссия начала продавать инвентарь и машины по очень низким ценам. Главное здание коммуны после ее роспуска использовалось потом как Дом отдыха для комсомольцев.
Некоторые коммунары возвратились в Австрию, другие остались в Советском Союзе, в том числе 13 человек, среди которых были столяры, слесари и монтеры. Они основали артель "Солидарность" в казахской столице Алма-Ате во главе с коммунистом Альфредом Гофлингером.
Судьба оставшихся в Советском Союзе коммунаров практически не исследована.
Ульфельдерцы, оставшиеся в СССР, быстро исчезли из памяти в Австрии и были забыты. Трудно сказать, сколько экс-Ульфельдерцев стали жертвами Сталина. Большинству из них была приписана «шпионская деятельность», и они были арестованы и расстреляны НКВД.
В течение года я изучалa этот проект в различных архивах Казахстана, Австрии, России и работаю над проектом документального фильма. Эта история была полностью забыта и очень мало изучена. Я хотелa бы просить всех, кто что-то об этом знает, связаться со мной по мейлу: lana.berndl@gmail.com. Я также была бы очень рада, если бы нашлись родственники бывших членов коммуны.
Вы можете также прочитать о моем предыдущем документальном фильме об австрийских военнопленных в Казахстане:
http://derstandard.at/2000011273533/Die-Strasse-der-Oesterreicher-am-Ende-der-Welt
Проект, кстати, закончен и был хорошо принят на многих мировых кинофестивалях и презентациях.