Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА Кызылординская земля является родиной выдающихся личностей – великих батыров, поэтов и сказителей, ученых и философов, сыгравших важную роль в истории казахского народа. Воздвигнутые потомками в их честь мавзолеи и мазары являются ярким свидетельством безграничного уважения к памяти великих людей, оставивших след в истории не только казахского народа, но и всей тюркской цивилизации.
Один из них – мавзолей Хорасана ата, расположенный в Жанакорганском районе в 20 километрах к юго-западу от аула Жанарык.
По исследованиям ученых, Хорасан ата жил предположительно в конце VIII – начале IX века. Его настоящее имя – Абдижалел баб. Исторические данные о нем сохранились в архивах Ташкента. Согласно этим документам, в начале IX века с целью распространения ислама из арабских стран на территорию современной Центральной Азии и Казахстана прибыла группа миссионеров во главе с Абдижалелом бабом. Вместе со своими сподвижниками Кылышты ата, Кылауз ата, Баксайыз ата он принес в присырдарьинские степи ислам, выполнял важную миссию по распространению грамотности среди местного населения – учил детей, строил школы-медресе. Как рассказывает проживающий в Жанакоргане потомок Хорасана ата Абилгазы Тулегенов, он был не только ученым, но и батыром, и полководцем. Со своим знаменем, которое сохранилось у его потомков, он приехал из Аравии для распространения ислама. На нем даже есть надпись – 654-й год.
Его отец Абдрахман баб был правителем города Шам. Абдижалел баб со своим войском завоевал города Исфахан, Тебриз, Мазандаран, Балх и крепость Хорасан в Иране. Жителей крепости Хорасан он обратил в ислам, ввел арабское письмо и способствовал развитию культуры. Своим именем «Хорасан» он обязан этому городу.
Через Термез, Бухару, Фергану и Шаш он приехал в Кызылкумы и остановился на острове Тотыкус на реке Сырдарье (территория нынешнего Жанакорганского района). Хорасан ата открыл несколько школ, медресе.
Этот человек был известен также как целитель и знахарь, лечил больных оспой. Способ, который применил Хорасан ата для лечения оспы, был известен на Востоке еще в древности. Его описывали Абу Бакр Ар-Рази и Авиценна.
В народе существует легенда о смерти Хорасана ата. По преданию, его давний недруг правитель Жента Сарытонды Утемис с войском окружил поселение и убил Хорасана ата, совершавшего в это время утренний намаз, учинил расправу над мирными жителями. Узнав об этом, родной брат Хорасана ата, правитель Багдада Исхак баб жестоко отомстил. Пленив Утемиса, он приказал живьем замуровать его в стену строящейся крепости, которая позже получила название Шолаккорган.
После смерти Абдижалела баба на месте его захоронения был построен мавзолей. Строительство мавзолея было начато в 1890-м, а закончено в 1898-м году. Его автор – А.Бабажанулы. Позже здесь построили в его честь мечеть, которая в годы Советской власти была разрушена. В 2005 году после обретения независимости мавзолей был отреставрирован. Активное участие в этом приняли многочисленные потомки Хорасана ата во главе с Изатуллой Шарапулы из Узбекистана. Мавзолей с двумя куполами высотой в 14 метров виден издалека, рядом находится мавзолей его сына Усеина. Длина строения – 16 метров, ширина – 8.
Возле мавзолея Хорасана ата находится одно из самых необычных сооружений в стране – копия священной для всех мусульман Каабы. Ее происхождение и предназначение – загадка. Одно из преданий приписывает честь появления этого сооружения сыну Хорасана ата Усеину. Как истинный мусульманин Хорасан ата пять раз в день читал намаз. Но во время утреннего намаза он исчезал. Усеин не мог понять, куда уходит отец, и однажды спросил его об этом. Хорасан ата ответил сыну, что одну часть намаза он читает в Мекке в доме Аллаха. Тогда Усеин обещал отцу перенести Каабу. Хорасан ата был удивлен этим заявлением сына, но решил его испытать. И однажды он увидел тень Каабы, которая парила над местностью. Тогда он попросил сына отнести святыню на место и начертил ее тень. Это место обнес камнями, чтобы никто не мог случайно наступить на него. Там и была построена копия Каабы, внутри которой лежат огромные камни, которые нельзя вынести. Никто не знает, для чего они. Но известно, что лежат они там с VIII
века.
Возле копии Каабы есть колодец со священной водой. Считается, что вода из этого колодца целебная и исцеляет от многих болезней. Местное население свято чтит память о Хорасане ата. Сюда стекаются толпы паломников и туристов. Для них здесь созданы все условия, есть дом для ночлега, обслуживающий персонал. Мавзолей Хорасана ата является памятником архитектуры и истории местного
значения.