• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СНИТСЯ АНГОЛА И ОКЕАН...

Максут ИБРАШЕВ
Была поздняя осень 1977 года. Размеренно шла служба в воинской части №11717, расположенной в городе Свислоче Белорусской ССР. Вдруг в срочном порядке объявили построение личного состава, где огласили приказ о командировании в одну из африканских стран 18-ти военнослужащих. О конкретном месте солдатам сообщили только перед посадкой в самолет. Совершив две посадки в Каире и Браззавилле, наши военнослужащие приземлились в ...Анголе. Среди командированных было трое солдат из Кызылординской области – Бахыт Анафияев, Сергей Турчев и Мурат Бадраков...
За два года до этого, 11 ноября 1975-го, Ангола объявила государственную независимость, за которую боролась  с португальскими колонизаторами в течение четырехсот лет. Внутренние волнения превратились  в серьезный региональный конфликт, в который  были вовлечены Куба, США, Советский Союз. Этим и объяснялась отправка советских военнослужащих в Анголу...
Луанда, столица страны, встретила советских воинов тропической жарой в 35 градусов по Цельсию. Кстати, самая низкая температура в Анголе в январе, когда столбик термометра не опускался ниже 25 градусов.
-Не знаю как другие, - вспоминает Бахыт, - но эту жару мы, кызылординцы, переносили нормально, ведь нам не привыкать.
И как поведал далее Б. Анафияев, их всех до вылета из Союза переодели в гражданскую одежду, а во время подготовки “гэбэшники” обучали основам разведывательной работы, особенностям ведения боя в тропических лесах. Строго запрещалось вступать в какие-либо контакты с местным населением.
-Такого убожества и нищеты я нигде не видел, - продолжает Б. Анафияев. - И если в Луанде жизнь более-менее налажена, то в провинциях нет абсолютно никаких условий для нормальной человеческой жизни. Единственной одеждой и у мужчин, и у женщин была полоска материи, которой прикрывали, так сказать, причинные места.
Задачей солдата была охрана важных объектов - военных баз, аэродромов, доставка на автотранспорте боеприпасов, продуктов и техники нашим подразделениям, дислоцированным в разных частях Анголы. При выезде в рейс выдавали два магазина к автомату Калашникова и при необходимости ручные гранаты – РГД. Поскольку их в Союзе готовили как водителей-универсалов, то приходилось перегонять из одного конца Анголы в другой БМП и БТРы.
– Дружелюбное к нам днем население почему-то ночами постоянно устраивало фокусы: местные жители подбрасывали нам гранаты или же открывали стрельбу из автомата на поражение, - говорит Бахыт. - Но мы старались не отвечать на такие провокации. Позже выяснилось, что нищенствующее местное население толкали на это боевики экстремистской организации УНИТА.
Наши земляки на Родину вернулись живыми и невредимыми, хотя смерть не раз глядела прямо в глаза.
Много о чем еще рассказал Бахыт. Например о том, что если в Белоруссии солдатам выдавали денежное довольствие в семь советских рублей, то для находившихся за границей оно увеличилось до 60 рублей в месяц. Таким образом, перед де-мобилизацией у ребят скопились немалые по тем временам деньги, чтобы позволить себе купить дефицитные тогда в Союзе американские джинсы, футболки,  очки, магнитофон. Одним словом, улыбается Бахыт, подарков хватило всем многочисленным родственникам и друзьям.
- Обратная дорога была длинная – бороздили Атлантический океан, Средиземное, Черное моря свыше месяца, пока наконец не прибыли в Севастополь. Оттуда ребят отправили в Москву, где они прошли и спецпроверку, и идеологическую обработку в КГБ. С них взяли подписку о неразглашении в течение десяти лет сведений о том, где служили.
По возвращении домой Бахыт поступил в Шымкентский совхозтехникум. Успешно закончив его, работал снабженцем на
Шиелийской базе «Агропромтехники», затем на два года уехал в Красноярский край, где был начальником участка на лесозаготовках. Вернувшись в Шиели, некоторое время работал инженером в РАПО, снабженцем в АО «Арна-31». А с наступле-нием рыночных отношений решил заняться предпринимательством. Попробовал, и это у него стало неплохо получаться.
Со своим однополчанином Сергеем Турчевым из Кызылорды он общался до недавнего времени, пока тот не переехал в Сверд-ловскую область. Со вторым   «ангольцем» Муратом  Бадраковым  они постоянно на связи... Мурат сейчас живет в Кызылорде и трудится на железной дороге.
- Мне иногда снится  Ангола, Атлантический океан, - вспоминает Бахыт, - и я ничуть не жалею. Мы, солдаты, служившие в Анголе,  были далеки от политических интриг руководителей сверхдержав, мы просто выполняли свой воинский долг перед Родиной.
На снимке Б. Анафияев в центре вместе с ветеранами  войны.
Кызылординские вести / Четвертая полоса 10 ноябрь 2017 г. 533 0