УМЕЙТЕ ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ПРАВА
Наталья ЧЕРНЕЙ
Мы живем в эпоху потребления, и хотим того или нет, все являемся потребителями различных товаров и услуг. И, конечно, желаем, чтобы качество предоставляемых нам услуг было на высоком уровне. В апреле прошлого года в Казахстане был принят обновленный Закон «О защите прав потребителей». В итоге появилось много полезных для граждан поправок. В этом году сферу защиты прав потребителей Казахстана постигли очередные изменения. Департаменты защиты прав потребителей были реорганизованы в департаменты охраны общественного здоровья, и с 1 апреля отделы защиты прав потребителей официально вошли в структуру Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей РК и его региональных представительств на местах. На некоторые вопросы, интересующие читателей «КВ», отвечает руководитель отдела защиты прав потребителей Еркасым Сулейменов.
- Какие меры применяются к продавцу, если товар продан не по цене, указанной на товаре?
-В соответствии со статьей 24 Закона РК «О защите прав потребителей», продавец обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.
За обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или иной обман потребителей предусматривается административная ответственность по статье 190 Кодекса РК об административных правонарушениях в виде штрафа.
-От организации по поставке электроэнергиии принесли предупреждение о задолженности за прошедший месяц, хотя эта квитанция была оплачена вовремя. Куда писать жалобу?
-Купля-продажа электрической энергии на розничном рынке осуществляется на основании договоров энергоснабжения, заключаемых потребителями с энергоснабжающими организациями (статья 18 Закона РК «Об электроэнергетике»). При этом оплата потребителями за потребленную электрическую энергию производится по платежному документу, выписанному энергоснабжающей организацией на основании фактических показателей приборов коммерческого учета, а при их отсутствии или временном нарушении – расчетным путем, за исключением случаев использования автоматизированной системы коммерческого учета энергии.
В случае если принесли документ о задолженности за уже оплаченную энергию, необходимо обратиться с претензией в энергоснабжающую организацию, возможно, документ отправили ошибочно, в противном случае – в судебные органы.
В силу требований статьи 19 Закона РК «Об электроэнергетике» потребители электрической и тепловой энергии имеют право в том числе обращаться в суд для решения спорных вопросов, связанных с заключением и исполнением договоров.
- Купили в магазине рулет с черникой, а в составе черники не указано, лишь ароматизатор. Может ли этот продукт так называться?
- Согласно техническому регламенту Таможенного союза, если в составе используется ароматизатор, наименование компонента, замененного этим ароматизатором и не входящего в состав пищевой продукции, допускается включать в наименование пищевой продукции только с использованием слов - со вкусом и (или) с ароматом. То есть продукт должен называться «рулет со вкусом черники», или «рулет с ароматом черники», или «рулет со вкусом и ароматом черники», и никак иначе.
- Как быть, если продавец отказал в обмене товара ненадлежащего качества?
- В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона РК «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления им требования о его замене продавец обязан заменить его незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки (экспертизы) качества товара продавцом или изготовителем в течение тридцати календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый аналогичный товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.
В случае отсутствия необходимого товара замена должна быть проведена в течение десяти календарных дней со дня предъявления требования. Если продавец проигнорировал и отказал в обмене, то закон на вашей стороне. Для защиты своих прав нужно обратиться с претензией непосредственно к самому продавцу или в Общество защиты прав потребителей, в противном случае – в судебные органы.
- Что делать, если в магазин не пускают с детской коляской?
- Магазин не имеет права запретить вам вход с коляской. Некоторые магазины при таком запрете могут руководствоваться внутренними правилами и уставом. Однако помните, что закона, запрещающего вход в магазин с коляской, нет, но есть статьи в Конституции и в Уголовном кодексе Республики Казахстан, которые охраняют ваши права и права вашего ребенка. Согласно им права и свободы человека не могут ограничиваться и являются действующими там, где это не лимитировано законом. Таким образом, никакой внутренний устав магазина не может запретить вашему ребенку, физически не способному перемещаться вне коляски, заходить в магазин.
- Можно ли фотографировать товары в магазине?
- Магазин - это общественное место, а в общественных местах фотографировать можно. Согласно статье 20 Конституции Республики Казахстан, любой гражданин имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Вместе с тем, в соответствии со ст. 18 и п. 12 ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей» вы не только имеете полное право осуществлять фото- и видеосъёмку, но и предъявить её в качестве официального доказательства вашей покупки. Таким образом, если охранник магазина попробует запретить вам снимать в магазине в личных целях, вы смело можете ссылаться на Конституцию Республики Казахстан и Закон РК «О защите прав потребителей» и вызывать полицию.
- Как поступить, если товар в магазине случайно разбился или повредилась упаковка?
- Если вы случайно разбили или испортили товар, который вами еще не куплен, то вы не обязаны за него платить. Пока товар находится на территории магазина, за него отвечает именно магазин. Ответственность за товар переходит к покупателю только после получения чека – об этом говорится в статье 411 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Администрация заведения должна создать условия для сохранности своих товаров, например, поставить ограждения или даже постелить ковры. Другое дело, если покупатель разбил товар умышленно, то он обязан заплатить. Но прежде магазин должен доказать это в судебном порядке, предъявив, например, запись видео-камер.
- Правомерно ли поступает исполнитель услуг по обслуживанию домофона, требуя с жильцов, не имеющих домофонной трубки в квартире, оплату за пользование домофоном?
- Домофонная система, состоящая из входной двери с блоком питания, блоком вызова, блоком управления электромагнитного замка и блоком коммутатора, установленная в многоквартирном доме, не является собственностью одного жильца, а принадлежит всем собственникам квартир, то есть является общедомовым имуществом, переговорное устройство, находящееся за порогом жилища (в квартире) является собственностью владельца квартиры (п.1 ст. 238 Гражданский кодекс РК).
В соответствии с п.1 ст. 51 Закона РК «О жилищных отношениях» собственники помещений (квартир) обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества объекта кондоминиума. Расходы на содержание общего имущества объекта кондоминиума производятся ежемесячно. Размеры расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума устанавливаются соразмерно доле собственника помещения (квартиры) в общем имуществе.
В соответствии со ст. 189 Гражданского кодекса РК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, то есть переговорного устройства, находящегося за порогом жилища (в квартире) , являющегося собственностью владельца квартиры.
Таким образом, вы обязаны оплачивать услугу домофона.
-На рынках и в магазинах часто можно встретить, что перележавшие помидоры, виноград, хурму, даже битые яйца и другие испорченные продукты продают по низким ценам. Законно ли это?
- Нормы работы магазинов определяются санитарно-эпидемиологическими требованиями к объектам оптовой и розничной торговли пищевой продукцией (приказ №358 главы Минздрава от 31 мая 2017 года). В этих правилах используется понятие «санитарный брак», дословно - это «пищевая продукция с измененными органолептическими и потребительскими свойствами, возникшими вследствие нарушений в ходе технологической операции, перевозки и (или) складирования, реализации, порчи, приводящими к невозможности использования ее по прямому назначению; пищевая продукция, упавшая на пол или загрязненная иным
путем».
Статья 90 требований прямо указывает: отпуск покупателям пищевой продукции, отнесенной к санитарному браку, не допускается. Такую продукцию должны собирать в специальную промаркированную емкость для последующей утилизации. К тому же, статья 92 не позволяет продавать пищевую продукцию, которая имеет явные признаки недоброкачественности, отличные от признаков, указанных в нормативных документах и (или) технической документации изготовителя такой пищевой продукции.