Максут ИБРАШЕВ Мечеть «Актас ата» расположена в шести километрах к югу от станции Бесарык Жанакорганского района. Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 1982 года она была взята под охрану государства как памятник истории и культуры. Рядом с мечетью находится усыпальница Айкожи ишана. Оба объекта благодаря государственной программе «Культурное наследие» были отреставрированы.
Мечеть представляет собой купольное сооружение без портала, выполненное из обожженного кирпича на глиняном растворе. В плане имеет форму, приближенную к квадрату, с размерами сторон 19x18,6 м. Высота до вершины купола 19,15 м. Переход от четверика к восьмерику, на который опирается купол, выполнен за счет угловых стрельчатых арок и арок в стенах четверика.
Она единственная монументальная купольная мечеть в низовьях Сырдарьи, то есть из разряда уникальных. Историческим памятникам уже более 130 лет – они были возведены в 1884 году. Кем же были и чем знамениты Актас ата и Айкожа ишан?
Если об Айкоже ишане достоверных исторических сведений предостаточно, то об Актасе ата или Актасе аулие (святом Актасе) они крайне скудные, можно сказать, на уровне легенд и предположений.
Согласно одной из версий, человек по имени Актас прибыл в здешние места в VII веке в числе арабских воинов-миссионеров проповедовать ислам и погиб от рук язычников. Впрочем, повторюсь, это только предположение. Что касается Айкожи ишана, усыпальница которого находится рядом с мечетью, то жил он в 1773-1858 годах. С детских лет у него была тяга к знаниям и изучению религиозной литературы. Вместе с караваном, который проходил через Сауран и Сыганак, он уехал учиться в медресе в Ташкент. Через несколько лет его духовный учитель взял Айкожу с собой в Бухару, чтобы молодой человек продолжил учебу. Затем они вместе отправились в Афганистан изучать каноны ислама.
Вернувшись на родную землю, Айкожа проповедовал каноны традиционного ислама, призывал людей к смирению, убеждал богатых в необходимости соблюдать чувство меры, помогать бедным и страждущим.
После смерти Айкожи его сын Ибадулла-Максут решил вблизи места его погребения построить мечеть, но у него не хватало средств, тогда на помощь пришел зажиточный человек по имени Косым-Ташжан. Он, в частности, согласился выплачивать жалованье строителям мечети, которой решено было дать имя «Актас ата», и усыпальницы Айкожи ишана. Есть сведения о том, что при изготовлении кирпичей для постройки мечети вместо воды использовалось молоко верблюдиц.
Еще одна интересная деталь. В годы советской власти мечеть «Актас ата» пришла в запустение, а родник рядом с ней перестал источать воду. Но в самом начале нынешнего века, когда сюда стали приходить паломники и туристы, родник вновь забил.
Фото автора