Жанна СРАЖАДИНКЫЗЫ История Приаралья уходит своими корнями в глубину тысячелетий. В 40-50-е годы прошлого века ученый-археолог Сергей Толстов, возглавивший Хорезмскую этноархеологическую экспедицию, писал, что здесь находится «узел этногенеза казахов». Безмолвными свидетелями давно минувших дней являются сохранившиеся на территории Кызылординской области мавзолеи и мазары. По справедливому утверждению известного ученого-археолога К.Байпакова, в свете изучения происходивших здесь исторических процессов ясно вырисовывается облик народа, имя которому – Қазақ елi.
В Шиелийском районе в пяти километрах к востоку от аула Байгекум расположен пантеон Окшы ата, где похоронены известные люди, жившие сотни лет назад. В народе его еще называют пантеоном семи святых. По всей вероятности, эта цифра взята условно, так как у казахов число семь считается магическим, священным. На самом деле число захоронений намного превышает указанную цифру. По свидетельству ученых, пантеон существовал задолго до возведения мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане и обычай хоронить великих людей в одном избранном месте берет свое начало именно от пантеона Окшы ата.
Название пантеона вовсе не значит, что Окшы ата был похоронен в нем первым. В начале XX века ученый-востоковед Каллаур писал в своих воспоминаниях, что видел полуразрушенные строения и груды обожженного кирпича и что, вероятно, это было городское поселение. Среди всех этих развалин возвышался купол памятника Окшы ата. Возможно, именно поэтому пантеон был назван его именем. Здесь покоятся особо почитаемые в народе личности. Окшы ата, Асан ата, Гайып ата, Есабыз ата, Кыш ата, Досбол датка, Бала би.
Окшы ата жил в ХІ веке. Его личность окутана тайнами и легендами. Но судя по его мавзолею, он был незаурядной личностью. Простым смертным не воздают таких почестей. По некоторым источникам, его настоящее имя Ибрагим, по другим – Когентуп. Имя Окшы он получил по роду своей деятельности – во времена огузского хана Казана он был оружейным мастером. Его мастерская находилась в городище Бестам, развалины которого находятся в 20 километрах от поселка Шиели. Есть предположение, что великий философ и богослов Востока Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы. Как писал ученый-краевед Ауелбек Конратбаев, он был батыром, тысячником хана Казана и прославился в битве с врагами, защищая родную землю от иноземных завоевателей. Есть еще одна версия, согласно которой Окшы – выходец из Бухары, который был отправлен в сырдарьинские степи для внедрения ислама. Длина мавзолея Окшы ата, выполненного из жженого кирпича, – 7,15 метра, ширина – 7,10 метра, высота стен – 3,30 метра, высота купола – 3,35 метра. В рамках программы «Культурное наследие» в 2005 году была проведена реконструкция памятника.
Одно из древнейших захоронений в пантеоне – усыпальница Есабыза ата. Проповедник ислама, он помогал бедным, занимался врачеванием. Если верить преданиям, то святому Есабызу перед смертью приснился Окшы ата и сказал: «Я лежу тут один, будь мне спутником». На что Есабыз ответил: «Но ведь там пустыня, какова будет участь наших могил?»
Более поздними захоронениями в пантеоне времен Кокандского ханства являются мазары Бала би, Досбола датка. Бала би, судя по немногим источникам и материалам, родился в 1811 году в Байгекуме. Его отец Есенали имел четырех сыновей – Дилмамбета, Елеусиза, Шойынбека, Бименбета. Когда Бименбету исполнилось 13 лет, умер отец, и подростку пришлось познать горькую участь сиротства. Бименбет был не по годам умным, сметливым, самостоятельным. Воспитывался он у дяди Аргынбая, младшего брата отца, который часто брал его с собой на торжества и праздники, советы старейшин. И вскоре Бименбет стал известной личностью.
Он обладал незаурядными ораторскими способностями, владел даром убеждения, и его, несмотря на юность, часто приглашали решать спорные вопросы и конфликты. Народ прозвал его Бала бием, что означало «мальчик би».
До сегодняшнего дня сохранились в народе его искрометные выражения, крылатые слова, афоризмы и меткие определения, ставшие пословицами и поговорками. Не было ни одного спора, где бы Ба-ла би не выходил победителем. Силой ораторского дара, меткостью слова он отстаивал интересы народа и справедливость.
Есть немало свидетельств древней старины, и вместе с тем наша земля является олицетворением новой жизни, новых веяний, инноваций, духовности.
Как отметил Глава государства, особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.