Мира ЖАКИБАЕВА Любовь к родному краю воспитывается с детства. В школе у нас проводились классные часы, их вела наш классный руководитель Клавдия Васильевна Ходаковская. На них мы узнавали об истории своего города, да и сами не раз посещали местный краеведческий музей. Будучи студенткой педагогического института имени Н.В Гоголя (ныне КГУ имени Коркыта ата), краеведение изучала у известного ученого-историка Мади Киреева. Благодаря его интереснейшим лекциям многое из истории родного края запомнилось мне на всю жизнь. Храню я тетради с лекциями М. Киреева, которые, уверена, будут интересны моим детям и внукам.
На его лекции даже самые отъявленные прогульщики обязательно приходили. Уважали. И было за что. Мади Курманович никогда не читал их по конспектам. Он вставал у первого стола и рассказывал. Говорил, вспоминая мельчайшие подробности, все фамилии, даты, какие-то интересные факты по теме. Показывал нам документы, которые нашел в архивах Москвы, Ленинграда, Оренбурга, Ташкента. Благодаря этим лекциям мы многое узнавали о своем крае, о том, что происходило на нашей земле много лет назад. И не раз случалось, что даже звонок не мог прервать наше внимание. В перерыве мы сидели в аудитории, чтобы дослушать, чем же завершилось то или иное историческое событие. А когда мы студентами впервые увидели домашнюю библиотеку Киреева, его книги, просто онемели. Это настоящий клад.
Мади Курманович беспокоился о том, что в Кызылорде почти не осталось исторических памятников. Он говорил, что стирая с лица земли старые здания, мы получаем только магазины, рестораны, парикмахерские, торговые лавки, коттеджи. Да, эти объекты нужны. Но строить их на месте разрушенного первого в республике казахского театра — кощунство. Наше прошлое достойно уважения. И скромная табличка на том или ином доме, где происходили те или иные события социальной, политической, культурной жизни города, будет всегда напоминать о тех днях.
Мади Курманович много рассказывал об исторических местах, о памятниках архитектуры Кызылорды. Такими местами, характеризующими конец XIX – начало ХХ веков, были районы железнодорожного вокзала с расположенными постройками царского периода, исторический ансамбль в районе Старого базара, включающий здания бывшего КазЦИКа, военкомата, церкви, мечети и ряда других зданий.
Очень интересно рассказывал наш учитель о том, что в 1880 году в городе работали два кирпичных завода, две мельницы, несколько маслокачальных установок и пивной завод, который вырабатывал в год 16000 ведер пива. Сейчас на месте пивоваренного завода находится торговый дом «Агжан». На пересечении нынешних улиц Ауэзова и Токмагамбетова располагались ряды кузниц. В 1897 году в Перовске жило 5058 человек. В 1863 году здесь открылась библиотека и читальный зал. В 1885-м – школа «Намаз» при одной из мечетей, в 1901 году – русско-киргизское училище.
Имелась в Перовске и русско-туземная школа. С 1 января 1919 года были открыты четыре русские школы, четыре мужских и одна женская мусульманская школы, которые в дальнейшем были реорганизованы в казахскую, узбекскую и польскую школы. Одна из туземных школ, построенная по проекту генерала Брюнова в 1878 году, располагалась по улице Исы Токтыбаева.
Одним из хранителей истории города и яркой его достопримечательностью служит вокзал, построенный в 1905 году в стиле русской архитектуры. В 1907 году в городе начал работу аптечный магазин. Почтовое отделение стало работать в Перовске еще в 1868 году. В 1879 году в городе появился телеграф.
В конце XIX века на средства бухарца Айтбая Балтабаева была построена мечеть. После войны в здании мечети располагались сначала медресе, кинотеатр, затем школа-интернат. В 1970-81 годы – ковровый цех. Только с обретением независимости Казахстана мечеть обрела свой законный статус.
Церковь была также построена в конце XIX века. До 1982 года в её здании располагался историко-краеведческий музей. В 1989 году оно было передано в ведение русской православной церкви.
Вот отрывок из лекций М.Киреева о православном храме Казанской иконы Божьей матери: «Фонды государственного архива Москвы берегут немногочисленные сведения о нашем храме. Строительство его началось в 1890 году и продолжалось шесть лет. До этого времени служба в Перовске (такое название носил в то время наш город) шла в походной церкви, отстроенной в 1855 году. Первым священником в ней, как записано в архивах, был Лев Гороховский, который проводил службу, крестил младенцев, венчал военный и гражданский люд. Народ шел к нему со своими бедами и радостями. Освящение обители состоялось 6 декабря 1896 года. Девять колоколов украшали этот храм. Самый большой из них весил 136 пудов, это более двух тонн.
С приходом в Перовск Советской власти храм действовал еще лет пятнадцать. В 1937-м его отдали под общежитие депортированным в наши края с Дальнего Востока корейцам. В 1954 году здесь открыли краеведческий музей. И лишь только в 1990 году храм вернули верующим.
P.S. Материал подготовлен по документам из личного архива профессора КГУ имени Коркыта ата М. Киреева.