Имя режиссера, сценариста и продюсера Жанабека Жетируова зрителям хорошо знакомо по фильмам «Телқара», «Путешествие в историю Казахстана», «Атамекен», «Сырмен сырласу», «Махамбет», «Кенесары», «Желтоқсан алауы», «Записки путевого обходчика», «Аккыз», «Дүние жарық» и другим. Наверное, немногие знают о том, что он – уроженец казалинской земли, родившийся на станции Байкожа. Окончив в 90-е годы высшие сценарно-режиссерские курсы в Москве, с тех пор вносит заметный вклад в развитие отечественного киноискусства. Победитель и призер международных кинофестивалей «Евразия», «Верное сердце», «FIPRESCI», «Дух огня», заслуженный деятель Республики Казахстан, член Союза кинематографистов Казахстана Ж.Жетируов сегодня – гость редакции «КВ».
- Жанабек Ибайраханович, скажите, какие произведения в ближайшее время увидят отечественные кино-любители?- По заказу Министерства культуры и спорта РК весной 2017 года я приступил к экранизации повести классика казахской литературы Абиша Кекильбаева «Шыңырау» («Бездна»). Съемки завершены в октябре, сегодня подходят к концу и монтажные работы на киностудии «Казахфильм». Так что, если все будет в порядке, в нынешнем году фильм будет представлен широкой общественности. В ходе съемок прибегли к советам друга и соратника Абиша ага, поэта Светкали Нуржана. Картина богата яркими художественными декорациями и костюмами, романтическим природным ландшафтом мангистауской земли, Каспийского моря. В ней имеет место хитросплетение человеческих мыслей, биение сердец, любовь и ненависть – словом, все, что не оставит зрителей равнодушными, заставит задуматься о прошлом и настоящем. А если точнее, то по сюжету драматическая история одного человека, колодцекопателя Енсепа, описывает социальные проблемы казахского общества начала двадцатого века. В начале повествования герой сценария в зените славы. Он необыкновенно привлекателен своей могучей силой, редкими знаниями. Но именно героям судьба не прощает нравственных ошибок, давая горький урок. Народу нужна вода, а кто может лучше, чем он, вырыв колодец, получить воду в пустынной степи? На всем Устюрте нет мастера лучше него. Да и сам Енсеп не чужд гордыни: «Пока стоит этот колодец, мое имя никто не забудет». В нем нет простоты, доставшейся от дедов, участия и сострадания к родственникам. Но однажды в аул переселяется мужчина, который выкопает колодец глубже него. В итоге зависть и гордыня, погоня за славой губит героя фильма.
Конечно, сегодня в обществе большой популярностью пользуются комедии и «легкие» фильмы в жанре экшн. Но, несмотря на это, надеюсь, что моя работа найдет своих зрителей.
- В наши дни кино все чаще стали снимать звезды эстрады. На Ваш взгляд, такая тенденция будет способствовать развитию казахской киноиндустрии?- Нет, не будет. Фильмы, которые снимаются на частные деньги, не преследуют высоких духовно-нравственных целей, в них нет идеи возрождения нации. Конечная цель – заработать деньги. Например, прежние кассовые фильмы с участием Шварценеггера сегодня не популярны, поскольку в них, кроме стрельбы и погони, нет ничего такого, что могло бы заставить людей задуматься о вечном. Чтобы принять участие в кинофестивалях, некоторые псевдорежиссеры намеренно снимают фильмы, порочащие наши национально-культурные ценности.
- Несколько месяцев назад вышел в свет фильм Кайрата Нуртаса «Арман». По-вашему, он тоже…
- Да, он также снят в целях кассового сбора. По сюжету возлюбленная Кайрата будет изнасилована, он, в свою очередь, мстит. На этом все! Больше никакого смысла. Скажите, какое нравственное удовольствие от фильма может получить зритель? Конечно, право снимать кино имеет каждый. Но некачественные, бессмысленные «косметические» фильмы наносят огромный вред имиджу режиссерской профессии, вводят народ в заблуждение. Настоящий режиссер не только снимает фильмы, но и хорошо разбирается в музыке, литературе и истории, в народных традициях и обычаях.
- Как оцениваете уровень отечественного документального кино?- Если честно, у нас оставляет желать лучшего профессионализм современных режиссеров. Приблизительно начиная с 1995 годов, телеканалы стали активно снимать документальные фильмы. Как грибы после дождя, на свет стали появляться некачественные, порой не отвечающие своему предназначению и жанру, произведения. В режиссерской среде стало много дилетантов, считающих экранизацию документальных фильмов занятием легким и простым. Основная задача режиссера не только показать внешний образ героя фильма, но и его внутренний мир. Мы, профессиональные режиссеры, подходим ответственно к снятию фильма. Если в кинопроизведении не будет души, оно не найдет пути к зрителям.
- В одном из интервью Вы упомянули о том, что в Южной Корее наблюдается интерес к казахскому искусству жырау…- Да, с их стороны поступало предложение о совместной экранизации фильма о жырау. Но, как известно, любое начинание упирается в финансирование. Поэтому этот проект пока остался на словах.
- Нет ли у Вас идеи снимать фильмы о родной земле?
- Есть. Но, к сожалению, я не был на малой Родине почти двадцать лет, если не считать пары-тройки дней, которые я здесь побывал. Вместе с тем в преддверии 80-летия нашего земляка, ученого Мустафы Матаева снял документальный фильм «Ұстаздық еткен жалықпас», где подробно раскрыл его человеческие качества, педагогическое мастерство. После этого написал сценарий к фильму о Коркыте. Однако из-за материальных трудностей он так и не был снят. В ближайшей перспективе планирую экранизировать книгу-биографию «Мейірімге құштар жүрекпен» нашей землячки, одного из авторов прежнего Гимна Казахстана, поэтессы Жадыры
Дарибаевой.
Также у меня есть мечта снять фильм о наших предках-ишанах и ахунах, которые придерживались традиционного ислама, смогли сплотить общество. Например, мой дед Жетиру был учеником и последователем легендарного Акмырзы ишана. Уверен: то, что когда-то было задумано человеком, непременно претворится в жизнь.
Нам, живущим вдалеке землякам, импонирует, что аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев делает многое для социально-экономического развития региона, духовной модернизации общества.
- На Ваш взгляд, статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» послужит продолжению положительных изменений в отечественной киноиндустрии?- Прочитав статью, я очень обрадовался. Это значит, что в стране будут сниматься хорошие патриотические фильмы, которые поднимут национальный дух и самосознание. В своих выступлениях
Глава государства постоянно отмечает необходимость глубокого изучения истории и культуры страны. Кроме того, у нас планируется принятие специального закона о кино, открытие студии «Астанафильм». Все это вселяет надежду на развитие
отрасли.
- Спасибо за беседу.
Беседовал Жанибек ИСАЕВ.