• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СТРУНЫ ПАТРИОТИЗМА

 Вся жизнь профессора Казахского национального университета искусств в Астане Алмаса Алматова посвящена возрождению казахского искусства жырау. Впрочем, надо отметить, что и сам он виртуозно владеет этим жанром. Кроме того, это дотошный исследователь, который с трепетом относится к истории казахского народа и музыкального искусства. Своих учеников он учит любить Родину, воспитывает в молодых людях чувство патриотизма, долга и ответственности.
Искусство, уходящее корнями в глубокую древность, появилось вместе с зарождением сознательного этапа развития человеческой цивилизации. Сейчас казахстанские ученые имеют возможность изучать древние надписи орхоно-енисейского периода, которые относятся к VII-VIII векам. В них можно найти хвалебные оды, посвященные Култегину и Тоныкоку. Иначе говоря, эта культура появилась не одновременно с надписями на камне, истоки ее намного глубже.  
Отец  Алмаса Нурмахан Алматулы родился в 1900 году. Вплоть до своей кончины (умер в 1975-м) был суфием, хаджи. По словам сына, отец всегда пользовался уважением и почитанием людей. Однако, несмотря на это, он прошел тюрьмы и ссылки. Шестеро из девяти его братьев были расстреляны в годы сталинских репрессий. И лишь от двух братьев остались потомки.
Когда Алмасу было десять лет отец отвел сына к известному в округе Олжабаю жырау и попросил его, чтобы тот показал мальчику такие произведения, от которых, по его словам, было больше пользы и которые он считал богоугодным делом. Алмас стал лучшим учеником Олжабая жырау, который передал юноше пять толстых тетрадей, исписанных арабской вязью. После вечернего намаза отец читал сыну эти записи, а мальчик переписывал их. За то время, что ушло на переписывание содержимого пяти тетрадей, юноша выучил их наизусть. С тех пор, как говорит А. Алматов, осталась привычка заучивать стихи и песни наизусть. И уже в те годы он стал играть на домбре и петь.
Алмас с теплотой вспоминает свою маму Толеу Торемураткызы, которая была родом из аула известных в казахской степи Онгара жырау и Турмамбета жырау. Причем была не просто родом из этого аула, а приходилась близкой родственницей этим известным
людям.
Это было в 1976 году, когда Адмас отслужил в армии и вернулся в родные края. Он продолжал петь, часто выступал на сцене. Как-то молодого человека, поющего на сцене, увидел первый секретарь Кармакшинского райкома партии Елеу Кушербаев. Он распорядился, чтобы юношу из Кызылкумов доставили на слет животноводов. На слете он представил А. Алматова первому секретарю обкома партии Исатаю Абдукаримову и сказал, что молодой человек должен учиться. В свою очередь, И. Абдукаримов направил его к ректору Кызылординского педагогического института имени Н. Гоголя Омархану Камардинову и сказал: «Если ты хочешь учить талантливую молодежь, то начинай с этого юноши». Большую помощь молодому человеку оказал и первый секретарь обкома комсомола Оналбек Сапиев. Эти люди, по словам А. Алматова, и стали для него главной поддержкой, благодаря им он получил премию Ленинского комсомола, достиг сегодняшних вершин.
Большое значение для развития творчества оказала учеба на музыкальном факультете Кызылординского педагогического института имени Н. Гоголя и работа в составе ансамбля «Сыр сұлуы». Были замечательные люди, которые сумели разглядеть в нем талант и помогли развивать его дальше, оттачивать мастерство жырау. Это ученые во главе с доцентом пединститута Мулкаманом Калауовым и профессором Ауелбеком Конратбаевым, известный поэт Аскар Токмагамбетов. Так  юноша из далекого кызылкумского аула был принят в среду литераторов и людей искусства. Особую роль в становлении молодого жырау в то время оказал известный ученый-фольклорист Мардан Байдильдаев, благодаря стараниям которого стало возможным вывести творчество жырау на республиканский уровень.
Одной из ярких страниц своей биографии А. Алматов считает поездку в Париж - он может рассказывать об этом часами. Эта поездка стала одним из запоминающихся эпизодов в его творческой карьере. Тогда ему выпала большая удача в составе творческой бригады из СССР совершить поездку в ряд европейских стран. Впервые он выступил с концертами в Париже, Милане, Флоренции и Женеве.
Однако до поездки, как вспоминает профессор, пришлось изрядно поволноваться. Дело в том, что из Москвы пришла бумага, где было написано, что тексты полуторачасового репертуара А. Алматова должны быть переведены на русский язык. А это тексты народных песен в жанре «жыр», перевести которые на другой язык вряд ли кто возьмется и сегодня. И тогда исполнитель пришел к председателю областного радиокомитета Жаксылыку Бекходжаеву и попросил его помочь. Ж. Бекходжаев, в свою очередь, привел его к Токтагану Исмаилову, работавшему экономистом в областном отделе здравоохранения. Т. Исмаилов внимательно просмотрел тексты и сказал, что тексты непростые, нужно время. На что Ж. Бекходжаев ответил, что времени всего неделя, а ему остается всего пять дней.
А. Алматов до сих поражается тому, как Т. Исмаилов за столь короткое время мастерски сумел перевести сложные тексты на русский язык. А пока ехали до Москвы, Алмас выучил их наизусть.
Весь свой репертуар в Москве Алмас исполнил под домбру. Один из членов комиссии, пожилой мужчина спросил, какой это век. Когда молодой человек ответил, что это начало двадцатого, мужчина молча подошел к нему и пожал ему руку. Это означало, что разрешение на выезд за границу получено.
В Париже наши артисты выступали в Доме культуры народов мира. А. Алматов помнил, что в 1925 году впервые на его сцене выступил мэтр казахского песенного искусства, великий Амре Кашаубаев. И вот спустя шесть десятков лет на эту сцену посчастливилось выйти парню из Кызылординской области. Благодаря его выступлению с искусством жырау познакомились жители европейских стран.
Сказать, что в Париже наших артистов приняли хорошо, говорит А. Алматов, значит, ничего не сказать. После концерта его еще трижды приглашали в Париж давать сольные концерты. И это несмотря на то, что в составе бригады были представители всех союзных республик и народов Сибири.
Есть в Париже музыкальный городок, который называется Сити де ля музик. На церемонии его открытия покойный президент Франции Франсуа Миттеран торжественно перерезал ленточку и объявил, что право открытия предоставляет молодому исполнителю из Казахстана Алмасу Алматову. Только после 45-минутного концерта, который дал А. Алматов, на сцену вышел военный оркестр Вооруженных Сил Франции. Распорядитель сказал, что Алмас должен спуститься по лестнице и пройти по подиуму Эйфелевой башни. А у жырау, по его словам, нет такого, чтобы петь на ходу. И все-таки он прошел, а затем встал на середине сцены и начал петь.  
На каждом концерте зрители приветствовали его стоя, были нескончаемые овации. Кроме зала музыкального городка он выступал на сцене всемирно известного музыкального театра «Шатле». Кстати, А. Алматов был третьим артистом за всю историю Советского Союза, кому выпало счастье выступить на этой сцене.
С тех пор, как говорит профессор, с Парижем он поддерживает добрые отношения. А диски с его выступлениями были выпущены во Франции, США, Японии и других странах.
Летом 2016 года Алмасу Алматову исполнилось 60 лет. Это возраст, когда нужно подводить первые итоги. Как говорит профессор, сейчас перед ним стоит задача дать научное обоснование своему искусству. В 1987 году  его пригласили на стажировку в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы. В следующем году доверили должность заведующего кафедрой. Среди первых абитуриентов кафедры он называет хорошо известные сегодня имена Бекболата Тлеухана, Ержана Косбармакова и других. А в 1990 году секретарь Кызылординского обкома партии Оналбек Сапиев настоял на том, чтобы  известный исполнитель жырау вернулся в родные края. При его непосредственном содействии в Кызылординском государственном университете была открыта кафедра народной песни. В том же году приняли  первых пятнадцать студентов. Всего, если считать кафедру при  консерватории и Кызылординском университете, было подготовлено более двухсот квалифицированных исполнителей жырау. В 1998 году новая специальность «Традиционное искусство жыр» при КГУ была утверждена официально. Потом  удалось открыть специальные кафедры в КГУ имени Коркыта ата, Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, Казахском национальном университете искусств. Наряду с этим были открыты классы при музыкальных школах и специальные школы жырау. Первый Дом жырау имени Кошенея Рустембекова открылся в поселке Жосалы. Отделения открыты при Кызылординском музыкальном колледже имени Казангапа и Кызылординском гуманитарном колледже имени М. Маметовой. В результате всей этой работы в настоящее время студенты обучаются по таким специальностям, как жырау-филолог, жырау-фольклорист, жырау-музыковед и жыраутеоретик.
Более 35 лет своей жизни этот человек посвятил пропаганде и исследованию искусства жырау, подготовке учеников и считает, что достигнуты неплохие результаты. Он с гордостью говорит о своих учениках, среди которых академические доценты КГУ имени Коркыта ата Шолпан Баимбетова, Руслан Ахметов, лауреаты международных конкурсов Серик Жаксыгулов, Майра Сарсенбаева и другие. Сегодня его ученики трудятся почти во всех уголках Казахстана.
В 2016 году прошел международный фестиваль «Музыка Великой степи», посвященный 60-летию заслуженного деятеля искусств Казахстана, кавалера ордена «Парасат», ученого, жырау Алмаса Алматова. В мероприятии приняли участие представители Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Турции. В рамках фестиваля состоялась презентация исторической книги-дастана Алмата Алматова «Шыңғыснама», одноименного музыкального эпоса на СД-диске, а также еще одной книги ученого – «Жыр керуені».
Казыбек КАМАЛУЛЫ

Кызылординские вести / Четвертая полоса 20 январь 2018 г. 827 0