Старшее поколение должно помнить, какой была воздушная гавань главного города нашей области в середине 60-х годов прошлого столетия. Расположилась она на окраине города среди зарослей джингиля, колючих кустарников.
Два саманных дома с оградой, один из которых приспособили под аэровокзал, внутри которого едва умещались 7-8 человек. Автобусы не ходили. На грунте стояли несколько самолетов Як-12 и Ан-2, а рядом с ними домик с тепляком для техобслуживания самолета
Ан-2, 4 машины ПАРМ (полевые авиаремонтные мастерские), палатка и грунтовая взлетно-посадочная полоса в несколько сотен метров. При взлете, рулении и посадке с этой полосы поднималось облако пыли. Технарей, встречавших и провожавших рейсовые самолеты, покрывало пылью и песком. А в дождь грунт вообще превращался в скользкое тягучее месиво. Авиарейс до Алма-Аты выполнялся на двухмоторном самолете Ил-14. Отмечу, что где-то в начале 60-х годов прошлого века на основе Чимкентской авиа¬эскадрильи, базировавшейся в Кзыл-Орде, и Джусалинского аэропорта, эвакуированного в Кзыл-Орду, создается 28-я отдельная авиаэскадрилья, которая выполняла почтово-пассажирские авиарейсы по местным воздушным линиям. В то время только в Кзыл-Орде не было искусственной взлетно-посадочной полосы с рулежкой, перроном, стоянкой самолетов и аэровокзалом. Чувствовалась отсталость области по сравнению с другими.
Конечно, так дальше продолжаться не могло, кто-то должен был начать улучшать ситуацию. Таким человеком стал выпускник Ленинградского высшего авиационного училища, пилот-инженер, казах, наш земляк — Дмитрий (Мадениет) Аббасович Душимов. Ему первому было суждено создать Кзыл-Ординское авиапредприятие — объединенный авиаотряд, командиром которого его назначили приказом министра гражданской авиации СССР в 1967 г.
Да, какой может быть аэропорт без искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежки, перрона, стоянки самолетов, аэровокзала, без кадров, жилья, общежития, светотехнического оснащения, радиолокационного оборудования периметрового ограждения территории аэропорта, складов горюче-смазочных материалов и материально-технического снабжения, административного здания, здания под тренажер самолета Ан-2, сооружения для технического обслуживания самолетов, мастерских и др.
Но для создания необходимой материально-технической базы нужны были деньги, и при этом немалые. Областной бюджет не осилит такое громадье. Нужно идти просить «Верха». «Верхом» я называю Правительство Казахской ССР и Министерство гражданской авиации СССР. На счастье Д.Душимова первым секретарем Кзыл-Ординского обкома КПСС, депутатом Верховного Совета СССР в то время был Х. Бектурганов, который всецело его поддержал и помогал всесторонне. Д. Душимов вместе с Х. Бектургановым в Москве побывали на приеме у министра гражданской авиации, маршала авиации СССР Б.Бугаева. А до этого они посетили Правительство КазССР. На этих встречах им обещали оказать всестороннюю поддержку.
Все это говорит о смелости, решительности, настойчивости, грамотности и, как сейчас модно говорить, патриотизме. И как результат всех этих переговоров в верхах летом 1968 года сдается в эксплуатацию искусственная ВВП (ныне проспект Астана), рулежка (ныне ул. М.Шокая), стоянки самолетов (ныне там многоэтажки), а годом позже аэровокзал (ныне автовокзал, привокзальная площадь для автобусов и такси). Административное здание, в котором разместились командование, штаб, штурманская и другие отделы. В центре города открылось Агентство по продаже предварительных авиабилетов.
В том же знаменательном 1968 году на новую полосу начал совершать рейсы высокоскоростной турбо-винтовый самолет Ан-24 (по тем временам комфортабельный и большой вместимости). Появились рейсы не только в Алма-Ату, но и в Москву и в Минводы. Большой радостью для авиаторов была сдача многоквартирного дома для работников аэропорта и общежития для молодых специалистов рядом с аэропортом.
Постепенно начали строить склады, ограждать территорию бетонными плитами. Работали своя котельная, столовая.
Решались и другие чисто функциональные задачи: перевозка пассажиров, почты, груза, применение авиации в народном хозяйстве(ПАНХ), кадровые вопросы и их рост, техническое оснащение и другие.
В бытность Д. Душимова руководителем авиапредприятия увеличилось количество рейсов по местным воздушным линиям не только в районные центры, но и в отдаленные населенные пункты области, особенно в Аральский район.
Экипажи самолетов Ан-2 принимали активное участие в сельскохозяйственных работах, выполняли аэросев, подкормку удобрениями с воздуха, авиапрополку риса, дефолиацию хлопчатника, работая не только в нашей области и республике, но и за ее пределами: в России, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Белорусии и на Кавказе.
Дмитрий Аббасович большое внимание уделял командно-летному, инженерно-техническому составу, их обеспеченности жильем, профессиональному росту, мастерству. Для чего проводились конкурсы профмастерства, специалисты направлялись на учебу в учебно-тренировочные отряды, курсы повышения квалификации, еженедельные технические занятия. В результате многие из них поднялись по карьерной лестнице, а некоторые стали руководителями областных авиапредприятий, такие как Токшылык Ахметов — командир Аркалыкского, Абжами Тлеу¬лесов — Чимкентского, Вадим Гусев, Жаксылык Дуйсенбаев, Уалихан Ашеков — Кзыл-Ординского, Уазифулла Ажмолдаев — Актюбинского авиапредприятий.
И еще одно историческое, знаменательное событие в жизни Кзыл-Ординского авиапредприятия да и в целом области — использование реактивных самолетов Як-40, получить которые было совсем не простым делом.
Стали выполняться авиарейсы из Кзыл-Орды: в Алма-Ату, Талдыкорган, Балхаш, Усть-Каменогорск, Джезказган — Караганда — Новосибирск, Костанай — Свердловск (Екатеринбург), Джамбул — Ташкент, Актау — Волгоград.
Это был расцвет авиации в Кзыл-Орде. Обладая большими организаторскими способностями, Д. Душимов сколотил дружный коллектив. За время его руководства предприятие неоднократно становилось победителем социалистического соревнования с вручением переходящего Красного знамени и денежных премий. За большие успехи в труде многие авиаработники, в том числе и сам командир, удостоились правительственных наград: орденов, медалей, почетных грамот СССР. Дмитрий Аббасович не ограничивался только своей работой и принимал активное участие в общественной жизни города, являясь депутатом городского совета.
Конечно, его большие редкие организаторские способности, талант, деловые качества, энергичность не могли быть не замеченными. В 1976 г.
его назначили командиром столичного, т.е. Алма-Атинского, авиапредприятия. Здесь он также пользуется большим уважением и авторитетом, об этом свидетельствует нагрудной почетный знак «Заслуженный авиатор». Верхом его карьерной лестницы стало избрание президентом Национальной авиакомпании «Казахстан әуе жолы».
Вот такова вкратце известная мне его трудовая деятельность как первого основателя Кзыл-Ординского аэропорта. И ныне находясь в пожилом возрасте на заслуженном отдыхе, он еще полон сил и энергии. Участвует в общественной жизни Гражданской авиации Казахстана, являясь председателем «Совета ветеранов авиации республики».
Я и бывшие, а также нынешние авиаработники и те, кто просто знают Дмитрия Аббасовича, считают, что за большие добрые, благие дела он бесспорно заслуживает звания «Почетный гражданин Кызылординской области», о чем собственно убедительно просим соответствующий орган — областной маслихат.
Мурат СЕБЕПОВ,
бывший начальник авиационно-технической базы,
«Құрметті авиатор»