«Необходимо усилить качество преподавания математичес-ких и естественных наук на всех уровнях образования. Это важное условие для подготовки молодежи к новому технологичес-кому укладу».(Из Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева
«Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»)
На отчетной встрече с населением в феврале 2018 года аким области Крымбек Кушербаев поделился приятной новостью – на левобережье в числе многих социальных объектов будет построена физико-математическая школа. В столь значимом для региона учебном заведении будут учиться талантливые и одаренные дети – будущие студенты прес-тижных отечественных и зарубежных вузов.
Кызылординская физико-математическая школа будет по типу республиканской имени О.Жаутыкова, она рассчитана на 400 мест с интернатом на 300 мест. Еще на внеочередной XVIII-й сессии областного маслихата, где уточнялся бюджет области на 2018-2020 годы, руководитель области сказал, что из средств, предназначенных на развитие левобережья, будут изысканы деньги и для подготовки строительства общежития школы. Подчеркнув важность открытия подобного учебного заведения для нашего региона, он отметил, что ряд московских высших учебных заведений, а также университет Иннополис в Татарстане выделяют гранты для кызылординских юношей и девушек, нам необходимо поднимать уровень образования нашей молодежи. Проект строительства физико-математической школы в Кызылорде уже поддержало Министерство образования и науки РК. Здесь будут учиться талантливые дети, победители различных олимпиад. Ученики из аулов будут проживать в общежитии.
По информации, предоставленной управлением строительства, архитектуры и градостроительства, на сегодня уже выделены средства на проектно-сметную документацию школы-интерната. Выделен участок, в этом году начнется строительство объекта.
К сведению, сегодня в Казахстане действуют две ведущие физико-математические школы. РФМШ в Алматы была основана еще в 1972 году по аналогии с физико-математическими школами-интернатами при крупнейших университетах Советского Союза. Школа долгие годы доказывает, что она одна из лучших не только в нашей стране, но в странах СНГ и в мире. Завоеваны сотни медалей на олимпиадах и научных проектах по химии, математике, физике. Учреждение стало своеобразным кластером по формированию интеллектуальной элиты страны. Его выпускники стали влиятельными политиками, перспективными учеными, преуспевающими бизнесменами. Среди них наш талантливый земляк, доктор физико-математических наук, профессор, академик НАН РК Аскар Жумадильдаев.
В 2016 году по аналогии школ Москвы и Нью-Йорка в Астане открылся филиал алматинской республиканской физико-математической школы, специализирующейся на программировании. Это наука будущего, которая сегодня является драйвером экономики западных и восточных стран. По оценке специалистов, если дети не программируют с девяти лет, то им потом сложно пройти на международные олимпиады по информатике. Поэтому уже со второго класса здесь детей обучают программированию.
Какой же будет физико-математическая школа в Кызылорде? По словам заместителя руководителя областного управления образования Багдата Бердаулетова, в кызылординской специализированной школе будут обучаться талантливые дети из Кызылорды и всех районов области.
– Отбор, как и в НИШ, лицеи «Білім-инновация» будет проходить после шестого класса, – отметил Б.Бердаулетов. – Жесткие требования при отборе будут предъявлены и к будущим педагогам. В перспективе, по аналогии с республиканскими школами, не исключается возможность зачисления детей начальных классов.
Что самое, на мой взгляд, главное – в будущей физико-математической школе в Кызыл-орде наши дети, среди которых, уверена, будет немало и из отдаленных сельских округов, будут учиться бесплатно, за счет местного финансирования. Замечу, что в РФМШ Астаны и Алматы по гранту обучается лишь около тридцати процентов учащихся, остальные – на платной основе. Ежегодно в этих престижных школах из каждой области шанс на бесплатное обучение получают единицы. Здесь надо отдать должное руководству нашей области, для которого социальная поддержка земляков стала определяющим фактором при реализации значимого для региона проекта.
У читателей могут возникнуть вопросы. Сможет ли будущая специализированная школа в Кызылорде оправдать свое предназначение? Есть ли вообще у нас столько юных дарований по математике и физике? Если еще лет пять-шесть назад ответить на эти вопросы было бы более чем затруднительно, то сегодня с большой уверенностью можно сказать, что таких мальчишек и девчонок у нас предостаточно, и при поступлении в нашу физико-математическую школу будет большой конкурс. Дабы избежать голо-словности, приведу лишь некоторые, на мой взгляд, немаловажные доводы. Нельзя не согласиться с тем, что развитию математических способностей у подрастающего поколения, как и в целом образования, в регионе уделяется особое внимание. Еще лет пять назад, как мы помним, наша область была в аутсайдерах по образованию. Как следствие, тогда только возглавивший наш регион аким принял очень жесткие и, как показало время, весьма действенные меры, уволив 27 директоров школ. Можно сказать, что это был один из первых решительных шагов в решении проблемы. Для повышения статуса учителей и развития математических способностей юных дарований в регионе с тех пор сделано немало. В первую очередь, меры были направлены на то, чтобы сломать стереотипы в отношении профессии учителя математики, физики и других наук естественно-математического направления. Важно было пересмотреть подходы к обучению этим дисциплинам в школе и разработать новые механизмы стимулирования. К примеру, акимом области была учреждена специальная премия для лучших педагогов. С 2013 года стал традиционным конкурс «Лучший юный математик». В 2014 году состолась областная олимпиада среди учителей-математиков, в которой приняли участие более семидесяти процентов педагогов области. Главный приз – автомобиль – завоевал тогда учитель математики областной школы-интерната для одаренных детей №4 Шаймаганбет Жиен-баев. Были учреждены денежные премии обладателям призовых мест в размере 1 миллиона, 500 тысяч и 250 тысяч тенге. Пожалуй, самым ярким событием в жизни кызылординских педагогов-математиков стал прошедший в 2014 году первый областной форум учителей математики. Его почетным гостем был академик А.Жумадильдаев. Именно на этой встрече корифей отечественной математической науки отметил, что низовья Сыра всегда были богаты талантливыми людьми. Это край известных акынов, жырау, термеши. Это наша культура, которая близка и понятна казахскому народу. Но чтобы быть миру более известным, нам необходимо развивать и математику – царицу всех наук. Мы должны знать, что такое химия, ядерная физика, полимеры и многие другие научные понятия, без которых невозможно развитие многих сфер производства. Как отметил тогда на форуме руководитель области Крымбек Кушербаев, в регионе выделяются значительные бюджетные средства на повышение квалификационного уровня педагогов. Ежегодно в центре педагогического мастерства обучаются сотни учителей. Инициированные акимом области премии для педагогов получили 83 учителя. Вместе с тем, как показали итоги ЕНТ-2014, средний балл по математике не превысил 11-ти, что еще раз подтверждало необходимость продолжения комплексных мер по улучшению качества работы педагогов-математиков. Областной форум учителей математики стал одним из путей решения этого вопроса. Два года спус-
тя на базе областной школы-интерната для одаренных детей №4 прошла областная олимпиада по математике среди учащихся 8-10 классов, посвященная юбилею А.Жумадильдаева. Академик прочитал лекцию для школьников и педагогов, провел мастер-классы по решению сложных математических задач и уравнений. Ученый тогда отметил хороший уровень знаний по математике у кызылординских школьников.
Рост финансирования регионального образования, созданные условия по улучшению качества знаний в конечном итоге способствовали росту уровня подготовки школьников, развитию одаренных детей. Нам действительно есть чем гордиться. По итогам ЕНТ-2017 двое ребят набрали самые высокие баллы – 136. Восемьсот выпускников – 100 и выше баллов. Средний балл по области составил 82,4. Наш регион в очередной раз был в пятерке лидеров в республиканском рейтинге. Если по итогам 2015-2016 учебного года в колледжи и вузы поступило 95 процентов кызылординских выпускников, то в прошлом го-
ду – 97 процентов. Наши выпускники учатся в странах ближнего и дальнего зарубежья. Традиционными стали гранты акима области для детей из социально уязвимых семей.
Более трех лет назад в области свою работу начал научно-практический центр «Дарын» областного управления образования. Одно из его направлений – подготовка интеллектуального ядра, молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре и искусстве. В прошлом году «Дарын» поменял свой статус, став центром дополнительного образования, но цели и задачи остались прежними – выявление, отбор и поддержка одаренных детей. Как отметила заместитель директора центра Гульжамал Ахметова, наши ребята ежегодно завоевывают медали на республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам и в научных состязаниях, ряд победителей входит в сборную страны.
– У нас много талантливых школьников, которые с честью представляют свою страну на международных конкурсах, – подчеркнула Г.Ахметова, – к примеру, прошлогодние выпускники областного лицея-интерната для одаренных детей №9 Азамат Мухтар, Али Тилек и Куаныш Анарбай не один год были в составе республиканской сборной. Они неоднократные победители республиканских и международных олимпиад. К примеру, в копилке наград К.Анарбай – серебряная медаль международной олимпиады по математике «Туймаада» (Якутия). В январе 2017 года он завоевал «бронзу» на престижной международной Жаутыковской олимпиаде. Только по итогам трех последних учебных периодов 99 кызылординских выпускников – призеров международных предметных олимпиад и конкурсов научных проектов – были освобождены от ЕНТ и стали обладателями образовательных грантов отечественных и зарубежных вузов.
В регионе стало доброй традицией чествовать в конце учебного года победителей Президентской, международных и респуб-ликанских предметных олимпиад и конкурсов научных проектов. В прошлом году, к примеру, руководитель области встретился с 50 одаренными школьниками.
Надо отдать должное педагогам лицея-интерната для одаренных детей №9, благодаря их неустанному труду и профессио-нализму воспитанники оправдывают доверие наставников. Стоит особо подчерк-нуть, что именно этот кызылординский лицей вошел в тридцатку сильнейших школ страны, ученики которых на протяжении последних семи лет (с 2010 по 2016 годы) показывают высокие результаты по математике – становились призерами, обладателями почетных грамот на международных или дистанционных математических олимпиадах. Такой рейтинг был представлен интернет-журналом Vласть в партнерстве с Kaspi. Более чем из семи тысяч школ Казахстана были выбраны тридцать с лучшими результатами. Пальма первенства в этом списке по праву принадлежит республиканской физико-математической школе имени О.Жаутыкова. Кызылординский лицей разместился на тринадцатом месте, оставив позади столичную школу-лицей «NURORDA», алматинскую частную физико-математическую школу Тамос Эдюкейшн и другие учебные заведения. Нельзя не согласиться, что в масштабе страны это неплохой показатель. Это результат большой и целенаправленной работы в регионе, но в то же время и не повод расслабляться. Нам есть еще над чем работать.
О том, что число юных умников и одаренных математиков в регионе в последние годы действительно выросло, свидетельствуют и итоги международного мониторингового исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS. В 2015 году кызылординские восьмиклассники показали наилучшие результаты в стране. Они опередили своих сверстников – лидеров мирового рейтинга из Сингапура. TIMSS – программа международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Это исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в нацио-нальных системах образования. Результаты международного исследования TIMSS свидетельствуют о динамичном и стабильном развитии системы образования Казахстана за годы независимости. Как отметили в областном управлении образования, в TIMSS приняли участие 857 кызылординских учеников из тринадцати школ (семь – с казахским языком обучения, шесть – смешанных). Ученики 4-х классов Кызылординской, Жамбылской, Актюбинской областей, обучающиеся на русском языке, демонстрируют результаты, сопоставимые и превосходящие показатели ТОП-5 стран в общем рейтинге. Участие Казахстана в TIMSS предоставляет возможность получить независимую объективную оценку качества образования и информацию для принятия обоснованных решений по вопросам обновления содержания образования.
Возвращаясь к вопросу о строительстве физико-математической школы на левобережье, скажу: на отчетной встрече с населением аким области подчеркнул, что в нашей школе будут готовить талантливых и одаренных учащихся – будущих студентов МГУ имени М.В.Ломоносова. Как известно, благодаря инициативе акима облас-ти и тесному сотрудничеству с ректором этого вуза А.Садовничим, по специальностям «Кибербезопасность» и «Математическое моделирование процессов» в МГУ будут по гранту обучаться 20 кызылординских юношей и девушек. Есть также договоренность с руководством Татарстана об обучении ежегодно 20 человек (за счет региона) по информационным и цифровым технологиям в университете Иннополиса. Начата работа и по совместной подготовке специалистов с компанией Microsoft. В перспективе сотрудничество с Центром новых технологий «Сколково». Для всех будущих кызылординских студентов этих вузов и нужна физико-математическая школа. И не только для них. У нас должно быть больше креативных и продвинутых молодых людей с физико-математическим и техническим образованием, способных решать задачи четвертой промышленной революции, основными драйверами которой будут облачные технологии, развитие способов сбора и анализа информации, интернет-вещей, беспилотные автомобили и многие другие высокотехнологичные процессы. XXI век – век новых технологий, которые нам необходимо освоить. Здесь не последняя роль принадлежит математике – одному из главных языков любой науки. Важно, чтобы уже сейчас подрастающее поколение готовилось быть с царицей наук на «ты».
Ботагоз АЖАРБАЕВА