Впервые после шестидесятилетнего перерыва праздник весеннего равно-денствия Наурыз всенародно начали отмечать в 1988 году. Не просто было тем, кто взялся организовать праздник, так как многие традиции и обычаи, связанные с ним, на тот момент стали забываться. Однако Наурыз жил в каждом, несмотря на запреты, которые были установлены советской властью. За три десятка лет, прошедшие с того дня, он вновь стал любимым праздником для всех казахстанцев.
Среди тех, кто принимал активное участие в возрождении великого праздника Наурыз, был и житель Аральска, ветеран труда Абилбай Садыкбаев.
Они были первыми, кто взялся за возрождение праздника, который наш народ ежегодно отмечал испокон веков. Абилбай Садыкбаев, которому нынче 78 лет, говорит, что в его детские годы праздник Наурыз не отмечали. Шла война и потому люди не могли себе позволить какие-либо торжества. К тому же была установка, не разрешавшая отмечать этот праздник, который считался религиозным. До 1928 года, как рассказывает аксакал, Наурыз как всенародный праздник широко отмечался во всех мусульманских республиках. А в тот год он был запрещен по всему Союзу. О том, как на протяжении столетий народ отмечал этот праздник, ему рассказывали родители и старшие. Таким образом, о празднике Наурыз и о том, как его отмечали, дети узнавали из рассказов старших, а также редких книжек.
И лишь в 1988-м, как говорилось выше, уже на закате советского го-сударства, этот праздник впервые стал отмечаться всем миром. В те годы А. Садыкбаев был руководителем районного филиала Казпотребсоюза. В середине марта руководителей всех организаций, предприятий и учреждений пригласили в райком партии. Первый секретарь сообщил им, что впервые за шестьдесят лет было решено отметить праздник Наурыз как всенародный. Многие из собравшихся не имели представления об этом празднике и потому партийный босс предложил побеседовать со старожилами, которые помнили, как он отмечался в старину, полистать старые газеты, журналы и книги.
Первый Наурыз после долгого перерыва, и в самом деле, отмечался всем миром. Он надолго остался в памяти жителей района, так как организаторы постарались, чтобы он выглядел так же, как в незапамятные времена.
Первым делом позаботились о том, чтобы нарядными выглядели не только люди, пришедшие на праздник. Постарались разукрасить разноцветной красивой сбруей лошадей, верблюдов и даже осликов. На центральной площади Аральска поставили красочно оформленные юрты. Аккуратно, как того требуют правила, сложили другие юрты, погрузили их на верблюдов, а на эту поклажу посадили девушек. Как вспоминает аксакал, получилась такая же картина, когда в далекие времена с наступлением весны люди переезжали на джайляу. Девушки и молодые женщины были в красивых национальных нарядах – саукеле, камзолах, красивых разноцветных платьях. Поклажу на верблюдах также разукрасили разноцветной кошмой, и коврами с национальными узорами. Получился настоящий караван. Здесь же самодеятельными артистами была поставлена сцена, изображающая обряд «қыз ұзату» – проводы невесты.
На площади молодые люди под руководством старейшин учились ставить юрты. Надо сказать, процесс этот непростой и требует от каждого аккуратности, сноровки и сообразительности. Допустил малейшую ошибку – придется начинать все заново. Позаботились и о внутреннем убранстве юрты – на стенах, украшенных национальными узорами, повесили шкуры волков, лисиц, конскую сбрую и другие атрибуты. Не осталось ни одного учреждения в Аральске, где бы ни готовили традиционный наурыз-коже. Его раздавали всем желающим не только на центральной площади, но и почти на каждой улице, жители которых приняли активное участие в долгожданном празднике. Большинство мужчин в этот день пришли на площадь в национальной одежде – чапанах, женщины – в красивых камзолах. Надо сказать, двери всех домов в городе в этот день были распахнуты настежь. Между домами и во дворах были сооружены самодельные столы и стулья, каждый желающий мог отведать праздничного угощения. Довольными остались все.
В то же время, как говорит А. Садыкбаев, в последующие годы он уже не видел праздника, который проводился бы с таким размахом. Сейчас нет колхозов и совхозов, очень мало государственных учреждений, а частные структуры, по его словам, не всегда откликаются на предложение организовать праздничные мероприятия. К сожалению, и в юрты в последнее время стали пускать, в первую очередь, высокое начальство. И потому аксакалы все чаще говорят о том, что это неправильный подход к проведению праздника, который был и должен оставаться всенародным.
Это праздник весны, когда от долгой зимней спячки пробуждается мать – природа, в сердце вселяется ощущение новизны, радости и счастья. В этот день люди прощают друг другу обиды, обнимаются в знак примирения. Как говорит аксакал, день весеннего равноденствия для каждого из нас должен стать началом нового. И потому в этот день всюду должно царить веселье, играть музыка, люди должны петь и танцевать.
Праздник имеет очень важное значение и в деле воспитания подрастающего поколения в духе уважения национальных обычаев и традиций, почитания своих корней. Нельзя обвинять молодежь в том, что она многого не знает. Прежде всего, им нужно показать, научить их премуд-ростям национального искусства, прививать национальное самосознание. К сожалению, национальную одежду, которая тоже имеет очень важное воспитательное значение, мы надеваем только по праздникам.
Другой пример. На празднике Наурыз женщины показывают национальные ремесла – ткут ковры, разноцветные дорожки, готовят различные блюда национальной кухни. Молодым интересно будет увидеть, как готовят айран, курт и другое. К сожалению, как говорит аксакал, сегодня редко увидишь молодую женщину, которая доит корову или верблюдицу. На празднике Наурыз, о котором говорилось выше, женщины показывали свое умение во многих ремеслах, а также ведении домашнего хозяйства.
О многом говорят такие сцены, когда девушки и молодые женщины одевают национальные наряды, садятся верхом на коней, молодежь собирается вокруг качелей – алтыбаканов. На празднике Наурыз можно увидеть такие национальные обряды, как кыз куу, проводы девушки из отчего дома, приветствие невесты, переступающей порог дома жениха и другие. Для того, чтобы показать их собравшимся, не нужно больших денег. Как говорит А. Садыкбаев, достаточно несколько лошадей, верблюдов, юрт, качелей и других атрибутов праздника. В сердце каждого молодого человека после такого праздника вселяется искорка национального самосознания.
Казыбек КАМАЛУЛЫ