Жалагашскому районному историко-краеведческому музею без малого двадцать лет. Срок по историческим меркам небольшой, но за эти годы здесь собран богатый историко-культурный мате-риал — музей стал кладезью духовного наследия наших предков.
Сегодня в фонде музея более шести тысяч экспонатов. В светлом и просторном первом зале – художественной галерее – посетителей встречают картины местных художников К.Баталова и Б.Турабаева. Природу родного края, быт и современные реалии на своих полотнах мастера кисти сумели отобразить в различных жанрах. Здесь также размещены экспозиции, повествующие о доблестных подвигах ветеранов Великой Отечественной войны. В зале мой взгляд упал на большую светлую скатерть, вышитую цветочным орнаментом. В нескольких местах были заметны дыры.
– У этой скатерти необычная история, – предвидя мой вопрос, ответил исполняющий обязанности директора музея Тлеухан Козбагаров, – ее из далекого Берлина привез наш земляк Болтай Тасыбаев. В годы Великой Отечественной войны он был фельдъе-герем. После ранения его перевели командиром реактивно-минометной установки
БМ-13 («Катюша»). Наш земляк дошел до Берлина, где в одном из домов его чуть не настигла вражеская пуля. Немецкий снайпер чудом промахнулся, а виной тому стала эта скатерть. Эти дыры на ней – следы того неудачного выстрела. Скатерть – как символ своего спасения Б.Тасыбаев привез на родную землю. Именно с ней в рюкзаке он прошагал на победном параде в Москве в июне 1945 года. После смерти ветерана в 2012 году семейную реликвию передали в музей его
внуки.
По архивным данным в годы Великой
Отечественной войны в ряды действующей армии влились более трех тысяч жалагашцев, а возвратились только 826 человек. Более двух тысяч жалагашцев остались лежать навеки на полях сражений или пропали без вести. Наши земляки были среди тех, кто в первые минуты войны принял неравный бой на западной границе, кто партизанил в лесах Украины и Белоруссии, и среди тех, кто штурмовал Кенигсберг и Берлин.
Несмотря на небольшую территорию и ограниченность в пространстве, здесь творчески и с умом использован каждый сантиметр. Тому свидетельство следующий зал, где представлены экспозиции, рассказываю-щие о геологической структуре недр края, его природе, фауне и флоре. Многое здесь можно узнать об археологических и исторических памятниках, этнографии района. В музейных витринах выставлены горные породы и фотоснимки местных рек, озер, хребтов и сопок Егизкара, Бориойнак, Аккорган-Болтик, Жырык, расположенные в пустынях Каракум и Кызылкум. В диораме размещены фотоснимки и муляжи птиц, мелких грызунов, млекопитающих, обитающих на территории района, гербарии редких растений и фрагменты местных растений, занесенных в Красную книгу.
– Археологическая коллекция нашего музея охватывает периоды развития человечества с древнейших времен до средневековья, – рассказывает научный сотрудник Канат Жапаков. – На территории района насчитывается 61 памятник истории и культуры. Это древние сакские могильники Тугускен, Уйгарак, городище Баланды І и купольный мавзолей Баланды ІІ, городища Домалак асар, Моншакты асар, средневековые памятники Дженд, Кумкала І и другие. Среди многообразия экспонатов большой интерес у посетителей вызывают артефакты, обнаруженные в результате археологических раскопок на территории этих памятников. Керамическая посуда, поливная керамика, декоративные изразцы, наконечники стрел и медные монеты (фельсы) и другие археологические находки дают подробную и интересную информацию о племенах, заселявших в античности и средневековье территорию нашего района.
В результате кропотливой собирательской работы работниками музея собран богатейший материал, связанный непосредственно с этнографией района. Экспонаты, найденные в ходе экспедиций и научных исследований, нашли здесь достойное место. Среди них исконно казахское нацио-нальное жилище – юрта, предметы казахского прикладного искусства – ювелирные украшения, образцы национальной одежды, домашняя утварь и посуда, охотничьи принадлежности, изготовленные местными мастерами и умельцами. Красивые войлочные покрытия и орнаментированные бас-куры, ковры, тускиизы, деревянные сундуки и другие вещи ручной работы не оставят посетителей равнодушными. Рассматривая многие из этих «немых свидетелей» целой эпохи, у меня создалось впечатление, что я окунулась в свое детство. Богатое домашнее убранство, выполненное в национальном стиле, до сих пор есть во многих казахских семьях. Переживают свое новое рождение и национальное ювелирное искусство. Радует то, что искусство наших умельцев сохранилось, это неоценимое наследие передается из поколения в поколение. Кстати, жалагашская земля – Родина моих предков. Я часто отдыхала здесь на летних каникулах. Древний деревянный сундук напомнил тайник моей бабушки
Бибисары. Внуки всегда с интересом ожидали, когда она его откроет. Бабушка хранила там не только памятные вещи, но и много сладостей, которые с большой охотой раздавала своим внукам. Чуть позднее я узнала, что в некоторых таких сундуках было тайное днище, о котором знал только его хозяин. Вот такие раньше были народные умельцы.
Второй экспозиционный зал охватывает период с XVII-XVIII веков до расцвета суверенного Казахстана. С экспозиций
глядят реконструированные фотографии батыров Сарке и Жузжасар, карты местнос-тей Аныракай, Калмаккырылган, где произошли знаменательные битвы казахов с джунгарскими захватчиками.
– Самое деятельное участие в спасении Отчизны от иноземных захватчиков приняли местные батыры Келмембет и Тойкожа из племени шомекей, Сарке и Жузжасар из племени табын младшего жуза, – рассказывает К.Жапаков. – В 1726 году Сарке батыр Омиркулулы геройски погиб в битве с джунгарами, вошедшей позднее в историю Казахстана под названием «Калмаккырылган». По приказу Абулхаир хана его войско было поставлено на прикрытие главных сил казахского ополчения. Сарке батыр, прекрасно зная, что ему и его воинам нет шансов уцелеть в этой неравной схватке, попросил Абулхаир хана, чтобы тот велел мулле заранее прочитать по ним как по покойникам молитву – жаназу. Его последняя просьба была тотчас исполнена. Почти все войско казахов рода табын вместе с предводителем полегло в этом сражении, но первоначальный натиск отборных отрядов джунгар был приос-тановлен на несколько часов до подхода основных сил казахов.
В 30 – 50 годах ХІХ века чрезвычайно тяжелым оказалось положение казахского населения, жившего в нижнем течении Сырдарьи. Они испытывали двойной гнет: со стороны Хивинского и Кокандского ханств, с другой – российской коло-ниальной политики. Ужесточение колониального гнета привело к обострению земельного вопроса, росту налогов и податей, усилению произвола царской администрации. Недовольство вылилось в открытое выступление местных племен под предводительством батыров Байкадама и Бухарбая.
Вниманию посетителей предлагается множество материалов, рассказывающих о первых тружениках Оренбургско-Ташкентской железной дороги, пролегавшей по территории Жалагашского района. Ее строительство началось осенью 1901 года и завершилось в январе 1906-го. Велось одновременно от Оренбурга и Ташкента через Илецк, Актюбинск, Казалинск, Перовск и Туркестан. В период строительства было возведено 34 станции со всеми необходимыми службами. В нем приняли участие и местные жители.
На стене в центре зала – три охотничьих ружья. Два из них – свидетельство одной из трагических страниц истории – принудительной конфискации и коллективизации. К.Жапаков рассказал об истории этих экспонатов.
– Эти ружья изготовлены в XIX веке. В трагические тридцатые годы прош-лого столетия они спасли от голода почти два аула. Одно из них принадлежало охотнику из аула Аксу Омару. Благодаря своему ружью он прокормил всю свою многочисленную родню. Внучка охотника Айнур Омарова преподнесла в дар музею семейную реликвию. Второе принадлежало жителю аула №15 Костам-Куандарьинской волости (ныне аул Мадениет) Канату, который также благодаря своему оружию спас от голодной смерти сельчан.
В хранилище музея есть еще один стреляющий артефакт – револьвер «Бульдог», изготовленный примерно в 70 – 80 годах XIX века. В те годы это было личное огнестрельное оружие русских офицеров. По словам научного сотрудника, револьвер был найден в ходе реставрационных работ в местной мечети Иманкул и приобретен у одного из жителей райцент-ра. Кому он принадлежал, так и остается загадкой.
Архивные материалы свидетельствуют, какой сильнейший удар по национальному хозяйству нанесла политика конфискации. 27 августа 1928 года Совет Народных Комиссаров и КазЦИК КазАССР на совместном заседании приняли Декрет «О конфис-кации скота, имущества и выселении крупных баев-полуфеодалов». По республике было отобрано 696 баев, у них изъято 145 тысяч голов крупного рогатого скота. Десятки баев в Аламесекском районе (территория современного Жалагашского района) Кызылординского округа подверглись конфискации и были высланы с семьями в Адаев-ский уезд Мангышлакского округа. В экспозиции представлены архивные материалы, образцы справок выданных ссыльным баям, список волостей и аулов Ала-месекского района, фотографии тех лет и чайный сервиз, принадлежавший крупному баю Ибраю Карымсакову, высланному вместе с семьей.
Неизгладимые впечатления в душе каждого посетителя оставляют фотографии, копии личных дел арестованных и вещи расстрелянных или невинно осужденных жалагашцев в период репрессий. В 1937–1944 годах на территорию района из насиженных мест были насильно депортированы как «враги народа» тысячи корейцев, чеченцев и ингушей. В первые месяцы войны началась депортация немецкого населения из Немецкой автономии Поволжья и калмыков из Калмыкии. Все депортированные были приписаны к местным колхозам, им не выплачивалась зарплата, они получали в качестве трудо-дня лишь минимальный паек. Тысячи людей поневоле обрели на жалагашской земле свою вторую Родину.
Жалагашская земля взрастила немало талантливых людей, внесших большой вклад в ее социально-экономи-ческое развитие, добившихся признания в культуре, спорте, искусстве. В музее бережно хранится рабочий стол Морали Шаменова, седло, на котором на своей лошади он каждый день объезжал поля хозяйства. В 1967 году совхоз «Коммунизм» под его руководством за успешное выполнение планов пятилетки и взятых обязательств первым в области был награжден орденом Трудового Красного знамени. Жалагашский рис стал известен всему Советскому Союзу. Многие рисоводы и чабаны за свой самоотверженный труд были награждены орденами и медалями СССР, а шесть человек удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. В 1970-е годы в совхозах Аккум, имени Ленинского Комсомола Казахстана, Калинина, Тан и Жанаталап были построены крупные животноводческие комплексы. Самый крупный из них функционировал в совхозе «Мадениет».
Почти четверть века назад в Жалагашском районе в совхозе имени Калинина на общественных началах был открыт музей Бухарбая батыра. Инициатива по его созданию принадлежит ныне известному в области предпринимателю, а тогда директору совхоза Кожахмету Баймаханову. Этот аул ныне носит имя прославленного народного батыра. В 2012 году здесь торжественно отметили его 200-летие. В ауле появился новый мемориальный музей Бухарбая батыра. Его построило ТОО «Бекбас». Надо отдать должное строителям, которые постарались на славу. Здание огородили, дорогу выложили брусчаткой. Перед музеем установили памятник Бухарбаю батыру. В музее можно ознакомиться с историческими документами, где отражены героические подвиги батыра, с его личными вещами, оружием.
Напомним, что талант Бухарбая батыра как военначальника особенно проявился во время национально-освободительного движения под предводительством Кенесары хана. О его военных подвигах писали А.Грин, польский революционер А. Янушкевич, академик С.Толстов, казахский писатель Ильяс Есенберлин. Документы, рассказывающие о казахском народном герое, можно встретить в музеях и государственных архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента и других городов. Бухарбай батыр вместе с Кенесары ханом в 1838 году участвовал во взятии Акмолинской крепости. В 1850 году вместе с русскими солдатами прогнал из низовьев Сыра кокандцев. По документам того времени, в одном из этих сражений батыр получил тяжелое ранение. Вернувшись в родные места, он начал заниматься земледелием. Под его началом был прорыт канал, который и поныне носит имя батыра. Местные старожилы говорят, что благодаря этому каналу у людей намного улучшилась жизнь, они стали выращивать пшеницу, разводить скот. Имя Бухарбая батыра носит также одна из улиц в Астане.
В музее, кроме прочих вещей, хранится личная печать Бухарбая Естекбайулы, сделанная в форме колечка. На одной из его сторон арабскими буквами выгравированы слова ««Бұқарбай баһадүр». Этот ценный экспонат музею подарил внук легендарного батыра К.Ахметбеков. Другую семейную реликвию – флаг батыра – в музей принес правнук Бухарбая – Г.Опабеков. Он изготовлен из хвоста бегемота и нанизывался на копье. Третий внук Ж.Алданазаров преподнес музею саблю прадеда.
Музей подключен к глобальной сети Интернет. Здесь планомерно внедряются новые информационные технологии, создается собственный электронный ресурс. По проек-ту ЮНЕСКО создана информационно-поисковая система «Музеолог» и ведется загрузка базы данных. Полная реализация проекта даст широкий доступ к информации об историчес-ких, этнографичес-ких и археологических коллекциях районного музея. В текущем году также намечено создание коллекционных каталогов.
Жалагашский районный историко-краеведческий музей – культурный центр, который проводит большую работу по изучению, сохранению и пропаганде истории, духовного и культурного наследия родного края. Особый акцент сегодня уделяется подрастающему поколению, сотрудники музея периодически организовывают различные выставки и культурные мероприятия. Образовательная программа представлена обзорными тематическими экскурсиями, лекциями, выездными выставками по краеведческой тематике. Внедряются новые формы научно-просветительной работы. Особой популярностью пользуются мероприятия «Музейге сый», «Ескерткіштер–ел тарихы», «Ер есімі–ел есінде». Районный музей оказывает методическую помощь школьным и отраслевым музеям. Его двери всегда открыты посетителям, желающим окунуться в бескрайний и интересный мир родной земли, насытиться и вдохнуть частичку духовности, оставленного предками.
Ботагоз АЖАРБАЕВА
Фото автора