В ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций в Астане, посвященной реализации программы «Рухани жаңғыру», аким области Крымбек Кушербаев отметил, что в настоящее время в регионе разрабатывается карта 150 памятников республиканского и местного значения в 3D формате. Она будет сформирована до 1 ноября 2018 года. Интерактивная карта будет включать в себя памятники культурно-исторического наследия. К примеру, первую столицу Казахского ханства – Сыганак и шесть святых памятников региона — Жанкент, Сортобе, Жент, Чирик-Рабат и мавзолей Кердери. Руководитель региона подчеркнул, что девять памятников области включены в предварительный список наследия ЮНЕСКО – это мемориал Коркыта ата, средневековые города Жент, Сыганак, Жанкент, Кескенкуйик, древние городища Чирик-Рабат, Бабиш Молла, культурный памятник Жетиасар, петроглифы Сауыскандык. Сегодня мы расскажем о тайнах древней столицы огузов – Жанкенте.
Этот исторический памятник давно будоражит умы многих историков и археологов.
Как свидетельствует историография Жанкента, впервые ученые его посетили в 1740 году – исследователи поручик Гладышев и геодезист Муравин побывали в низовьях Сырдарьи на развалинах Жанкента и других городищ. Первое упоминание городища принадлежит Е.К.Мейендорфу, совершившему путешествие из Оренбурга в Бухару. В печати первые описания этого городища появились в 1867 году благодаря заметкам А.И.Макшеева и В.В.Григорьева. В том же году для изучения Жанкента в низовья Сырдарьи был отправлен известный русский ученый П.И.Лерх. Помимо раскопок в Жанкенте он провел обследование городищ Сауран, Туркестан и Сыганак. По результатам работы ученый опубликовал отчет “Археологическая поездка в Туркестанский край в 1867 году”, который лег в основу последующего изучения присырдарьинских городов. В своем сообщении Русскому географическому обществу он писал: «Судя по развалинам, город занимал около четырех квадратных верст, в середине его была цитадель, окруженная валом и стеной. Для орошения пользовались водой Сырдарьи. Жанкент, судя по всему, не был насильственно разрушен, а был постепенно оставлен жителями и разрушился со временем от влияния атмосферы». Именно Лерх провел первые археологические раскопки в городище. Он составил план памятника, оросительных каналов, описал, как выглядят укрепления (вал, ров, стены).
Огромный вклад в изучение всей Средней Азии, и в том числе районов нижней Сырдарьи, внес выдающийся востоковед В.В.Бартольд. Его отчет «О поездке в Среднюю Азию с научной целью в 1893-1894 гг.” был наиболее полной сводкой исторических данных об этом крае на то время и во многом определил направления археологического исследования этих территорий впоследствии. Подавляющее большинство работ В.В.Бартольда посвящено изучению и решению широкого круга проблем, связанных со Средней Азией. С его именем связана и деятельность Туркестанского кружка любителей архео-логии, организованного в 1895 году в Ташкенте. Проблемами присырдарьинских памятников занимались члены этого кружка: Н. Руднев, Д.Н. Люшин, И.Т. Пославский и многие другие. В целом этими учеными была проделана большая работа по фиксации, описанию памятников и их консервации.
Интерес, который был вызван в этот период к древностям Казахстана и Средней Азии, был настолько велик, что известный искусствовед того времени Владимир Стасов в рецензии на книгу Н.Симакова «Искусство Средней Азии» писал: «Отчего старому городу около Жанкента не быть нашей Помпеей». Уже тогда предпринимались попытки оградить городище от разрушения, о чем тот же Стасов писал: «Военные люди, которым обычно нет дела до древностей, теперь интересуются развалинами, помышляют об их важности для науки, отряжают часовых, чтобы сторожить их, стараются о спасении их... от всякого вреда... Не прекрасно ли это, не приятнейшая ли это у нас новость?».
Интересное старинное преданье удалось найти в одном из исторических источников. Вот как гласит одна из дошедших до наших дней легенд о гибели процветающего города. Правитель Жанкента хан Санжар женился на красавице Бекмане, дочери святого Карабуры из Хозрета (Туркестан). Однажды хан поехал на охоту, но забыл колпачок для сокола. Отправленный за ним нукер, увидев Бекману, упал без чувств, пораженный ее красотой. Задержка посыльного вызвала подозрения у ревнивого хана, который, не задумываясь, обвинил жену в измене и велел отрубить ей левую руку. Жестокий поступок правителя отец женщины увидел во сне. Он явился к хану Санжару и заявил, что его дочь невиновна. Доказательством невинов-ности должно было стать возвращение отрубленной руки. И, о чудо, рука вновь приросла к телу невиновной жены правителя. Наутро перед изумленным ханом стояла Бекмана, протягивая ему обе руки. Но не смогла женщина простить неверие мужу. Она обратилась в птицу и улетела. А святой Карабура в гневе призвал в город змей, которые уничтожили хана и всех жителей Жанкента. Опустевший город стал змеиной ордой. Все, кто пытался посетить его, исчезали бесследно. Торговые караваны с тех пор обходят стороной Жанкент, птицы не гнездятся на его стенах, животные в страхе убегают прочь. Так повествует легенда.
…В советский период археологические исследования в Казахстане возобновились в конце 1920-х годов. В 1936 году состоялась сессия государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК), на которой выступили ученые С.П.Толстов, А.Ю.Якубовский, А.Н.Бернштам, М.Е.Массон. Они наметили пути развития археологии в Средней Азии и Казахстане, методологию полевых и лабораторных работ. В 1946 году в низовья Сырдарьи для исследований прибыла Хорезмская историко-этнографическая экспедиция АН СССР под руководством С.П. Толстова. Она провела аэрофотосъемку, собрала материал. Итоги работ были опубликованы в 1962 году в монументальной монографии С.П.Толстова «По древним дельтам Окса и Яксарта». Тогда ученый утверждал, что городища в болотистой дельте Сырдарьи, которые он назвал «болотными», существовали со времен античности, по меньшей мере, с начала нашей эры до Х-ХII столетий. Толстов пришел к выводу о том, что «болотные» города возникают в первые века нашей эры, но на формирование городской культуры оказал влияние Хорезм». Отдельные отряды экспедиции исследовали районы восточного Приаралья в период с 1946 по 1972 годы.
– Новый этап исследования городища Жанкент датируется 2005 годом, когда объединились усилия ученых Института археологии им.А.Маргулана, КГУ имени Коркыта ата и Института этнографии и антропологии РАН, – говорит руководитель областного государственного коммунального учреждения охраны памятников истории и культуры Сапар Козейбаев. – Этот памятник интересен не только узкой группе специалистов, допустим, по античности или средневековью, но и стал ключевым для региона в плане формирования казахского этноса. Немаловажно и то, что он находится в обжитом месте – неподалеку от аула Оркендеу Казалинского района. Есть приличная дорога. Значит, есть и перспектива создания туристического маршрута.
Совместная экспедиция, созданная в рамках трехстороннего соглашения о научном сотрудничестве в области археологии, начала археологические работы на городище. В ходе исследования для выявления структуры и мощности культурного слоя, получения стратифицированного материала для создания предварительной хронологической шкалы памятника были заложены несколько стратиграфических шурфов. Также в северо-восточной части городища на обширном холме был разбит раскоп.
Жанкент – городище почти прямоугольной формы размерами 325 на 200 метров. В северо-западной его части расположена хорошо сохранившаяся цитадель. С внутренней стороны северной стены пристроена возвышающаяся под квадратной формой отдельная усадьба. В западной и восточной частях городища находятся въездные ворота. Фортификация городища представлена внешними стенами с выступающими полукруглыми башнями. С внешней стороны к северной стене городища была пристроена строительная конструкция, сохранившаяся в виде остатков оплывших стен. На цитадели исследованы несколько помещений – частей большого стационарного жилища. В его интерьере и планировке отчетливо просматриваются традиции домостроительства средневековой городской культуры Южного Казахстана и Хорезма. Выделяются помещения хозяйственного и жилого назначения. В жилых помещениях выявлены расположенные вдоль стен суфы. Помещения отапливались с помощью небольших очагов. На цитадели городища обнаружено святилище, выявлены неизвестные ранее конструктивные особенности в устройстве крепостной стены, обнаружена терракотовая статуя двухголового барана, богато украшенная орнаментом.
Археологические работы на цитадели показали сложность и мощность самого комплекса, грандиозность его оборонительных стен. Это подтверждает сложность политической ситуации того времени, что и вызвало необходимость в укреплении.
В ходе археологических работ получен прекрасный комплекс предметов материальной культуры, который проливает свет не только на хозяйство, но и на духовную культуру огузов. Получена большая коллекция находок, представленная медными монетами, орудиями труда, бронзовыми изделиями в виде серег, колец, бубенчиков, нашивных бляшек – аналогий в памятниках конца I начала II тысячелетия н.э. Керамика представлена столовой и хозяйственной посудой в виде хумов, кувшинов, кружек, пиал, изготовленных на гончарном круге. Здесь просматриваются культурные традиции, характерные для оседло-земледельческих и кочевых племен Южного Казахстана и Сарыарки. В керамике Жанкента важным был орнамент. Он был представлен преимущественно пышным бараньим и растительным декором. Здесь четко ощущается важность для мастеров того времени присутствия такого домашнего животного, как баран. Особенно подчеркнуты его рога, переданные на некоторых предметах стилизованно или даже реалис-тично. Все это свидетельствует о наличии в то время так называемого «культа барана».
К числу археологических находок относятся и предметы ювелирного изделия – бусы из различных камней, костей, металла, а также игральные предметы в виде одного образца костяного предмета, предположительно – шашки. Все эти предметы, по мнению ученых, импортированы и находят ближайшие аналогии в других культурах Средней и, возможно, Южной Азии.
В ходе раскопок жилых помещений на городище были получены материалы, позво-ляющие пролить свет на взаимоотношение огузов с сопредельными странами.
– Выбор Жанкента в качестве политического центра огузской державы был обусловлен многими обстоятельствами. Главное из них – выгодное географическое положение на стыке с крупными земледельческими оазисами Средней Азии, с Хорезмом и Маверанахром, – отмечал в ходе научных встреч в Приаралье руководитель ТОО «Археологическая экспедиция» Дмитрий Воякин. – Жанкент был не только столицей и резиденцией огузских правителей, но и крупнейшим торговым центром в низовьях Сырдарьи. Город был центром сухопутной и речной торговли: вниз по Сырдарье из среднеазиатских городов сюда приходили суда, груженные зерном и хлебом.
Город лежал на важном караванном пути через кимакские степи в долины Сарысу, Кенгира, Ишима и Нуры. Через него шли торговые пути в Сыганак и на Южный Урал. В VII-VIII веках Жанкент был резиденцией казахских ханов.
Полномасштабные исследования городища Жанкент, стартовавшие тринадцать лет назад, продолжаются по сей день. Они дают ответ на многие вопросы касательно особенностей архитектуры, хозяйственно-бытовой, культурной жизни населения. Куда более важным в процессе археологического изучения столицы огузов стало раскрытие проблем экономического, политического, этнического взаимодействия огузов с другими сопредельными странами.
– Комплексная работа на городище была продолжена в 2017 году, – отметил С.Козейбаев, – в целом за 2005-2017 годы здесь было исследовано порядка 2,5 тысячи квадратных метров древнего Жанкента. Раскопки сосредоточены главным образом на цитадели – внутреннем укреплении города, где проживала элита, и на жилом поселенческом комплексе. В прошлом году был установлен навес над цитаделью площадью 115 квадратных метров. В будущем здесь также планируется создать музей под открытым небом.
Наш край отличается богатством культурного наследия. В регионе под государственной опекой находится свыше пятисот памятников истории и культуры. Здесь проводятся археологические исследования, раскопки, реставрационные работы.
– В рамках статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» наряду с проектом «Туған жер», направленным на сохранение местных, локальных объектов, проводится работа и по укреплению в сознании народа общенациональных святынь, – подчеркнул С.Козейбаев. – В рамках подпрограммы «Рухани қазына» программы «Рухани жаңғыру» был реализован первый этап проекта «Сакральная география Казахстана», в результате которого были определены священные места. Одна из главных задач научно-методического совета при областном акимате – включение исторических памятников области в список Всемирного наследия истории и культуры ЮНЕСКО.
Важным пунктом стало определение в 2017 году в предварительном списке по серийной трансграничной номинации «Великий Шелковый путь» Сырдарьинского отрезка девяти памятников – древних городищ Жанкент, Сыганак, Чирик-Рабат, Кескенкуйик, Жент, Бабиш молла, Баланды, памятников Жетиасарской культуры и петроглифов Сауыскандык.
Диас НУРТАЙ