• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БАЗАРА ЖЫРАУ

 Как писал Мухтар Ауэзов, наш народ не оставил нам в наследство памятников архитектуры, скульптуры, живописи, но он оставил нам бесценное богатство – искусство жырау. Поэтический дар казахского народа создал особый тип поэта – акынов-импровизаторов, которые донесли до наших дней поэтическое наследие прошлого.  
Казахский народ всегда гордился мастерами поэтического слова – певцами-сказителями. Созданные ими жыры и дастаны, воспевающие героические страницы истории народа и наполненные глубоким  философским смыслом, передавались из поколения в поколение.
Истоки поэтического искусства земли Сыра берут начало с глубокой древности. В низовьях Сырдарьи жили и творили великие музыканты и сказители, жырши и жырау, творческое наследие которых является достоянием всего тюркского мира. На берегу Сырдарьи создавал свои бессмертные творения великий Коркыт – сказитель, философ, композитор, создатель кобыза. В народе его называют покровителем жырау. Приаралье является родиной целой плеяды выдающихся жырау: Кете Жусипа, Дур Онгара, Ешнияза сала, Канлы Жусипа, Карасакала Еримбета, Турмагамбета, традиции которых нашли свое продолжение в творчестве Кошенея, Манапа. Уникальным было искусство Нартая Бекежанова – его импровизаторское искусство сопровождалось игрой на сырнае (гармони).
Одним из видных представителей традиционного искусства жырау  является Базар Ондасулы, известный еще и как Балкы Базар. Этим именем он обязан своему происхождению – Балкы из рода Шомекей. Родился в 1842 году в местечке Карак, которое относилось к шестому аулу Казалинского уезда (ныне Кармакшинский район) в семье бедняка-скотовода. В двухлетнем возрасте лишился отца, и мальчика воспитывал нагаши (дядя по материнской линии) Отемис. С раннего детства пас байский скот. В девятилетнем возрасте его взял на воспитание Таспен би. В аул часто приезжали и подолгу гостили у хлебосольного Таспена бия прославленные жырау и жырши из присырдарьинских степей и Арки. Благодаря им в мальчике рано пробудился поэтический дар. Уже подростком он стал известен в округе как талантливый ипровизатор. Таспен би, пригласив уважаемых и именитых людей со всей округи, устроил в честь юного музыканта той. Подарив юноше нарядный чапан и быстроного скакуна, он дал ему свое благословение. О талантливом сказителе заговорили не только жители Ора, Иргиза, Кызылкумов, слава о нем распространилась и в Средней Азии. Он покорил своим искусством жителей Хивы, Ургенча. Он слушает распространенные в тех краях киссы, в Хорезме знакомится с дастанами Кероглы, Жусупа-Ахмета. Благодаря переводам Базара жырау в присырдарьинских степях услышали произведения поэтов Востока. На основе восточных сказаний Базар жырау создал дастаны «Әмина қыз», «Айна-тарақ».
У кочевых племен жырау значили больше, чем поэты – часто они выполняли роль советников степных правителей. Как известно из истории, обладавший неограниченной властью грозный хан Абылай прислушивался к советам  мудрого Бухара жырау, только он мог позволить себе говорить с ханом на «ты» и критиковать его политику. Имена многих жырау были неразрывно связаны с именами выдающихся правителей казахской степи: Коркыт – советник хана Огуза, Шалкииз – Темир бия, Асан Кайгы – молодых султанов Жанибека и Керея, Жиембет жырау – Есима хана, Махамбет – хана Жангира.
Базар жырау не был придворным поэтом. Темы его произведений –  нравы современников, раскрытие духовного мира человека. Излюбленный его жанр – толгау, полные философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира. Творческое наследие поэта свидетельствует о том, что он был знаком с восточной и исламской философией. Его толгау «Тіршіліктің түрлері», «Кермиық», «Керқұлан» заставляют задуматься о доб-роте и алчности, человечности и жестокости, справедливости и неравенстве. Образность языка достигается умело используемыми афоризмами Коркыта баба, Лукпана хакима, народными поговорками. Многие его произведения посвящены красоте родной земле, природе, временам года. Известны также его эпиграммы, в которых он едко высмеивает пороки общества, критикует правителей и биев, сочувствует беднякам.
За свободолюбие и сочувствие к простым людям он не раз оказывался в тюрьмах Ургенча и Казалинска. Базар жырау прекрасно владел домброй, обладал он и композиторским искусством. Напевы его жыров отличаются особой мелодичностью и красотой звучания. Песни, толгау и дастаны Базара жырау были записаны Торемуратом, сыном его друга Нурумбета. В советскую эпоху были опуб-ликованы сборники его произведений «Терме», «Қазақтың әдебиет нұсқалары», также его сочинения вошли в сборник «Бес ғасыр жырлайды». В 1985 году вышел в свет сборник «Стихи и дастаны». Исследованием творчества Базара жырау занимались ученые Абубакир Диваев, Алькей Маргулан. Высокую оценку творчеству Базара жырау дали поэты Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, которые назвали его видным представителем поэтического искусства казахов после Бухара жырау и Махамбета. Базар жырау похоронен в Узбекистане в местечке Жалпактай Учкудукского района Самаркандской области.
Жанна СРАЖАДИНКЫЗЫ
Кызылординские вести / Четвертая полоса 26 май 2018 г. 883 0