Памятники истории и культуры земли Сыра свидетельствуют о богатой созидательной истории края. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уделяет особое внимание сохранению и развитию национального культурного наследия. Это подтверждают масштабные государственные программы и проекты, реализуемые в республике.
Опору на духовное наследие предков Нурсултан Назарбаев назвал в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» одним из главных условий поступательного развития казахстанского общества.
Комплекс «Ақтас», куда входят мавзолей «Айқожа» и мечеть «Ақтас», находится на берегу Сырдарьи в Жанакорганском районе. Это памятники архитектуры ХIХ века, охраняются государством. Оба объекта благодаря государственной программе «Культурное наследие» были отреставрированы.
Мечеть «Ақтас» высока, с ее крыши видны мавзолеи Ходжи Ахмета Яссауи и Арыстан-баба. Перед тем, как отправиться в Мекку, паломники собирались в местности недалеко от мечети. Здание было построено и названо «Ақтас» по завещанию Айкожи ишана, мавзолей которого находится неподалеку. По преданию, мечеть начал строить старший сын Актаса Ибадулла, а закончил другой сын Атамагзум. Строительство финансировал местный богатей по имени Ташкенбай, а мастера пригласили из Самарканда (об этом при жизни рассказал известный акын Манап Кукенов). Здание находится на возвышенной надпойменной террасе правого берега Сырдарьи. У подножия террасы бьет родник, которому приписывается целебная сила. Здание возведено из обожжённого кирпича, его размеры — 18,55×19,03×20 метров.
Памятник имеет купольно-центрическую структуру. Основание здания в плане квадратное, трехступенчатый подкупольный барабан венчается полусферическим куполом (слегка намечена стрельчатость в верхней части). Основное здание мечети на главном и боковых фасадах расчленено на три участка лопатками. При этом образовавшиеся ниши на главном фасаде глубже, чем на боковых, и перекрыты стрельчатыми арками. Центральный участок главного фасада поднимается выше кровли основного здания и образует небольшой портал.
В куполе под южным углом первоначально был проем, перекрытый лучковой аркой, по некоторым данным, для чтения проповедей. Купол увенчан металлическим навершием с полумесяцем. В камере каждой из стен устроено по огромной стрельчатой нише, три из них были раскрыты наружу проемами, четвертая — юго-западная — имела михраб в виде перекрытой стрельчатой арки и имела богатое обрамление.
Интерьер был двух цветов: в основании стен была нанесена панель синего цвета, этот цвет был введен и в оформление михраба. Пол был выложен кирпичом. После ремонта цветовое решение было утрачено.
Айкожа-ишан Жумадиллаулы (1773-1857гг.), из рода дуана-кожа — известный в этих местах богослов, прославился еще и тем, что завещал сыновьям построить мечеть в местности Актас. Памятник находится на возвышенности правого берега реки Сырдарьи на обширном некрополе, начало которому, по всей видимости, положило захоронение святого Актаса. Айкожа ишан просветитель, религиозный деятель и духовный наставник, выпускник медресе в Бухаре, ученик шейха Ислама из Афганистана.
Мавзолей Айкожи ишана находится в Жанакорганском районе в сорока девяти километрах к юго-западу. Перед зданием расположены пять надгробных памятников. На восточной стороне расположен памятник жене, на западной — четыре памятника помощникам. Фундаментом мавзолея Айкожи служит кладка из обожженного кирпича. Он имеет два основных фасада с двустворчатыми проемами в стенах, которые закрываются двумя ограниченными круто закрывающимися дверями. Также имеется дверь в западной части стены, которая направлена в сторону Мекки. Купол был сделан в виде половины шара. Подземные барабанные купола – восьмигранные имеют четыре окна, расположенные в продольной и в поперечной осях. В настоящее время памятник реконструирован, более того, установлены купола с полумесяцем из металла, решетки на окна, деревянные купола подземных барабанов. Середина погребальной камеры покрыта белой тканью, надгробные памятники — прямоугольные. Купол памятника Айкоже был внесен в список памятников истории и культуры республиканского значения.
Майя АДЕНОВА