«Сакральная география» — один из спецпроектов подпрог-раммы «Рухани қазына», направленной на возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре родного края. Сакральную карту Казахстана составляют 100 памятников, которые создают культурно-географический пояс святынь страны — одного из элементов национальной идентичности. В рес-публиканскую карту сакральных мест от Кызылординской области вошли десять наиболее посещаемых и значимых объектов, ставших общенациональными символами и представляющих обширное историко-культурное наследие края. Среди них и комплекс Толегетай-Кылышты ата (ХІ-ХІІ вв.).
Этот комплекс находится в 30 километрах от районного центра Жанакорган. Построен он из жженного кирпича. Территория мавзолея как оазис среди пустыни. Очень много зелени, цветов.
Двухкупольный мавзолей с четырьмя минаретами (башнями), восемью балбалами (каменными бабами). Параметры купольного объекта 9х9 м, высота 10 м. Пропорции оригинальны и красивы. Памятник включен в государственный список памятников истории и культуры местного значения. Изготовлен паспорт памятника, установлена охранная доска.
На виртуальном портале «Сак-ральная география Казахстана» можно в режиме 3-D совершить экскурсию по этому комплексу.
Если обратиться к истории, то Толегетай баба – потомок Кушилика хана, жившего в начале ХІІ века. Когда делили найманов по землям, Толегетая отправили в древние края Озгент – Туркестан. Толегетай и Кылышты, встретившись в окрестностях Сыра, с уважением и почтением относились друг к другу.
Впервые о Толегетае баба написал М. Тынышбаев, Толегетай Суйинишулы – личность историческая, внук Наймана (от Наймана – Белгибай, от него – Суйиниш, от которого – Толегетай). Он вел за собой войска, заботился о народе, думал о его единстве.
В народной памяти осталось предание, что если провидец Толегетай баба указывал своей палкой в песчаных либо безводных местах со словами: «в этом месте есть вода», то там обязательно находили воду.
А его такие напутствия, как: «Наблюдай за окружением», «Сумей следить за всеми четырьмя сторонами», «Пусть будут целы – все как едины», «При кочёвке будьте рядом, пусть дым из ваших домов вьется прямо», «Делитесь друг с другом огнём», призывают к единству народа, подразумевают важность равноправия между собой.
Кылышты ата был святым, наделенным особой силой. Его отец Камаладдин, возвратившись из Мекки, женился на дочери потомка правителя г. Кырозгента царя Абубакира Сыдыка – Илгимагзума. Позже он вернулся в Мекку.
Когда Кылышты вырос, то однажды увидел, как с неба опустились меч и лошадь, как знак того, что теперь он может противостоять бедам. Визири и бии, выстраивавшиеся перед ним, не раз были свидетелями, как его меч сливался с солнечным светом, и муха, садившаяся на лезвие сабли, разделялась на две части. Это значило: «тот, кто не будет хранить верность, получит такое же наказание». После этого его прозвали Кылышты ата.
Подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ