С недавних пор мальчишки с нашей улицы забросили свои мячи и велосипеды. И не потому, что с утра до вечера сидят, уткнувшись в смартфоны. Их увлекла по-настоящему народная игра – асық ату.
До позднего вечера только и слышно во дворе: «Да я только плас-тилином утяжелил свой лобан!», «Не верю, сейчас проверим! Ты, наверное, свинец туда залил?». Каждый вечер ребята шаркают по земле обувью, выравнивают поверхность для асычек. Что-что кричат, спорят, хвастают выигранными трофеями. Взрослые с интересом наблюдают за их игрой, некоторые даже, поддавшись азарту, подключаются к игре, дают советы, проводят так называемые мастер-классы, вспоминают свое детство. Игра настолько захватила детей, что сейчас они вместе с родителями ищут асычки, покупают, выменивают.
– Сыновья просили купить велосипед на лето, копил деньги, чтобы не обидеть обоих и купить сразу два, а сейчас они про это забыли, по всей родне ищем для них асычки, – улыбается сосед Айбек. – Игра интересная, а главное, не затратная. Помню, в советское время все мальчишки играли в асычки, лянги. Девчонок не допускали к игре, мол, не девчоночья игра, иди, прыгай на своей скакалке. К сожалению, сегодня для большинства современных жителей эта игра знакома разве что по воспоминаниям родителей. У моих детей нет того заветного мешочка, в котором бережно хранятся асычки. Вот хочу научить ребятишек играть в лянги. Современные дети даже не представляют, как много у нас интересных национальных игр.
Мой собеседник нервничает, наблюдая за мальчишками, которые никак не могут попасть в цель: «Эх, не умеют играть! Вот сейчас доиграют, и я им покажу, как правильно надо кидать асычки!». Но чтобы не нервничать еще больше, начал подкидывать ногой лянгу, насчитал аж двадцать два люра, совсем неплохо для того, кто давно не играл в лянгу.
– Смотри-ка, ноги помнят лянгу, а руки – асычки, – радуется как ребенок Айбек. – Здорово, что молодежь возвращают к нашим народным видам спорта.
Надо сказать, что казахские национальные игры с каждым годом приобретают все большую популярность. В области возрождают интерес к игре асық ату. Игра даже включена в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Асық ату – казахская национальная игра. Асык изготавливают из костей, предварительно вываренного коленного сус-тава овцы или барана. Смысл игры заключается в том, чтобы с определенного расстояния выбить своим асыком один или несколько таких же костей, которые выстроены в ряд. Асыки, выбитые из ряда, становятся собственностью игрока, сбившего их.
– Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в программе «Рухани жаңғыру» призывает возрождать казахские национальные игры. Многие виды национальных игр – это не только красивые состязания, но и особый пласт национальной культуры. Это позволяет подрастающему поколению впитывать традиции и культуру своих предков. Асық ату – очень увлекательная игра, в нее играли наши бабушки и дедушки, – говорит президент областной федерации игры «Асық ату» Жандос Базартай. – Возрождение игры – прекрасный способ сохранить казахские культурные традиции для после-дующих поколений. Сейчас ни один праздник не обходится без асық ату. А если асыки войдут в школьную прог-рамму по физкультуре, то, наверное, только разнообразят предмет.
В Кызылорде есть кружок игры асық ату, его посещает около двадцати ребят. Опытные педагоги обучают школьников правилам и технике игры. Основная миссия кружка – приобщение молодежи к национальным культурным ценностям. Руководит кружком учитель физкультуры школы № 235 Райхан Наукеев, который предлагает популяризировать игру асық ату в школах.
– Игра усиливает способности зрения, также – это массаж рук, каждого пальца, локтей. Кроме того, у игрока развивается математическое мышление, тренируются выносливость, ловкость и координация движений, – говорит тренер. – Детей необходимо увлечь этой игрой, чтобы учащиеся разминались на переменах. Сейчас у многих детей есть проблемы со здоровьем. Виной то-му – малоподвижный образ жизни, увлечение гаджетами. А игра асық ату развивает мелкую моторику рук, что способствует развитию обоих полушарий головного мозга, улучшает когнитивные функции и логику. Ребенок, который с детства дружен с этой игрой, растет метким, находчивым, уравновешенным и ловким. Особенность игры в том, что в ней нет ограничений по возрасту, в нее могут играть как дети среднего школьного возраста, так и пожилые люди. Современным детям такая игра просто необходима для профилактики глазных заболеваний. Причем нагрузка во время игры не меньше, чем в любом другом виде спорта. Надеюсь, что в будущем такие кружки откроются в каждом дворе.
Отметим, что в области ежегодно проходят различные турниры. В 2015 году провели первый чемпионат города по асық ату, где собралось около пятидесяти команд. Звание чемпионов оспаривали более двухсот лучших «мергенов-асычников». В апреле нынешнего года проходил респуб-ликанский турнир. Кызылординцы на нем заняли немало призовых мест. Основная цель таких турниров по асық ату – популяризация и продвижение в новом формате национальных игр. По словам организаторов, с каждым годом на игровых площадках собирается все больше молодежи.
Р. Наукеев – заядлый игрок в асық ату, с детства собирает асычки, в его копилке больше трехсот костяшек. Он – идейный организатор большинства состязаний по асық ату. В школе, где работает, старается популяризировать не только асық ату, он «заразил» многих подростков игрой в лянги. Его подопечные стабильно становятся победителями всевозможных национальных игр. К примеру, Ильяс Отетилеуов, Ерболат Тажибенов и Куаныш Айжаркынов – опытные «лянгисты», призеры городских и областных турниров.
– Лето – самое подходящее время для игры в лянги или асық ату, – говорит Ильяс. – Никакие зарубежные аналоги не сравнятся с нашими национальными играми.
Бахтияр Адилет не раз участвовал в соревнованиях по асық ату, уверен, что в асық ату могут играть все, даже девчонки, если захотят.
– Я горжусь, что выступаю на соревнованиях по этому виду спорта. Древняя казахская игра вырабатывает меткость и ловкость. Что немаловажно, для увлечения этой игрой не нужны большие денежные средства и специальные площадки и приспособления. Главное – интерес и желание, да и асыки на местных рынках стоят не больше 30-50 тенге за штуку. Игра захватывающая и зрелищная, порой папы-болельщики, придя на соревнования посмотреть на сыновей, включаются в игру.
Стоит отметить, что за годы независимости Казахстана древняя национальная игра казахов асық ату не только возродилась, но и превратилась в профессиональный вид спорта. По официальным данным, асық ату уже занимается более восьмидесяти тысяч человек по всей стране.
– Очень хорошо, что мы сохранили игру асық ату, несмотря ни на что, – говорит Райхан ага. – Ведь асык – это не просто игра и азарт, это воспитание, связь поколений. В асык играют и бедные, и богатые, и дети, и старики. Разновидностей асық ату много, к примеру, в «ат жарыс» игроки подражают жокеям, окрашенные асыки своего рода кони. Разновидность игры «хан талапай» похожа на бильярд, а «омпы» – на боулинг. Так что можно сказать, что асық ату – игра актуальная. Отрадно, что интерес к ней растет, в наш кружок обращается все больше детей. Ведь асық ату – часть наших национальных традиций, преемственность поколений. Для игры не нужно специальных спортзалов – достаточно нескольких асыков да небольшая площадка.
София АЛДАМЖАРОВА