Важное значение в изучении истории Приаралья играют сохранившиеся на территории области многочисленные мавзолеи и мазары, которые являются ярким свидетельством уважения к памяти выдающихся личностей, оставивших след в истории края.
В 18-и километрах к востоку от поселка Кармакши расположен мавзолей Калмухамеда (Калкая) ишана, который пользовался особым уважением и авторитетом у местного населения. Он родился в 1815 году в Кармакшинском районе в местности Карабдал. Старший из сыновей известного и почитаемого в округе святого Марала ишана, Калмухамед родился, когда его отцу было тридцать лет и пользовался особой любовью отца. По настоянию отца Калмухамед провел четверть века в крупных религиозных центрах Бухары и Багдада и получил хорошее по тем временам образование. Вернувшись в родные края, в мечети, построенной его отцом Маралом ишаном, учил детей грамоте и основам ислама.
Богослов и проповедник суфизма, он прославился еще и тем, что был знатоком казахского фольклора, знал наизусть много дастанов и сказаний, занимался их сбором и записью. В Институте литературы и искусства имени М.Ауэзова хранится книга «Рукописи Калкая молды», а также записанное им поэтическое сказание «Ер Қосай». Его передал в институт в 1940-м году собиратель казахского фольклора Асайын Хангельдин. Известный ученый-филолог Ауелбек Конратбаев в своей работе «Тюркология и казахский эпос» (1987 г.) пишет, что молда Калкай был одним из авторов, записавших жыр «Камбар».
В архивных документах сохранились письма чиновников Перовского и Казалинского уездов 1859 года, в которых упоминается имя Калкая ишана и его заслуги в разрешении междоусобных раздоров среди сородичей. В переписке также говорится, что местное население с большим почетом и уважением произносит имена живущих здесь аулие (святых) Косымкожи, Сейтпенбета, Калкая ишана. Своих земляков Калкай ишан призывал к оседлости, к занятию земледелием. Под его влиянием около ста семей обосновались на берегу Караозека и, поставив около 80-и запруд, вырыли арык, который и сейчас в народе известен как арык «ишана».
Слава о нем, как об искусном враче-
вателе и провидце шагнула далеко за пределы родных краев. В надежде получить исцеление к нему приезжали страждущие даже из далеких степей Сарыарки.
Сабит Муканов в романе «Промелькнувший метеор», посвященном выдающемуся ученому и этнографу Шокану Валиханову, рассказывает, что своим именем Мухаммед-Канапия Шокан обязан Калкаю ишану. Когда родился Шокан, в Аман-карагае в доме Чингиза, отца Шокана, гостил Калкай ишан. По традиции имя новорожденному обычно дают наиболее уважаемые люди. Родители Шокана, потомки хана Абылая, попросили ишана дать имя мальчику. Взяв ребенка на руки, Калкай долго вглядывался в лицо младенца, а затем нарек его именем Мухаммед-Канапия. Как сказал ишан, любимая дочь пророка
Мухаммеда Фатима была женой Хазрета-гали, у которого от трех жен было 18 сыновей, среди которых храбростью и отвагой прославился Мухаммед-Канапия. В его честь Калкай ишан и назвал мальчика. Он предрек ему блестящее будущее и предсказал, что слава его превзойдет пред-
ков – ханов Касыма и Уали.
Сыновья Калкай ишана Тобагабыл, Абдрахман, Мамырбай пошли по стопам отца, и тоже, получив религиозное образование, стали ишанами. С приходом Советской власти на долю потомков Калкая ишана выпало немало трудностей. Они были объявлены врагами народа, были среди них и те, кто был расстрелян или погиб в тюрьмах. Оставшиеся в живых члены семьи были вынуждены бежать в Узбекистан и Таджикистан.
Мавзолей Калкая ишана напоминает по внешнему виду мавзолей Ходжи Ахмета Яссави в Туркестане. Как рассказывают люди старшего поколения, перед смертью Калкай ишан попросил своих детей, чтобы его мавзолей не был выше мавзолея его отца
Марала ишана. Но мастер, который возводил строение, поступил по-своему и сделал его выше мавзолея Марала ишана. На следующий день, когда люди пришли к месту захоронения, они увидели, что та часть, что была выше, обрушилась. Это можно увидеть на фотоснимках, сделанных в 1995-1996 годах. В строительстве активное участие принимали все жители аула. Выстроив-
шись в цепочку, они из рук в руки передавали ведра с водой для строительства мавзолея. А еще говорят, что при приготовлении сырцовых кирпичей для мавзолея использовали вместо воды кумыс. Как бы то ни было, все это еще раз говорит о том уважении, с каким люди относились к Калкаю ишану. Высота передней фасадной части мавзолея – 14 метров. Мавзолей, построенный из сырцового кирпича, является образцом купольной архитектуры и относится к XIX веку.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА