• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЖИЗНЬ ПОСВЯТИВ ЛЮБИМОМУ ДЕЛУ

Народный акын  Манап Кокенов никогда  не расставался с домброй. Благо, домбра была в каждом доме, в каждой юрте. То, что исполнялось ведущими мастерами национального музыкального жанра, вскоре становилось достоянием всех.
У Манапа Кокенова много званий, но главное из них - народный акын.   Слова, сказанные в свое время Абильдой Тажибаевым   «Манап – это целый театр”,  у всех на устах и сейчас. Именно под этим названием  в стране  проводятся республиканские айтысы и другие творческие конкурсы. Он семь раз участвовал в Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве, где выступал с концертами и неизменно срывал шквал аплодисментов. Манап Кокенов награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов. Он заслуженный работник культуры Казахской ССР. В 1980 году ему было присвоено  почетное звание Народного акына Казахстана . В 2000 году он был приз-нан Человеком ХХ века.
Тяга к творчеству у Манапа Кокенова пробудилась еще в детском возрасте. Уже первые  его школьные стихи несли в себе печать таланта, поражали учителей легкостью слога, неуемной фантазией и недетскими размышлениями. Пойди тогда Манап по литературной стезе, скорее всего, стал бы он хорошим поэтом или писателем. Но в руках молодого поэта оказалась домбра.
Его можно было увидеть на слетах чабанов, культурных форумах, не говоря об айтысах, на которых Манап-акын всегда оказывался в цент-ре внимания.
– Это было в 1943 году, – рассказывал как-то Манап-акын, – тогда  провели в нашем районе айтыс. И он как бы всколыхнул несколько затихшее в эти суровые годы народное творчество.
Живительной волной по областям и районам республики тогда прошли айтысы местных акынов-импровизаторов. Звуки большого праздника дошли и до отдаленного аула Талап в Жанакорганском районе.
– Вечерами молодежь собиралась у юрты, возле костра, – вспоминал Манап-акын. – Звенела домбра, передаваемая из рук в руки, звучали песни, юноши и девушки состязались между собой в острословии.
И, как признавался Манап Кокенов, он был завсегдатаем таких творческих вечеринок. Для акына, делавшего свои первые шаги в этом трудном жанре, такие состязания дали многое, помогли развиться его таланту.
А первое его выступление на районной сцене было в 1943 году, когда в Жанакоргане организовали айтыс акынов, куда съехались мастера жанра со всех аулов, были среди них и уже именитые акыны. Вот тогда-то на айтысе и попробовал свои силы пятнадцатилетний светловолосый мальчуган, как тогда его прозвали, «ак бала». Выступление юного таланта из Талапа было оценено по достоинству. Известный акын-импровизатор Нартай Бекежанов, организатор айтыса, предрек тогда Манапу Кокенову большое артистическое будущее.
Нартай Бекежанов не ошибся. Манап Кокенов прославился  не только на земле Сыра, но и в республике. Автор многих поэтических произведений, неоднократный победитель областных и республиканских айтысов, продолжатель лучших музыкальных традиций национальной культуры, он создал свою творческую школу.
В трудовой книжке Манапа Кокенова была лишь одна запись. Она была сделана, когда Манап-акын стал заведующим «красной юртой».
В начале 1970-х в Кызылорде после длительного перерыва организовали первый республиканский айтыс акынов. Какой же айтыс без Манапа-акына, который блеснул своим остро-словием, находчивостью и артистизмом?
 Когда ему исполнилось семнадцать лет руководство района доверило ему заведовать «красной юртой».
– В составе агитбригады было тридцать человек, среди них библиотекарь, агитаторы, даже свой повар, – вспоминал Манап-ага. – А из оборудования – старенькая юрта, граммофон, радио-приемник и киноустановка, на которой вручную прокручивали киноленты. Ездили к чабанам, механизаторам, читали лекции, показывали фильмы, ну и, конечно же, выступали с концертами.
До конца своей жизни Манап-акын остался верен раз и навсегда выбранной работе.
– Человек по характеру живой, общительный, Манап Кокенов всеми нитями был тесно связан со своими односельчанами, с жителями района, – рассказывает Жаксыгуль Бегманова, которая долгие годы работала в составе агитбригады  под началом Манапа-акына.
Он всегда был в самой гуще жизни – на полевых станах, юртах. И всегда – самым желанным гостем в каждом коллективе, в каждой семье. С его приходом приходило мудрое слово, добрая песня.
Манап-акын был поистине душой народа. Он как-то признался:
– Я счастлив, что мое творчество приносит людям радость и вдохновенье.
Счастлив был Манап Кокенов  не только этим. Счастье Манапа-ага – это добрая и лас-ковая Мариям-женгей, с которой прожили они долгую и красивую жизнь. Это его дети – четверых сыновей и четырех дочерей воспитали они. Все они нашли свое место в жизни. А самое главное счастье – это то, что сын Абдикарим продолжил дело отца, с детства увлекся музыкой и домброй, а потом стал участвовать в айтысах акынов. В 1985 году Абдикарим Кокенов состязался на республиканском айтысе с известным акыном Надеждой Лушниковой, чему Манап-акын был очень рад.
У нас делается много добрых дел для популиризации творческого наследия народного акына. В Кызылорде и поселке Жанакорган проводится  республиканский айтыс «Манаптын бiр өзі бiр театр». Кроме того, по программе «Культурное наследие» решением Жанакорганского районного маслихата было профинансировано издание книги о жизни и творчестве М. Коке-
нова. В книге под названием «Журегi жырдан жаралгандар» семь разделов. В первом народные писатели и поэты Казахстана Сабит
Муканов, АбильдаТажибаев, Шерхан Муртаза и другие люди искусства делятся с читателями своими мыслями о творчестве Манапа-акына.
Немало интересного найдет взыскательный читатель и в других разделах книги. Составил ее и подготовил к печати член Союза писателей Казахстана, почетный деятель области Адырбек Сопыбеков.  
Школа творчества имени М. Кокенова, которая работает при районном Доме культуры и носит его имя, пропагандирует творчество народного акына. В сельских клубах и библиотеках Жанакорганского района идут вечера, посвященные творчеству акына. В родном ауле М. Кокенова, который ныне носит его имя, построено новое здание сельского клуба.
Сейчас на земле Сыра, да и по всей стране, десятки, сотни продолжателей дела Манапа-акына. А это значит, что народное искусство не померк-нет, будет развиваться и совершенствоваться. Это необходимо для духовного возрождения нации и воспитания молодого поколения в духе любви к народным традициям и  родному краю.
Максут ИБРАШЕВ
Кызылординские вести / Четвертая полоса 26 июнь 2018 г. 1 133 0