Коркыт ата – одна из выдающихся личностей в мировой истории. Сын Великой степи, он стал символом всего тюркского мира. Согласно исследованиям историков, казахская степь является прародиной всех тюрок, которых в настоящее время по всему миру насчитывается свыше двухсот миллионов человек.
Создатель музыкального инструмента кобыз, композитор, акын и покровитель баксы (знахарей-шаманов) Коркыт жил в VIII-IX веках в нижнем течении Сыр-дарьи в Жанкенте. Его отец Каракожа происходил из племени огузов, мать – из рода кипчак.В философии Коркыта, связанных с ним легендах о борьбе со смертью просматриваются жизнеутверждающее начало и оптимизм. Уже при жизни он был признан святым. Как пишет Шокан Валиханов, «Коркыт был первым, кто научился играть на кобызе, был первым баксы. Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл ее заключается в том, что он нашел бессмертие в служении человечеству созданным им искусством».
Мыслитель, обладавший даром предвидения, он был еще и великим жырау и советником ханов. Существует большое количество преданий о Коркыте. Анализируя происходящие события, он давал им соответствующие оценки, предсказывал будущее. Ему удавалось решать самые сложные вопросы племени огузов. Его авторитет был непререкаемым.
Люди не принимались за какую-либо трудную работу, не получив на то благословения Коркыта и беспрекословно выполняли его наказы.
Исследованием жизни Коркыта занимались видные ученые многих стран. Насчитывается около 700 научных исследований. О его возрасте нет точных данных. Одни утверждают, что Коркыт прожил 95 лет, другие – 193, а иные доводят его возраст до 400 лет. Среди тюркских народов широко распространены легенды и рассказы Навои о Коркыте. Известный историк, академик Василий Бартольд указывал, что Коркыт – патриарх, носитель народной муд-рости. В народе до сих пор живут афоризмы и меткие выражения, приписываемые Коркыту, в которых он прославляет лучшие человеческие качества и подвергает критике отрицательные стороны бытия: «Пусть лучше дом развалится, если там не бывают
гости, пусть лучше не взрастет трава, если ее не щиплет лошадь», «Вода, не пригодная к питью, пусть лучше не бежит по ложбинам», «Пусть лучше не родится сын, который запятнает имя отца», «Как бы ни хотел человек, он не съест больше, чем может». По этим его высказываниям можно заключить, что, путешествуя по миру, Коркыт пришел к мысли, что каждому человеку лучше всего на родной земле. Его философские мечтания нашли отражение в творчестве.
Письменным памятником эпического жанра тюркских народов является «Қорқыт ата кітабы» («Китаби деде Коркут»), повествующая о жизни племени огузов, вошедших позже в состав тюркского народа. Книга написана на общем для огуз-кипчаков языке и отражает события доисламского периода. Эпос извес-тен по двум рукописям на арабском языке: дрезденской, которая относится к XVII веку и состоит из 12 сказаний, и ватиканской, которая включает 6 частей и относится к XVIII веку. На русский язык
рукопись была переведена востоковедом и тюркологом Василием Бартольдом. В 1894-1904 годах ученый перевел четыре части произведения, полностью перевод был закончен и сдан в печать в 1922 году. В каждом эпическом сказании – свой сюжет, но все они объединены центральным образом – образом мудрого Коркыта.
В книге много наставлений, пословиц и афоризмов. Особенность ее в том, что здесь Коркыт одновременно и автор, и персонаж. Ауелбек Конратбаев выделяет в «Қорқыт ата кітабы» три части: первая – сказания и эпосы, описывающие период становления огуз-кипчакского племени; вторая часть посвящена междоусобицам туркменов и племени пешене в течение 34 лет, третья – распад огуз-кипчакского улуса. Все события, описанные в книге, происходят на берегу Сырдарьи, на землях Средней Азии и Кавказа. В них повествуется о том, как создавались, распадались племена тех краев. Жыр «Бамсы-Байрак» передает легенду об Алпамысе, «Үйсін қожа» повествует о предке казахского племени уйсун. В книге часто встречаются географические названия, имеющиеся в современном казахском языке. Это доказывает тесную связь книги с Казахстаном, с землей, которую населяли многие тюркские племена, влившиеся со временем в единый казахский этнос.
Коркыт оставил богатое музыкальное наследие. В его кюях, написанных для кобыза и требующих особой манеры исполнения, нашла отражение жизнь целой эпохи. Его музыкальное наследие занимает особое место в казахском фольклоре. До наших дней дошло около двадцати произведений, нотами записаны 11 кюев, некоторые имеют несколько вариантов исполнения. Кюи «Қорқыт», «Қорқыт сарыны», «Қорқыт толғауы», «Қоңыр», «Башпай», «Әуіппай-әуіппай», «Тарғыл тана», «Елім-ай, халқым-ай», «Ұшардың ұлуы», «Елмен қоштасу», «Байлаулы киіктің зары», «Желмая», «Тенгри» имеют свою историю создания. Так, например, кюй «Башпай» – один из последних кюев Коркыта. Возвратившись из путешествия в поисках бессмертия, Коркыт на Сыр-дарье, расстелив попону, исполняет на кобызе свои напевы. По берегу реки к нему приходит младшая сестра Актамак и приносит еду. Во время трапезы начинается сильный ветер, по реке побежали волны и Коркыт нечаянно задел сестру пальцем ноги. Он расстроился и под впечатлением того досадного случая написал кюй. Произведение свидельствует об особом уважительном и трепетном отношении в степи к дочерям и вообще девушкам.
Интересна история создания кюя «Ұшардың ұлуы». У одинокой старухи был единственный сын-охотник. На быстроногом скакуне он с гончей по кличке Ұшар охотился в пойме Сырдарьи. Вскоре он погиб при неизвестных обстоятельствах, и по обычаю предков аул перекочевывает. На новом месте старуха вскоре обнаружила, что пропала гончая, и отправилась на ее поиски. Вернувшись на место прежнего стойбища, она увидела собаку у могилы своего хозяина.
Главными проводниками творческого наследия Коркыта можно назвать казахских шаманов – баксы, которые были не только целителями и врачевателями, но и великолепными музыкантами. Считая Коркыта своим покровителем (пір), они призывали его на помощь во время песнопений. Многие баксы свои ритуалы сопровождали кюями Коркыта.
До наших дней дошли рассказы стариков об известном баксы-кобызисте Койлыбае, который считался учеником и последователем Коркыта. О том, как мастерски исполнял Койлыбай кюй «Қорқыт», упоминается в произведениях Магжана Жумабаева, Сакена Сейфуллина, Ильяса Джансугурова, Мухтара Ауэзова, Ахмета Жубанова.
Как рассказывает исследователь наследия Коркыта ата, композитор и кобызист Алкуат Казакбаев, наследником искусства Коркыта был Нышан Шаменулы. Известный музыкант и кюйши земли Сыра, он родился в 1883 году в городе Акмечети. В результате перенесенной в двухлетнем возрасте черной оспы потерял оба глаза. Настоящее его имя – Исмаил, отца звали Шамен. В раннем детстве остался сиротой. Благодаря виртуозной игре на кобызе многие знали его под именем Сокыр Нышан. Когда в 1925 году столица Казахстана была перенесена из Оренбурга в Кызылорду, в город приехали известные деятели искусства и культуры. Кюи Коркыта в исполнении кобызиста
Нышана услышали Сакен Сейфуллин, Алиби Жангельдин, Сара Есова, Алькей Маргулан.
Велика заслуга в возрождении музыкального наследия Коркыта ученого-фольклориста, искусствоведа Болата Сарыбаева, который внес большой вклад в возрождение многих народных музыкальных инструментов. В 1975 году по инициативе академика Алькея Маргулана и известного фольклориста Мардана Байдильдаева была сделана запись кюев Коркыта в исполнении Нышана Шаменулы. Произведения были исполнены Нышаном на кобызе, специально присланном Б.Сарыбаевым из Алматы. Под его руководством кюи Коркыта были положены на ноты. Часть кюев в 1976 году записал кобызист Мусабек Жаркынбеков. Позже оригиналы записей Мардан
Байдильдаев передал в коллекцию фонда Института литературы и искусства имени М.Ауэзова Министерства образования и нау-ки Республики Казахстан.
Особая роль в сохранении наследия Коркыта принадлежит Ыхыласу Дукен-улы (1843-1916). Выдающийся композитор и кюйши родился и вырос в Жезказганской области. Его дед Алтынбек был искусным ювелиром, мастером кузнечных дел, изготавливал он и музыкальные инструменты. И дед, и отец Ыхыласа были музыкантами-виртуозами, славившимися в округе, что оказало влияние на становление таланта будущего музыканта-кюйши. Совсем еще мальчишкой он научился у отца исполнять на кобызе кюи Коркыта. Особенно нравился ему кюй «Қорқыт». Талантливый мальчик выучил его наизусть. В 18-летнем возрасте он внес изменения в манеру исполнения отца, подняв их к высотам классической формы, начал бороться за
чистоту звучания кобыза. Ыхылас прославился не только как мастер виртуозной игры на кобызе, но и как известный композитор.
После Ыхыласа продолжателем наследия Коркыта в казахской музыке можно назвать кобызиста Молыкбая Байсакулы, который дожил до советских времен. Искусство исполнения кюев Коркыта перешло к нему от предков – отец Байсак, дед Бугыбай, прадед Жетибай были известными музыкантами. О Молыкбае писал Ильяс Джансугуров. В 1925 году он приезжает в Аксу, где жил музыкант, вместе с Александром Затаевичем – известным собирателем и знатоком казахского фольклора. Им были записаны несколько кюев в исполнении М.Байсакулы. К сожалению, до наших дней эти записи не дошли. В 1927 году Ильяс Джансугуров в последний раз побывал у кобызиста Молыкбая. Вместе с Мухтаром Ауэзовым он провел в доме музыканта четыре дня и записал кюи Коркыта «Аққу», «Құдіреттің құсы», «Ақ көбік-көк көбік». В 1927 году вышла статья И.Джансугурова о казахских кюях, где классик литературы отмечает, что кюи Коркыта дошли до последующих поколений благодаря таким народным талантам, как Ыхылас, Молыкбай.
В прошлом году была подана заявка на включение мультинациональной номинации «Наследие Коркыта ата» в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Номинация включает два элемента – «Искусство игры на кобызе» и «Кюи Коркыта ата». Кобызовая традиция дольше других сохраняла свою сакральность, близость к обрядовой культуре (бақсылық), потому необходим глубокий исследовательский подход, сбор материалов и его обобщение. И в этом – основной смысл Конвенции ЮНЕСКО.
Богатое духовное наследие Коркыта гармонично вписывается в современную жизнь. Легенда тюркского мира, Коркыт сумел
вместить в свои произведения историю целой эпохи. Творчество Коркыта является наследием всего тюркского мира, но традиции исполнения кобызовых кюев встречаются только в Казахстане. И наша главная задача – показать всему миру богатое наследие казахского народа.
Именно этим смыслом наполнены слова Главы государства Н.Назарбаева: «Наш праотец Коркыт – знаменитый поэт, признанный общим мыслителем всех родственных тюркских народов, непревзойденный музыкант-кюйши, герой легенд с глубоким философским смыслом – является золотым фундаментом нашего духовного бытия. Я бы сказал, что для казахского народа, обретшего независимость и восстанавливающего свое историческое сознание, роль наследия Коркыта баба особо велика. Ибо его заветы, оставленные более десяти веков тому назад, полностью сочетаются с современными реалиями нашего общества».
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА