ПРАЗДНИКИ ОБЫЧНО ДОЛГИМИ НЕ БЫВАЮТ, НО ФУТБОЛ ЭТИМ ЛЕТОМ СТАЛ ИСКЛЮЧЕНИЕМ. НА ПРОТЯЖЕНИИ МЕСЯЦА ВЗОРЫ СОТЕН МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ БЫЛИ ПРИКОВАНЫ К РОССИИ, ПРИЧЕМ РЕЗУЛЬТАТАМИ МАТЧЕЙ ИНТЕРЕСОВАЛИСЬ И НЕМАЛО ТЕХ, КТО РАНЕЕ НЕ БЫЛ ЗАМЕЧЕН В СИМПАТИЯХ К ЭТОЙ ИГРЕ.
Что тогда говорить об истинных болельщиках, для которых мундиаль стал главным событием в их жизни! Были, конечно, разочаровавшиеся, но претензии, если они у кого-то возникли, надо адресовать не чемпионату, а своим командам, не оправдавшим возлагавшиеся на них надежды. Да и не бывает побед без поражений, причем грань между ними порой неосязаема – этому мы тоже были свидетелями.
В воскресенье после окончания телетрансляции финальной встречи социальные сети буквально заполонили всякого рода футбольные провидцы: «Я же говорил, что Франция!» Не спорю: может, и в самом деле говорили, но куда больше было таких же знатоков, которые считали, что победят Бразилия, Германия, Аргентина, Испания… В любом случае это – гадание на кофейной гуще, поскольку спортивные прогнозы никакой логике не поддаются. Знаю тех, кто ставил неплохие деньги на победу Германии над Южной Кореей. Немцам, действующим на тот момент чемпионам мира, выигрыш нужен был для выхода из группы, корейцам не нужно было ничего. Чем все закончилось – известно. Я был на той игре в Казани и видел, как радовались корейские болельщики – будто чемпионат выиграли. Видел и слезы немецких болельщиц, мужская же их часть держалась, но можно представить, каких усилий им это стоило. Футбола без эмоций не бывает – этим и объясняется его притягательность как зрелища. И чемпионат мира только лишний раз подтвердил это.
А еще чемпионат – какая-то особая атмосфера единения, атмосфера праздника, на котором нет посторонних независимо от того, кто ты, откуда, чей болельщик и так далее. Количества дней отпуска и тенге на банковской карточке мне хватило побывать на пяти матчах в двух горо
дах, но бразильцев, которых все обязательно хотят увидеть, среди их участников не оказалось. Зато мне вспомнилось, как когда-то проходил своеобразный тест на вменяемость в этой стране. Вопрос такой: «Какой вид спорта №1 в Бразилии?» Многие сразу называют футбол, но их поправляют: «Нет, волейбол. А футбол у нас не спорт – это религия».
Так вот. Участников, организаторов, хозяев и гостей чемпионата в России при всем многообразии их жизненных взглядов, социальной и религиозной принадлежности, возраста, образовательного уровня объединил футбол, наглядно продемонстрировавший свою великую созидательную силу. Какое, например, еще событие заставит двадцать тысяч австралийцев преодолеть пятнадцать
тысяч кило¬метров, чтобы поддержать свою команду? В ее матче с Францией создавалось впечатление, что игра проходит на «зеленом континенте» — настолько подавляющим был перевес болельщиков желто-зеленых на трибунах.
Таким же было преимущество (не по игре, а по числу купивших билеты) иранцев над испанцами. В Иране, как известно, существуют жесткие правила посещения массовых зрелищ, а женщинам на стадионы вообще путь закрыт, поэтому болельщикам этой страны чемпионат запомнится надолго. Держа в уме приезд в Кызылорду в конце 1980-х на товарищеский матч команды, составленной из проживающих в Иране казахских футболистов, до игры в Казани между Ираном и Испанией я заготовил фразу на персидском с пожелания¬ми иранцам успехов. Ее и использовал в общении с группой болельщиков с красно-бело-зелеными флагами, пока мы стояли в очереди на стадион. Ответом мне был радостный гул одобрения, меня попросили повторить эти слова, засняв это на смартфон и тут же отправив себе на родину. В этой игре я действительно сочувствовал иранцам, которые дали настоящий бой одному из грандов. И если бы не видеоповтор, отменивший засчитанный уже гол в ворота Испании, эта сборная закончила бы чемпионат еще раньше.
При всех переживан
иях, выпавших на долю болельщиков, вели они себя на редкость миролюбиво. Барабаны, трещотки, дудки, речевки, скандирования, танцы – это да. В то же время – отсутствие намека на какую-либо агрессию, несмотря на то, что пиво в буфетах на стадионах лилось рекой, не говоря о различных питейных заведениях в городе. Конечно, надо отдать должное организаторам, поскольку по отзывам и официальных лиц, и простых туристов, с точки зрения обеспечения безопасности чемпионат превзошел все ожидания. Вся эта атмосфера во многом объясняет тот факт, что, например, после матча Колумбия – Польша, в котором поляки потерпели фиаско, болельщики двух стран долго не расходились, фотографируясь на память, распевая песни и строя ближайшие планы своего времяпрепровождения. Правда, убитым горем немцам было не до песен после той же игры с корейцами, но вели себя они тоже очень корректно.
Кто-то может сказать, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, и иностранцы должны держать себя в рамках. Отчасти это так, но общий благожелательный фон задали прежде всего хозяева. После игры, в которой Россия с треском уступила Уругваю, получаю смс от активного нештатного автора нашей газеты Кенеса Махамбетова из Астаны: «В Самаре все спокойно?» И сразу же отвечаю в том смысле, что хотя Самара не Багдад, со спокойствием здесь тоже все в порядке… Российские болельщики, не жалея экспрессивных эпитетов в оценке действий ряда футболистов своей сборной, пришли к общему заключению, что против лома, как говор
ится, нет приема. На этом и разошлись.
… Чемпионат, который мы так долго ждали, — уже история. Среди прикоснувшихся к ее яркой странице были и казахстанские болельщики, о чем свидетельствовали флаги Казахстана на трибунах российских стадионов. Каждый из побывавших на этих играх, образно говоря, совершил настоящий футбольный хадж, и многие осуществили мечту своей жизни. А Футбол еще раз подтвердил свою благородную миссию – объединять миллионы людей, даря им радость и надежду.
Тимур КАСЫМОВ
Фото автора