• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВО ИМЯ ЖИЗНИ И СВОБОДЫ

  «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.
На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее».
(Из статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).

В истории Казахстана, казахского народа особое место занимают казахско-джунгарские отношения. Более ста лет казахский народ вел героическую борьбу с джунгарскими захватчиками, которые сметали все на своем пути, не оставляя аулов, не щадя стариков, женщин и детей. Именно эта эпоха  XVII—XVIII веков  получила у казахов название «жаугершілік заманы» — период непрерывных войн с джунгарами. И для казахов война с джунгарскими захватчиками была великой отечественной войной.
Как писал знаток истории писатель Мухтар Магауин, «...никто не сможет защитить казахов, кроме их же самих. Если бы не было таких побед, как в сражении при Буланты, Аныракайской битве, то еще три века назад Казахская Орда совсем бы исчезла».
Джунгарское государство возникло в 30-х годах XVII века в Западной Монголии. Во главе государства стоял хунтайджи (хан). Население занималось кочевым скотоводством. Джунгария была сильным в военном отношении государством. Джунгарское войско во время походов насчитывало до ста тысяч воинов. Была сильная воинская дисциплина. Так, за уход с поля боя предусматривались крупные штрафы скотом и вооружением. За не предупреждение появления врага и предательство наказывали смертной казнью. В военное время каждое родовое подразделение джунгар в кратчайшие сроки превращалось в боевую единицу.
Жители Джунгарии так же, как и Казахского ханства, занимались кочевым и полукочевым скотоводством. В начале XVIII века население этой страны составляло около одного миллиона человек. Около полумиллиона человек составляли представители покоренных народов. Последние исправно платили подати, обеспечивали пополнение армии воинами.  
Джунгарское государство было нацелено на захват чужих территорий, особенно земель соседнего Казахстана. Во-первых, завоевав Семиречье и Присырдарьинский регион, джунгарские правители могли контролировать один из важных маршрутов торговых путей, связывавших Джунгарию с Российской империей, Сибирью, государствами Средней Азии. Им открывалась прямая дорога в Афганистан, Иран и Закавказье. Во-вторых, захват Казахстана позволял им заметно укрепить границы ханства и получать дополнительные подати с покоренного населения. В-третьих, завоевателей привлекали огромные пастбищные угодья и торгово-ремесленные центры Южного и Юго-Восточного Казахстана. В-четвертых, завоевание территории Казахстана сулило джунгарам беспрепятственный проход к своим соплеменникам, кочевавшим в междуречье Жайыка (Урала) и Волги. Наконец, Джунгарское государство рассмат¬ривало население Казахстана как потенциальных рабов.
К началу XVIII века казахи владели обширной территорией от восточного побережья Каспия на западе до Джунгарского Алатау на востоке. Южные окраины казахских земель простирались до Ташкента, а северные — охватывали Иртыш и Тобол.

ШЕСТЬСОТ  ОТВАЖНЫХ
Вторжение джунгарских войск в Казахстан началось в середине тридцатых годов XVII века под предводительством Батура контайчи. Сначала походы носили сравнительно редкий характер, но с заметным успехом. Главная причина – в Казахском ханстве не утихали распри и соперничество между племенной знатью и феодалами. Некоторые казахские султаны стремились обособиться от ханской власти и править своими владениями единолично. Стали прерываться тесные связи и между жузами. Этой сложной политической обстановкой и воспользовались джунгары.
Захватчики стремились закрепить за собой торгово-ремесленные центры, караванные дороги,  пастбища, что в условиях кочевого скотоводства влекло передел земельных угодий. Борьбу против джунгар возглавил Жангир хан.
Как и его отец Есим хан, он был обеспокоен усилением Джунгарского ханства. В 1628 году умер хан Есим. В это время султан Жангир находился на северо-востоке Казахстана, охраняя границы страны от калмаков – западных монголов.
Как говорит доктор исторических наук, профессор КГУ имени Коркыта ата Утеубай Кожакулы, в одном из боев немногочисленный отряд Жангира был разбит, а сам он взят в плен. Ему пришлось до конца испить чашу горести и унижения. Молодой султан ничем не отличался от рядовых воинов – такая же легкая кольчуга, войлочный колпак, то же вооружение. В 1636 году он совершает побег и ему в этом помогают Карасай батыр и Аргын Агынтай батыр.  
По свидетельствам историков, Жангира отличали такие качества, как решительность, смелость, упорство, стойкость, готовность к самопожертвованию. Однако пленение  подорвало на некоторое время его авторитет среди политических соперников и
населения.  
С каждым годом натиск джунгарских войск усиливался, и в 1643 году Батур-контайчи собрал 50-тысячное войско для тайного наступления на Семиречье. Обстоятельства требовали срочных действий, и Жангир старался предпринять все возможные меры. Нужно было собрать казахское объединенное войско, а в случае острой необходимости попросить помощи у дружественных соседей. В первую очередь Жангир обратился за помощью к давнему другу своего отца, известному правителю Самарканда
Жалантосу бахадуру, который согласился подать руку помощи. Есть сведения, что на рынках Самарканда и Бухары Жангир приобрел огнестрельное оружие, свинец, порох и вооружил своих воинов самым современным на то время оружием – фитильными ружьями.    
К тому моменту власть Жангира еще не успела окрепнуть, и он не мог призвать под свои знамена большое войско. Поэтому султан успел мобилизовать 600 вооруженных всадников. Среди них были батыры Шапрашты Карасай, Аргын Агынтай, Торткара Жиембет и другие.
С 600 отборными воинами Жангир направился в Джунгарское Алатау, в местность Орбулак, где находится сопка высотой 2200 м над уровнем моря. Внизу с западной стороны течет речка Орбулак и впадает в Кескентерен, с восточной стороны течет Жарбулак. Сопка имеет крутой склон на запад и пологий склон на восток. Здесь казахские воины решили устроить засаду, чтобы остановить продвижение джунгаров.
Когда конница калмаков углубилась в ущелье, казахи открыли огонь из кремневых ружей. Более трех месяцев Батур контайчи пытался прорвать заслон в ущелье, устроенной 600 сарбазами, но безуспешно. К этому времени на подмогу казахам с 20-тысячным войском из Самарканда подоспел Жалантос бахадур.
— В этом бою джунгарский правитель потерял более десяти тысяч воинов и потерпел сокрушительное поражение, — продолжает Утеубай Кожакулы.
Орбулакская битва произошла в местности Белжайляу (ныне Панфиловский район Алматинской области). Белжайляу – это череда пастбищ между горными хребтами Джунгарского Алатау и Алтын-Эмеля. Тут проходит дорога из Прибалхашья в Илийскую долину. Это одно из лучших мест Жетысу со своим особым микроклиматом. Летом здесь не бывает иссушающей жары и выжженной травы.
Орбулакская битва практически была первой крупной победой и наиболее знаменательным сражением между казахами и джунгарами и стала примером мужества, героизма и невероятной силы военного духа казахов. Оно вошло в мировую летопись боевой славы и военного мастерства. Величие Орбулакского сражения сопоставимо с величием знаменитой битвы при Фермопилах, когда спартанский царь Леонид и его 300 воинов защищали узкий проход между горами и морем от 80-тысячной армии персидского царя Ксеркса.
В нынешнем году в республике широко отмечается 375-летие победы в Орбулакской битве. Вдоль международной трассы «Шымкент – Ташкент» на высоком холме вблизи населенного пункта Шарап-хана Казыгуртского района Южно-Казахстанской области возведен мемориальный комп¬лекс. Издалека можно увидеть впечатляющие конные статуи Жангир хана и Жалантоса бахадура. На сплошной гранитной стене с внешней стороны площади, где расположился комплекс «Батыр бабалар», установлены панно. Изображение на одном отражает самые трагические страницы истории, которые известны как «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама». Другое – воспроизводит эпизоды Орбулакской битвы. На панорамной стене вместе с двумя полководцами, которые привели воинов к этой победе, навечно запечатлены великие исторические личности казахской земли – Шапырашты Карасай, Аргын Агынтай, Алшын Жиембет, Канлы Сарбука, Найман Коксерек, Дулат Жаксыгул, Суан Елтинди и батыры братского кыргызского народа – Котен и Табай.

ГОДЫ ВЕЛИКОГО БЕДСТВИЯ
Казахо-джунгарские конфликты не утихали. Жангир-хан провел три крупных сражения с джунгарскими войсками в 1635, 1643, 1652 годах с переменным успехом. В 1652 году джунгары под предводительством хошоутского Очирту-Цецен-хана разорили казахские улусы. Жангир хан был убит сыном Очирту-Цецен-хана Галдамой. Казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть предгорья Алатау, занятые джунгарами. В 60-х годах казахско-джунгарские столкновения ограничивались мелкими стычками, но при хунтайджи Галдане-Бошогту крупномасштабные военные действия возобновились. Сын Жангир-хана Тауке-хан не смог остановить джунгаров и в 1681 г. войска Галдана перешли реку Шу.
В 80-е годы XVII в. джунгарские войска вторглись в район реки Сырдарьи, заняли здесь ряд городов. Казахи, потеряв города Сайрам и Туркестан, оказались оторванными от торгово-ремесленных центров. Особой ожесточенностью отличались походы хунтайджи Цеван-Рабдана, отряды которого продвинулись до реки Сарысу. В то же время другая часть джунгарских войск вторглась в северо-восточные районы Среднего жуза. Временами враг прорывался к рекам Ори, Иргиз, Илеку и Ишиму. Джунгары разоряли аулы, убивали мирное население, не щадя стариков, женщин и детей, угоняли скот. Ското¬водство, земледелие и ремесла казахов пришли в упадок, многие города были сожжены и разрушены. Джунгарское нашествие было таким же жес¬токим, как и нашествие монголов. В это же самое время на Казахстан совершали грабительские набеги волжские калмыки. Была опасность нападения со стороны бухарских и хивинских феодалов.
В результате походов 1683-84 гг.. был взят и разрушен Сайрам. В 1683 году джунгарская армия под командованием Цэван-Рабдана дошла до Ташкента и Сырдарьи, разбив два казахских войска. После этого Галдан подчинил кара-киргизов и разорил Ферганскую долину. В 1698 году войска Цэван-Рабдана доходили до Тенгиза и Туркестана.
В 1710 г. в районе Каракумов соб¬рались представители трех казахских жузов. Они решили создать народное ополчение, которое сумело бы отбросить джунгарское войско на востоке. Но успехи ополчения были временными. Летом 1717 г. на реке Аягуз произошло сражение между 30-тысячным казахским войском и джунгарами. Казахские ополченцы соорудили деревянный вал, откуда вели обстрел врага. Битва длилась три дня. Джунгары нанесли удар с тыла, а казахские военачальники не сумели договориться о совместных действиях, в результате казахские войска потерпели поражение. Тогда же на реке Арысь джунгарские войска разбили другие отряды казахского ополчения. В 1723 г. многочисленные джунгарские войска вторглись в долину реки Талас. Казахи в это время не ожидали нападения. В этом сражении они потеряли несколько тысяч человек убитыми и 10 тысяч пленными. Жители, успевшие спастись, потеряли скот, питались кореньями трав, гибли в тяжелом, голодном пути.
В 1723—1727 годы джунгары захватывают Южный Казахстан и Жетысу, разбивая казахские войска. Казахи потеряли Ташкент, Сайрам и Туркес¬тан. В результате военных действий противника была захвачена практически вся территория Казахстана, кроме пустынных и горных местностей.
Относительно неуязвимыми оказались отдаленные районы Западного Казахстана.
Десятки тысяч казахов вынуждены были оставить родные места и уйти в Среднюю Азию. Не найдя там удобных свободных пастбищ и вступив в столкновение с бухарскими и хивинскими феодалами, казахи откочевали на запад, ближе к русским границам, в район рек Эмбы, Жаика (Урала), Илека. Казахский ученый-просветитель Чокан Валиханов говорил, что период джунгарского нашествия был «ужасным временем» в жизни казахов.
Эти годы вошли в историю Казахстана, как «Годы великого бедствия» (Актабанды Шубаранды), тогда то «родилась старинная казахская песня-плачь (жоктау) «Елимай» («О, народ мой»), как символ народной скорби об этой трагедии.
«Годы Великого бедствия» имели самые негативные последствия для казахского общества. Были существенно нарушены традиционные маршруты кочевок степняков. Казахи лишились плодородных пастбищ. Заметно сократилось поголовье скота. Пришли в запустение некогда цветущие земледельческие оазисы Семиречья и юга Казахстана. На время прервалась торговля с сопредельными государствами. Были разрушены многие города. Пленные казахи угонялись на территорию соседней Джунгарии. Но самой страшной утратой была смерть близких и родных. По некоторым сведениям погибло две трети степного населения. Население охватил массовый голод. Возникла реальная угроза существованию казахов как народа.
Основная причина столь тяжелой катастрофы заключалась в самих казахах. Казахское ханство, несмотря на нависающую угрозу независимости, долго оставалось раздробленным государством. Внутриполитическое положение ханства было сложным. Попытки Кайып хана и Абулхаира организовать сопротивление против джунгаров не давали результатов. Вероятно, между обоими правителями были некоторые противоречия и несогласованность, в обществе преобладали центробежные силы и действия.

БИТВА ПРИ БУЛАНТЫ
Выходом из создавшегося положения мог быть лишь организованный отпор врагу, который остановил бы дальнейшее продвижение джунгар на запад.
Наиболее дальновидные ханы — Тауке, а позднее Абулхаир – понимали, что для победы над захватчиками надо собрать воедино все силы казахского народа. В 1726 году в местности Ордабасы (недалеко от Шымкента) состоялся курултай казахских племен и родов. Решением биев трех жузов Толе би, Казыбек би и Айтеке би  было принято решение о создании единого казахского ополчения. Командование им было поручено хану Младшего жуза Абулхаир-хану. Решено было дать джунгарам генеральное сражение и разгромить их.
Сражение произошло в 1728 году в междуречье рек Буланты и Билеут (в нынешнем Улытауском районе Карагандинской области) в местности Кара сыйыр. Казахское ополчение заманило врага глубже в степь, затем, резко повернув назад, перешло в контратаку, нанося удары с обоих флангов. Захватчикам был нанесен сокрушительный удар: большинство джунгар погибли, многие попали в плен, лишь единицы спаслись бегством. Однако на этом события не завершились. Часть джунгарских всадников сумела прорваться к верхнему течению реки Буланты. Но и здесь их настигли отряды казахской кавалерии. И снова на пересеченной местности джунгары были разбиты, только отдельным группам удалось уйти в горы за Майтобе и Курайлы в сторону Улытау. По приблизительным данным, было унич¬тожено до десяти тысяч джунгарских воинов. Были освобождены северо-восточные районы Казахстана – земли Младшего и Среднего жузов. Место сражения вошло в историю под названием «Место гибели калмыков». В честь этого сражения в урочище Уйтас в 2015 году был  возведен монумент «Булантинская битва». На вымощенной плиткой площади установлена 7-метровая стела «Бүланты шайқасына». Монумент изготовлен из латуни и мрамора. Верхняя его часть изображает копье, острием направленное вверх.
Рядом со стелой расположены девять гранитных глыб.На них начертано, что благодарные потомки будут вечно помнить о героическом подвиге защитников родины. На камнях высечены имена батыров, которые вели за собой войска.
Как отметил Глава государства, сражение у Буланты имеет для казахов такое же значение, как для русских Полтавская битва. Необходимо, чтобы молодые люди знали о данном факте, на примере героического прошлого учились быть патриотами своей страны.
Эта победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы. С тех пор инициатива в ведении боевых сражений перешла в руки казахских ополченцев, готовых идти в контрнаступление. Отпор захватчикам стал решающим фактором в сохранении территориальной целостности Казахского ханства. В связи с этим Джунгарское ханство было вынуждено перейти к обороне западных границ.

 БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Победа казахов при Буланты стала залогом успеха в Аныракайской битве. Известно, что она происходила в декаб¬ре 1729 – январе 1730 года в горах Анракай, расположенных в пус¬тынной степи южного Казахстана, в 120 км к югу от озера Балхаш, в 20 км к северо-западу от города Алматы.
Анракайские горы и озеро Алаколь были важными стратегическими пунк¬тами, ведь отсюда по реке Чу был выход к Сарысу, Каркаралинским горам и горам Улытау. Численность казахских войск достигала 30 тысяч человек. Индивидуальное вооружение казахских конников состояло тогда из лука со стрелами, сабли, боевого ножа, копья, боевого топора, было еще орудие для ловли лошадей и противников — курык. В битве при Аныракае участвовали представители всех трех жузов. Это известные бии — Толе би, Казыбек би, Айтеке би, Койгельды, батыры — Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Бекжан Батыр, султаны, родоначальники и многие другие. Каждое крупное воинское подразделение имело свое знамя. Битва началась с традиционного противостояния двух батыров. Со стороны джунгар вышел сын джунгарского хана Колдана — Чарыш. Со стороны казахов сражался 18-летний батыр Абулмансур, сын Коркем Уали-султана, внук Абылай хана Каншера, будущий хан Среднего жуза Абылай. Именно в этой битве Абулмансур получил имя по своему боевому кличу – Абылай. За ходом Аныракайского сражения следил первый хан Младшего жуза — Абулхаир хан, проявивший себя как способный военачальник в сражениях с джунгарами. Главнокомандующим армиями трех жузов был Богенбай батыр, выходец из рода канжыгалы.
Как говорит профессор КГУ имени Коркыта ата Утеубай Кожакулы, Аныракайская битва — крупнейшее и решающее сражение во всей казахско–джунгарской войне, на кон было поставлено существование казахского этноса..
Первые успехи казахов были достигнуты у гор Абулхаир, Телектау, Кангур, речки Сункайты, гор Хантау. Стремительные атаки, применение россыпного конного строя или, в необходимых случаях, плотных отрядов с широким маневром стали для казахов важнейшими тактическими приемами. К этому добавлялась хорошая разведка, отличное знание местности.
Джунгары не выдерживали внезапных атак казахских воинов и через мелкие степные речки были вытеснены к озеру Алаколь и горам Аныракай. Джунгарский хан Галдан-Цэрен не смог возглавить организованное сопротивление казахской коннице, подкрепление к нему не подошло.
В итоге Аныракайская битва завершилась победой казахского народа, став решающим сражением в освобождении казахских земель от джунгарского гнета.
Аныракайская битва является эпохальным событием в истории казахского народа, считает ведущий сотрудник Института истории и этнологии МОН РК Ирина Ерофеева. Эта битва имела для казахов то же значение, что Куликовская битва для русских или Курская дуга для Советского Союза. Казахский народ осознал-таки свое единство, неразрывную целостность и взаимо¬связь. То есть был дан мощный толчок формированию национального самосознания казахов, становлению чувства уважения к себе и своей истории. Казахи стали воспринимать себя не как отдельно взятые аргыны, кыпчаки, найманы или шапрашты… Теперь они стали говорить: «Я – казах», «Мой народ», «Моя страна».
После победы при Аныракае были еще сражения между казахами и джунгарами. Но постепенно враждебные действия джунгар стали ослабевать. К тому же в Джунгарии начались междоусобицы, один из претендентов на престол Амурсана пытался с помощью китайцев взять власть, но потерпел поражение и был вынужден искать поддержки у султана Абылая. А в середине XVIII века Джунгария после окончательного поражения от манчжуро-китайских войск прекратила своё существование. Была поставлена точка в кровопролитном противостоянии между казахами и джунгарами.
Абдрахман ЕНСЕГЕН


Кызылординские вести / Четвертая полоса 04 август 2018 г. 1 907 0